Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Корней Иванович Чуковский и его произведения
Цели: знакомство с творчеством, биографией детского поэта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных интересов, учиться читать по ролям.
1. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы читали произведения 2 великих педагогов и писателей. Назовите их имена (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский)
Игра «Собери слова».
На доске буквы: Е, Е, Е, В, Л, С, Ь (веселье)
А, Д, О, Р, С, Т, Ь, (радость)
- Что можно сказать об этих словах? (близкие по смыслу). Назовите противоположные им слова. (печаль, грусть, тоска)
- Какие орфограммы увидели? (ь-показатель мягкости, разделительный ь)
- К этим словам мы еще вернемся на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Хочу рассказать вам, ребята, про одного мальчика, который родился очень давно в Санкт-Петербурге (а именно 19 марта 1882 года). Звали его Коля, а фамилия Корнейчуков. Его мама работала горничной в доме богатых людей. Папа был высокого происхождения, из богатых. По нормам того времени родители не могли жить вместе.
Коля был очень способный, хорошо учился в гимназии, но его выгнали из гимназии из-за «низкого происхождения». Но неучем он не остался, он самостоятельно прошел школьный материал и сдал все экзамены экстерном. И кроме того сам выучил английский язык.
- Что хотите сказать об этом мальчике?
- Ребята, интересно узнать, что с ним было дальше?
- А вырос из этого мальчика замечательный взрослый, который очень любил детей, имел своих четверых детей. Он стал детским поэтом, писал для ребят стихи, сказки, загадки, небылицы.
Став литератором, он взял псевдоним (ненастоящее имя).
Коля Корнейчуков—Корней Иванович Чуковский.
Портрет.
- Самую первую сказку он написал случайно. Ехал в поезде с сынишкой, тот приболел, капризничал. И тогда папа рассказал ему:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил__
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
Так в 37 лет написал первую сказку, которую назовет «Крокодил». Его произведения произвели переворот в детской литературе того времени, до него никто так не писал для детей. Писали нравоучительные произведения, вспомните рассказы, которые читали на прошлом уроке (наставляют, учат, как вести себя). А Чуковский первый понял, что детей еще надо и веселить, развлекать, смешить. Ведь это здорово, когда дети смеются. Поэтому с этих слов и начали наш урок (веселье, радость).
3. Выставка книг.
- Вижу по вашим горящим глазкам, что с творчеством Корнея Ивановича вы знакомы.
- Я буду зачитывать отрывки из его произведений, а вы называйте это произведение, я буду выставлять книгу.
4. Физминутка.
- Засиделись, встанем отдохнуть.
- Ребята, я буду зачитывать отрывки из произведений Чуковского, а вы попробуйте эти слова изобразить, инсценировать.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (назовите произведение)
И обрадовались блюдца
Дзынь-ля- ля
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля. (откуда эти строки?)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (вспомнили произведение?)
5. Работа с учебником.
- Откройте «Азбуку» на стр. 96-97, рассмотрите иллюстрации, из каких сказок эти иллюстрации? («Муха-цокотуха», «Телефон», «Федорино горе», «Путаница», «Мойдодыр», «Крокодил», «Айболит»).
В учебниках только отрывки из произведений. Чтение учителем первого отрывка.
-Узнали? («Телефон»). Как называется таким образом записанный текст? (диалог). Что такое диалог? (разговор двух и более лиц). Кто здесь общался? (автор и разные звери).
Чтение детьми отрывка по ролям (3-4 раза)
6. Физминутка для глаз.
Чтение второго отрывка учителем. («Путаница»).
– Зачем автор все перепутал?
Мини-инсценировка отрывка из сказки «Путаница» (детям даются роли котят, утят, поросят, чтение своих слов)
- Обе эти книги есть у нас сегодня на уроке, какую хотите услышать до конца? (чтение учителем одной из сказок до конца)
–Ребята, а вторую сказку возьмите в библиотеке и дочитайте самостоятельно, договорились?
7. Рефлексия учебной деятельности.
-В подарок за хорошую работу на уроке вы получаете кроссворды по сказкам Корнея Ивановича. Советую записывать карандашом. Каждый ребенок получает кроссворд:
По горизонтали:
1. Имя акулы в сказке Чуковского.
2. Усатое «чудовище» из сказки Чуковского.
3. Имя мухи – именинницы.
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
6. Кто вернул краденое солнце?
7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Фронтальная проверка.
– Какое получилось слово по вертикали? (крокодил). –Почему?
- Что понравилось на уроке? --Что удивило? --Что узнали нового?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ООМ для 1 класса УМК "Школа России"
Обучение грамоте 1 класс
Конспект урока 1 класс "Обучение грамоте" УМК "Школа России"
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Похожие статьи:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида