Из опыта работы учителя - дефектолога
Сегодняшний мой профессиональный интерес лежит в проблемном поле
«Развитие ранней профориентации». Работая учителем-дефектологом в коррекционном учреждении для детей с нарушением зрения я увидела, какие значительные трудности испытывают дети в социально-бытовой ориентировки. В связи с замедленностью, фрагментарностью восприятия и неточностью. Поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у сверстников с сохранным зрением.
Для воспитанников особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации и адаптации детей в общество. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями и осуществлением ранней профориентации.
Отечественные и зарубежные авторы занимались и продолжают заниматься вопросами ознакомлением с трудом взрослых, научно обосновали целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых, и появлением непосредственного интереса к миру взрослых и к различным видам их деятельности.
В настоящее время уже решены вопросы ранней профориентации детей, а именно:
- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности реализуются;
- отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
ОДНАКО:
- работа педагогов по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не всегда нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;
- а так же не всегда прослеживается преемственность в работе детского сада и школы в данном направлении.
Президент ставит перед нами задачу – воспитать «нового человека»: конкурентоспособную личность, обладающую чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. И это в полной мере касается моих воспитанников.
Актуальность работы по ранней профориентации обоснована и в ФГОС дошкольного образования. В образовательных областях стоят задачи ознакомления с трудовой деятельностью взрослых, формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда, значимости профессий в жизни общества. Знания о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах уже в дошкольном возрасте, начинают регулировать поступки детей, перестраивают их мотивы, их отношение к собственному труду, труду взрослых, предметах, созданных людьми.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в будущем - каким бы далеким оно не сейчас нам не казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значим, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что работа труд, занимает в жизни людей очень важное место, что это, по сутиоснова жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий, инструментов, и что получается в результате;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и повышали свои профессиональныеспособности.
Очень важно, как можно раньше, создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий. Современный рынок профессий очень динамичный. Появляются новые профессии, которые требуют новых знаний и навыков их применения.
Некоторые профессии стареют и становятся не востребованными. И поэтому НАМИ был обновлен и разбит перечень профессий по возрастам с которыми знакомлю детей в дошкольном учреждении. Это сделано для того, чтобы мои выпускники которые через 15 лет закончат школу, были ориентированы на профессии будущего и на их востребованность.
Самое главное правило для педагогов:
ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Ребенку предоставляется максимум самостоятельности в различных видах деятельности и ситуациях. Система и организация работы по СБО и ранней профориентации обеспечивает успешность его социализации, высокий уровень интереса и мотивации к миру профессий и в дальнейшем возможность принятия новых условий школьной жизни.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей, их воспитательная функция различна. Но, для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. В законе РФ «Об образовании» статья 18 говорится «Родители являются первыми педагогами». Но современные семьи практически утратили многие старые традиции, отсутствие постоянного общения между детьми и родителями не обеспечивает должной адаптации к социуму.
Педагоги дошкольного учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать его родственные связи, приобщать к семейным ценностям.
Дети живут в реальном времени, им интересно, что происходит сейчас в это мгновение. Педагоги помогают родителям через созданные Родительские клубы, рассказывать о своих профессиях. Дети гордятся профессиями своих родителей!
Нашими социальными партнерами в рамках реализации проекта ТЕМП являются 3 основных градообразующих предприятия: Кыштымский Радиозавод; Медеэлектролитный завод и Машиностроительный завод.
С данными предприятиями заключен социальный договор, по которому наши воспитанники посещают заводы с экскурсиями, знакомясь с разнообразным миром промышленных профессий. В те цеха, которые дети не могут посетить по объективным причинам, нами была создана картотека виртуальных экскурсий, которые помогают детям обогатить их опыт.
Таким образом ранняя профориентация детей, позволяют нам воспитать «нового» современного человека, мотивированную и интеллектуальную личность, готовую трудиться и гордится результатами своего труда.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через
Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе
Конкурсная программа в начальной школе. Профессия Строитель