Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занимательные игры с геометрическим материалом для детей с нарушениями зрения

Занимательные игры с геометрическим материалом, как средство развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
У детей с нарушениями зрения наблюдаются ограниченные зрительные возможности, которые не обеспечивают необходимые условия для развития полноценного глазомера, зрительного анализа формы, цвета, величины, пространственного расположения предметов. Осложняет их восприятие, сложности выделения объемных предметов в макро -(микро)пространстве, местонахождения и взаимоотношений между объектами. Действия соотнесения формы предметов к заданным сенсорным эталонам формы, выделения размера объекта, установления пространственных отношений между объектами выполняются у детей с нарушениями зрения медленнее. Кроме того их действия неупорядоченные, фрагментарные, у детей наблюдается снижение интереса к результату деятельности, особенно при возникающих трудностях.
В ходе игр на геометрическом материале дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результатов, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы среде потом он не трудился.
Предлагаю вам ознакомится с некоторыми вариантами игр.

1. Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
2. Игра «. Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
4. Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
6. Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце – обруч - круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок – квадрат; косынка-треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.
7. Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
8. Игра «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
9. Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
Таким образом, использование геометрических игр, направленные на развитие зрительного восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы, свободно ориентироваться в семи цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону, знать основные геометрические формы: плоские и объемные, подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Дети умеют и могут сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, переключать внимание от одного вида деятельности на другой. Постепенно идет развитие произвольной памяти. Игры на геометрическом материале способствуют решению основной задачи работы – коррекции зрения и восстановления. Каждая игра детей – это общение со взрослыми, друг с другом, это школа сотрудничества, в которой они учатся и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить неудачи.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – вот основные критерии игр, которые полезны для развития наших детей.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры - раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет Дидактическая игра для 5-11 классов. Математическое поле чудес Математические ребусы с картинками и ответами, 5-7 класс Математическая игра для 6 класса

Похожие статьи:

Сценарий математической игры для 7 класса. Внеклассное мероприятие

Методики раннего обучения детей математике

Игры для обучения детей 3-6 лет математике

Стихи для обучения детей счету

Математические задачи игры для дошкольников

Технология Базарного в ДОУ | Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста детей с косоглазием и амблиопией
Опубликовано: 3026 дней назад (10 августа 2016)
Просмотров: 5221
+5
Голосов: 5
Селина Татьяна Владимировна # 10 августа 2016 в 17:15 +2
Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Спасибо за Ваш материал. Сегодня нарушение зрения у детей - серьёзная проблема уже в дошкольном возрасте. Игра - один из лучших способов развивать речь, мышление, внимание, восприятие мира. Геометрические игры, предложенные в работе - разноплановые, интересные, простые. Думаю, что этот материал будет интересен воспитателям, родителям, а также учителям 1х классов. Может быть, я не права, но просится дополнительное название: "Консультация для родителей" или "Консультация для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения". Но в целом, полезная информация. Примите мой голос.
Татьяна Владимировна Парфенова # 11 августа 2016 в 08:12 +1
Большое спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 10 августа 2016 в 19:08 0
Татьяна Владимировна, вы представили интересную подборку игр, способствующих развитию детей. Много вариантов применения. Хорошо бы добавить наглядности, это бы улучшило качество материала. На сайте это приветствуется. Спасибо и удачи!
Татьяна Владимировна Парфенова # 11 августа 2016 в 08:14 +2
Спасибо!
Мира Симеунович # 14 августа 2016 в 10:38 0
Татьяна Владимировна, здравствуйте! Интересный материал Вы предоставили. Я уверена, что Ваши игры с геометрическим материалом оказываются полезными в работе с детьми с нарушением зрения. Кроме образовательных и функциональных задач, которые реализуются, такими играми развивается внимание, мышление, совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Самое важное, по-моему, то что интересными, увлекательными играми мотивируется желание детей участвовать, воспитывается самоуверенность детей, сотрудничество, дружелюбие. Разрешите ещё предложить Вам посмотреть по ссылке рекомендации по оформлению публикации: https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Примите голос! Желаю успехов в работе!