Занимательные игры с геометрическим материалом, как средство развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
У детей с нарушениями зрения наблюдаются ограниченные зрительные возможности, которые не обеспечивают необходимые условия для развития полноценного глазомера, зрительного анализа формы, цвета, величины, пространственного расположения предметов. Осложняет их восприятие, сложности выделения объемных предметов в макро -(микро)пространстве, местонахождения и взаимоотношений между объектами. Действия соотнесения формы предметов к заданным сенсорным эталонам формы, выделения размера объекта, установления пространственных отношений между объектами выполняются у детей с нарушениями зрения медленнее. Кроме того их действия неупорядоченные, фрагментарные, у детей наблюдается снижение интереса к результату деятельности, особенно при возникающих трудностях.
В ходе игр на геометрическом материале дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результатов, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы среде потом он не трудился.
Предлагаю вам ознакомится с некоторыми вариантами игр.
1. Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
2. Игра «. Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
4.
Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5.
Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
6.
Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце – обруч - круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок – квадрат; косынка-треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.
7.
Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
8.
Игра «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
9.
Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
Таким образом, использование геометрических игр, направленные на развитие зрительного восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы, свободно ориентироваться в семи цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону, знать основные геометрические формы: плоские и объемные, подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Дети умеют и могут сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, переключать внимание от одного вида деятельности на другой. Постепенно идет развитие произвольной памяти. Игры на геометрическом материале способствуют решению основной задачи работы – коррекции зрения и восстановления. Каждая игра детей – это общение со взрослыми, друг с другом, это школа сотрудничества, в которой они учатся и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить неудачи.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – вот основные критерии игр, которые полезны для развития наших детей.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры - раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет
Дидактическая игра для 5-11 классов. Математическое поле чудес
Математические ребусы с картинками и ответами, 5-7 класс
Математическая игра для 6 класса
Похожие статьи:
Сценарий математической игры для 7 класса. Внеклассное мероприятие
Игра по математике с ответами, 6 класс
Методики раннего обучения детей математике
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Стихи для обучения детей счету