Игры и игровые упражнения для развития речи детей 5-6 лет
Игровая деятельность, развивающая речь у детей 5-6 лет
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед,МАДОУ д/с "Буратино",районный центр Кыра
Учитывая,что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра,в организации логопедической работы стремились к тому,чтобы занятия в зимний период носили учебно-игровой характер.Данный практический материал будет полезен логопедам,воспитателям,учителям,родителям дошкольников.Описание используемых игр раскрывают систему их применения,именно с целью развития словаря,речи у детей 5-6 лет.Представляю описание игр с целью совершенствования коррекционной работы.
Использование игрового материала зависит от:
-этапов работы(ознакомление с новыми словами и уточнение значения слов,закрепление изученного материала);
-возраста детей,присутствующих на занятии;
-уровня подготовленности детей;
Например,рассматривая логопедическую работу с детьми по теме
"Зима",предлагали детям поиграть в речевые игры.По ходу выполнения основной части,необходимо было сосредотачивать внимание детей на словарной работе,обогащении словаря,формировании грамматически правильной речи.Во время игр предлагали детям отправиться в волшебную страну и выполнить предлагаемые задания,например отгадать о каком времени года пойдёт речь:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает?(Зимой)
Зима-матушка,так в старину русский человек называл зиму,с её холодами,снегами,метелями и буранами.Может быть,потому,что зима,словно родная матушка,прикрывает всю землю снежным "одеялом",защищая от лютых морозов.А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает,ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.(И.Суриков.Зима)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.(А.Фет)
Зимушка-зима,в гости к нам пришла,попробуем ответить на зимние вопросы:
-Как называется одежда,которую мы носим зимой?(Зимняя)
-Какие птицы остаются зимовать?Назовите одним словом.(Зимующие)
-Назовите ласково слово Зима.(Зимушка)
-Если хлеб посеяли поздней осенью,под зиму,то какой он?(Озимый)
-Зверь в лесу пережил зиму.Значит,он что сделал?(Перезимовал)
-От какого слова родились слова "зимняя","зимующие","зимушка","озимый","перезимовал"?(от слова"зима")
В ответах присутствовали слова,которые родились от одного главного слова.Как называются такие слова?(Родственными)
-Какие слова называются родственными?(Родственными называются слова,похожие по звучанию и значению)
Слова,как родные,
Похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать
И вдуматься в суть-
Они об одном говорят.
Рассмотрим дидактическую игру
"Назови лишнюю картинку"
Цель игры:закрепление представлений о родственных словах,умение различать их среди других слов;
Задачи:
-учить образовывать родственные слова;
-упражнять в выделении главного и "лишнего" слов в группе родственных;
-развивать память,внимание,мышление,речь через игровые упражнения;
Оборудование:предметные картинки
Ход игры:
Детям раздаются предметные картинки они должны внимательно посмотреть на картинки и сказать,какая из них лишняя.
-Снегурочка,снеговик,мороженое
Снегурочка
Снеговик
Мороженое
-Морозилка,мороженое,снегурочка
Морозилка
Мороженое
Снегурочка
-Зимующие птицы,мороженое,зима
Зимующие птицы
Мороженое
Зима
-Снеговик,зимующие птицы,подснежник
Снеговик
Зимующие птицы
Подснежник
-Зима,снежинка,снегурочка
Зима
Снежинка
Снегурочка
-Снежинка,снеговик,мороженое
Снежинка
Снеговик
Мороженое
Целесообразно провести с детьми игру по картинке на развитие внимания,памяти,мышления.
Игра "Что я могу"
Предлагаем детям рассмотреть рисунок и ответить на вопросы
-Чем отличаются два снеговика?
-Найдите на рисунке одинаковые снежинки.
Закроем картинку листом бумаги и предложим детям ответить на вопросы по памяти
-Какое время года изображено?
-Сколько снеговиков изображено на картинке?
-Что держит в руках первый снеговик?
-Что держит в руке второй снеговик?
-Какого цвета нарисованы снежинки?
Рассмотрим дидактическую игру
"Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду"
Цель:обобщение и дополнение знаний о временах и месяцах года
Работа по рисунку
Предложим детям познакомиться с братьями-месяцами.Прочитаем стихотворение М.Погарского.Детям нужно внимательно слушать,стараться найти на рисунке всех братьев.
Двенадцать месяцев в году
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь-тот клубнику приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август-любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком,словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрём завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Таким образом дети во время игр подбирали эпитеты к предметам,составляли предложения с включением в них образных слов и выражений,например холодная зима,зима снежная,морозная,красивая,день сегодня ветреный,земля покрыта ковром из белого снега,вся природа обновилась,украсилась.В работе с детьми использовали игровые упражнения,так как игровая деятельность детей в учебных ситуациях реализуется в процессе познания,именно в играх дети обращали внимание на способ достижения результата.
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук младших дошкольников
Музыкальная дидактическая игра для детей "Динь - Дон"
Развивающие игры для дошкольников своими руками
Похожие статьи:
Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
Игра «Капуста» для детей старшей группы
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду