Формируем грамматический строй речи
Данный материал предлагаю поместить в родительском уголке старшей логопедической группы
Грамматическое оформление речи
При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушениями речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с нарушениями речи проявляется в более медленном темпе усвоения.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Например:
НОЖ – значение единственности;
НОЖИ – значение множественности;
НОЖОМ – значение орудийности.
У детей с нарушениями речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, в необычном порядке слов.
Особую трудность для детей представляют сложноподчиненные предложения.
Только систематическая, планомерная и совместная работа педагогов и родителей приведет к устранению нарушений лексико-грамматических компонентов речи детей.
Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»
Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.
У меня есть лента. - А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.
У меня есть полено. - А у меня нет полена.
У меня есть ложка. - А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.
У меня есть книга. - А у меня нет книги.
Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы.
Подбери прилагательные к существительному
Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными.
Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные.
САПОГИ – черные кожаные.
Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игры-путешествия в старшей группе «Математические острова»
Логопедическая игра для детского сада про животных
Логопедические игры для детского сада
Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Похожие статьи:
Логопедическая игра для дошкольников
Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»
Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»
Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет
Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»