Как провести образовательный проект с обучающимися коррекционной программы 8 вида в начальной школе.
Автор: Вешкина Валентина Сергеевна
Должность: педагог-психолог МОУ "Тубинская СОШ" поселок Тубинский Иркутская область
Назначение материала: данный материал будет полезен учителям, школьным педагогам-психологам, воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по коррекционной программе 8 вида в организации и проведении проектной деятельности.Часто учителя начальных классов привлекают к поисковой деятельности успешных и легко мотивированных ребят, а детям с особенностями развития не знают что предложить для творческой реализации. Кукольный театр, спектакль за ширмой-вот надежный щит от стеснения и огромные возможности для самореализации каждого маленького артиста.
Метод проектной деятельности – это личностно - ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность в начальной школе, по мнению Тумановой Т.С. позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности обучающихся, т.к. включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывая все аспекты жизни детей в школе и дома.
На I ступени обучения (1-4 классы) работа педагогического коллектива с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе 8 вида направлена на формирование у детей учебной мотивации; желания посещать школу; умения учиться (выполнять посильные учебные задачи, исходя из реальных возможностей детей); развивать коммуникативное общение со всеми участниками образовательного процесса; гуманизировать эти отношения; помочь детям приобрести опыт общения и сотрудничества друг с другом и взрослыми, находящимися в зоне контакта; мотивировать развитие познавательной сферы, сформировать начальные обще учебные, трудовые умения и навыки на основе положительной мотивации к учению и создания ситуации успеха.
Отталкиваясь от исследования Исаковой В.В., образовательный проект «Театр кукол» внесет существенный вклад в развитие и коррекцию личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в развитие и компенсацию их способностей, сформирует ценностные и мировоззренческие установки, сформирует познавательные потребности. Педагог-психолог должен научить ребенка осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение), познакомить со средствами работы с куклой, умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания.
Реализации своих потенциальных возможностей может мешать низкая самооценка. Предоставление детям возможности самореализации во время внеурочной проектной деятельности может стать дополнительным источником повышения самооценки. Такая деятельность должна проходить в условиях поощрения, внимательного и доброжелательного отношения педагога-психолога. Для успешной работы в составе группы дети должны обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества. Важно выработать в ребенке способность взаимодействия с коллективом в соответствии с социально принятыми нормами и правилами, развивать в нем понимание переживаний и потребностей других людей.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проекте. Второй компонент – работа над проектом – это организованный взрослым комплекс действий, завершающийся созданием творческой работы.
Используя психологические и педагогические материалы по теме «проектная деятельность» и «работа с детьми с особенностями развития» Е.Сухаревской, Т. Тумаковой, В. Исаковой формулируем следующие цели и задачи работы над темой:
Цель: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
Формирование навыков диалогового общения, взаимодействия.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Развитие способности чуткого отношения к людям через сопереживание героям сказки и товарищам при подготовке спектакля.
Воспитание целеустремленности и настойчивости.
Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
Формирование социально приемлемых форм поведения.
Воспитание навыков организации рабочего пространства.
Этапы организации и проведения проектной деятельности:
1.Выбор темы спектакля.
2.Сбор информации о кукольном театре.
3.Выбор кукол и реквизита; оформление ширмы.
4.Реализация проекта (репетиции).
5.Спектакль.
1.Выбор темы.
Тема – это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты. Выбор темы определяется как интересами детей, так и возможностями учителя.
Педагог-психолог принесла на занятие куклу Лисичку, которая могла как бы самостоятельно общаться с детьми (махать лапками, при разговоре открывать рот, кивать головой, вертеть хвостиком). В ходе беседы о Лисичке, дети рассказывали не только то, что знают о лисах, но и вспомнили о кукольном спектакле, на котором побывали всем классом. Вновь пережитый восторг от театра и желание каждому поиграть с Лисичкой помогли найти отклик у детей на предложение педагога-психолога самим показать сказку с помощью кукол.
2.Сбор информации по теме проекта.
Для того чтобы процесс сбора информации был систематизирован, необходимо организовать выбор детьми областей интересов внутри темы. Но способность сделать свой выбор самостоятельно у детей 8 вида развита слабо, поэтому педагог-психолог может сам предлагать их вниманию те или иные темы.
В нашем случае, педагог-психолог показала ребятам презентацию о театре кукол, а также предложила выбрать сценарий для спектакля, прочитав детям 2 сказки.
Несмотря на то, что тема спектакля одна для всех, возможность выбора персонажа самим ребенком, создает для него ситуацию свободы выбора.
После добровольного выбора сказки и героев, дети учат реплики своего персонажа (с помощью родителей и педагога-психолога). Основная задача педагога-психолога на этом этапе – это направление деятельности детей на самостоятельность и ответственность. Ширма кукольного театра имеет несколько преимуществ перед сценой: ребенок прячется за перегородку и не имеет контакта со зрителем «глаза в глаза», что способствует более раскрепощённому поведению юного артиста: управляя куклой, ребенок часть ответственности за помарки выступления может переложить на неё.
Дополнительно в качестве источников информации могут выступать:
- отдельные объекты (книги, мультфильмы);
- организации (музеи, библиотеки, предприятия);
- мероприятия (экскурсии);
- консультанты (родители, специалист, учителя);
- ресурсы сети Интернет.
3. Проектная деятельность.
После завершения этапа сбора информации дети принимают участие в реализации проекта, при этом педагог-психолог знакомит детей с вариантами поведения всех персонажей вместе. Дети могут самостоятельно выбрать, как хотели бы участвовать в спектакле.
Параллельно с репетициями вся группа участвует в оформлении ширмы для спектакля: несложные декораторские вещи дети создают сами (бумажные деревья, ватный снег, снежинки из салфеток).
4. Презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за свою работу и полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес и получить свою долю аплодисментов.
Дети – артисты выступили перед своим классом, а также перед обучающимися 1 класса. Они с гордостью выходили на поклон к зрителям. А у детей-зрителей нашлось немало комплиментов для застенчивых одноклассников. На следующий день весь класс отправился в мастерскую Дома Культуры на мастер-класс по изготовлению кукол пальчикового театра.
Таким образом, даже не вполне успешный в основной учебной деятельности ребенок, получил возможность раскрыть свои творческие способности, утвердиться в глазах сверстников, учителей и родителей и, соответственно, повысить собственную самооценку и положительную мотивацию к обучению.
Использованная литература:
1. Е. Сухаревская «Проекты и исследования»
2. Т.С. Туманова «Организация и проведение проектной деятельности в начальной школе»
3. В.В. Исакова Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе