Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы с презентацией
Урок письма и развития речи в 9 классе с учащимися с ОВЗ коррекционной школы
Автор: Политова Валентина Евгеньевна, учитель письма и чтения и развития речи ГОУ РК СКШ-и №8 с. Кослан. Описание: Данный урок является продолжением изучения темы "Глагол". Полезен учителям начальных классов общеобразовательной школы и учителям коррекционных школ. Тема урока:Не с глаголами. Цель урока: Развитие умения писать глаголы с частицей не у учащихся с ОВЗ методом исследования. Задачи урока: Обучающие:
1. Совершенствовать знания о глаголах.
2. Исследовать и выявить, какие глаголы с НЕ пишутся слитно, какие - раздельно.
3. Определить причину слитного или раздельного написания глаголов с частицей НЕ.
4. Развивать умение писать глаголы с частицей не и глаголы-исключения. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся на уроке письма и развития речи.
2. Корректировать и развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки.
3. Совершенствовать орфографическую грамотность учащихся.
4. Повышать уровень речевого развития; способствовать обогащению, активизации словарного запаса. Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к учебе, к предмету.
2. Формировать самостоятельность, чувство коллективизма. Здоровьесберегающие:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз.
Тип урока: комбинированный. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: проблемно-исследовательский, частично-поисковый. Оборудование:
учебник «Русский язык» Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,
рабочая тетрадь №4 по русскому языку «Глагол»,
карточки с заданиями, опорные слова, презентация.
Ход урока. 1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. На уроке вы будете исследователями. Перед вами план исследований, по которому мы будем работать.
- Запишем в тетради сегодняшнее число, а тему урока запишем попозже. Приступаем к работе. Не забудьте оценить свою работу, как мы обычно делаем. (+ за правильный ответ, +/- за неточный ответ, - за неправильный ответ.)
2. Повторение пройденного материала.
Вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. На доске опорные слова, выберите те, которые нам помогут вспомнить правило.
(на доске слова: глагол, часть речи, действие предмета, признак предмета, предмет, кто? что?, какой? какая? какое? какие?, что делать? что сделать?)
- Сформулируйте правило, которое мы получили.
- Вспомним о грамматических признаках глагола. Исключите лишнее слово:
- стучать, чтение, зазвучала, прижало.
- летит, падает, синеешь, читает.
- заработаешь, уважает, поступил, выручили.
- старается, спрятаться, порадовать, рассказать.
Не забудьте оценить свою работу!!!
3. Постановка проблемы.
- Давайте узнаем тему нашего урока. Прочитайте пословицу. Вы заметили что-нибудь, прочитав ее? Да, она получилась несуразной, чего-то не хватает.
Наука в лес … ведет, а из лесу выводит.
-Как вы думаете, какое маленькое слово пропущено? (НЕ) Как вы понимаете эту пословицу? (Человеку нужны знания, без знаний он ничего не сможет сделать)
- Перед какой частью речи стоит не? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (дети доказывают)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (НЕ с глаголами) Запишем в тетрадях тему урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (научиться писать правильно не с глаголами)
- А еще мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать орфографическую зоркость и учиться мыслить самостоятельно.
Итак, посмотрели на 1 вопрос в плане исследований.
Исследование №1.
Как мы запишем глаголы с не? Какой первый вывод получили? Вывод:Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно ли это утверждение, мы узнаем с вами в течение урока.
Для этого мы продолжим наше исследование.
5. Работа над новой темой.
Исследование № 2.
- Какой частью речи является не?
- Это вы выясните самостоятельно, узнав значение глаголов и вписав ответы в кроссворд, по вертикали вы прочитаете нужное нам слово.
- Проверяем. Какой же частью речи является не? (частицей)
- Итак, наш второй вывод:Не – это частица.
Не забудьте оценить свою работу!!!
6. Физминутка.
- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ – приседаете, если же без НЕ – сделаете рывок руками в разные стороны.
Не умылся, помогает, не работает, читают, чистит, не идет, испортишь, не доверяем.
- А сейчас проведем разминку для глаз.
Рисование «ленивых восьмерок» глазами.
Крепко зажмурить глаза, а затем открыть.
Быстро поморгать. Открыть глаза.
Улыбнулись друг другу. Тихонько сели.
- Продолжаем наше исследование.
Исследование №3.
Всегда ли частица не пишется с глаголом раздельно?
Прочитайте предложения.
Мальчик Петя (не) любит ходить в больницу. Он (не) навидит уколы и (не) годует, когда ему (не) здоровится.
- Прочитайте эти предложения без не. Какие глаголы у нас получились? (любит, навидит, годует, здоровится).
- Есть ли в русском языке такие глаголы? (любит – есть, а навидит, годует, здоровится – нет)
- Кто догадался, в каких случаях нужно писать не раздельно, а когда слитно?
(если слово употребляется без не – раздельно, а если нельзя употребить без не – слитно.)
- Какое слово с не напишем раздельно? (не любит)
- Какие слова с не напишем слитно? (ненавидит, негодует, нездоровится)
- Давайте объясним значение глаголов.
- Запишем эти глаголы в тетрадь и запомним, они называются словами – исключениями. Их в русском языке много, на уроках мы еще с ними встретимся и поработаем.
Не забудьте оценить свою работу!!!
- Сделаем следующий вывод:Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно, если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Исследование №4.
Какой смысл придает глаголу частица не?
- Прочитаем глаголы из упр. 138 с.52 в рабочей тетради.
- А сейчас попробуем добавить частицу не. Какие глаголы лучше писать с частицей не? Запишите их в тетрадь. Какие глаголы получились с не?
Не забудьте оценить свою работу!!!
- Сделаем вывод. Какое значение придает частица не глаголам? (значение отрицания) Вывод:Частица придает глаголу значение отрицания.
7. Закрепление изученного материала.
Самостоятельные исследования в парах.
- А сейчас мы поработаем в парах. Можете друг с другом советоваться, помогать. Внимательно прочитайте задание и выполните письменно.
Дополнительный материал.
2. Подумайте, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Напиши пословицы правильно.
Ложь человека … красит.
Кто сегодня … обманет, тому завтра … поверят.
… спеши языком, а … торопись делом.
3. Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей не.
Сидеть сложа руки – (не работать)
Пропустить мимо ушей – (не слушать)
Не повышать голос – (не кричать)
Не задирать нос – (не зазнаваться)
Не вешать голову – (не унывать)
- Сейчас заслушаем ваши ответы. Какие глаголы записали в 1 столбик, какие – во 2? Проверка.
Не забудьте оценить свою работу!!!
- Обратите внимание на план. Остались ли у нас вопросы в плане? Значит, пора подвести итог исследованиям.
- Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что получилось? НЕ – это … . (частица) Частица НЕ придает глаголу значение … (отрицания) Частица НЕ с глаголами пишется …, если глагол употребляется без не. Если глагол без НЕ не употребляется, то пишется … . Глаголы-исключения: …, …, … .
8. Домашнее задание.
- упр. 162, с. 125 (учебник)
9. Итог урока. Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня проходили на уроке?
- Что нового узнали о глаголе?
- Вам понравился урок?
- Оцените свою деятельность на уроке. Посчитайте свои плюсы и минусы.
Поставьте себе оценку за работу!
Спасибо всем за урок, за работу! Молодцы! Вы мне очень помогли.
Презентация на тему: Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы
Валентина Евгеньевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Урок письма и развития речи в 9 классе с учащимися с ОВЗ коррекционной школы". Грамотно! Последовательно!
Вы создаёте условия для развития умения писать глаголы с частицей не у учащихся с ОВЗ методом исследования, совершенствуете орфографическую грамотность учащихся, это необходимо.
Мой голос +2, желаю ВАМ УСПЕХОВ!!!
Софья Владимировна, благодарю за положительную оценку урока. Учащиеся с ОВЗ требуют особого внимания, т.к. у них затруднен и снижен уровень развития познавательных интересов, поэтому для них требуются приемы и методы, которые облегчают усвоение материала.
Валентина Евгеньевна, очень содержательный, интересный исследовательский проект-урок. Сама лично присутствовала на вашем уроке, осталась довольна работой детей и полученным результатом. Урок прошел на одном дыхании, учитель вложила максимум усилий, чтоб материал урока был понятен детям. Дети с удовольствием работали, не устали, даже не отвлекало внимание, что на уроке присутствовало много педагогов. Отдала бы все 10 баллов, если б это было возможно. Мой голос без сомнения! Творческих успехов в нашем нелегком труде.
Здравствуйте, Валентина Евгеньевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы с презентацией очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Здравствуйте, Валентина Евгеньевна! С интересом познакомилась с конспектом вашего урока для учащимися с ОВЗ коррекционной школы. Профессионально! Методически грамотно! Чётко! Вы способствуете развитию познавательной активности учащихся на уроке письма и развития речи, корректируете и развиваете у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки. Успехов вам в вашем очень нелёгком труде! Примите мой голос.
Здравствуйте Валентина. Очень динамичный урок. Материал изложения постоянно "перетекает" от одного к другому. Дети находятся в процессе заинтересованного поиска. Спасибо. Голос.
Валентина Евгеньевна!
Конспект урока письма и развития речи заслуживает внимания.
Меня всегда радует, что материал научный,
адаптированный к возрастным особенностям детей,
его легко можно использовать!
Спасибо за публикацию!
Всего доброго!
Голос!
Зоя.