Браузерные игры для развития старших дошкольников
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию статью на педагогическую тематику по разделу «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». Представленный материал будет актуален для заместителей по ВМР и старших воспитателей ДОУ, а также может быть полезен родителям, в качестве самообразования и воспитателям, с целью использования материалов на родительских собраниях и в собственной профессиональной деятельности.
Одним из первых в советской педагогике, кто заговорил о реализации идей гуманистического воспитания подрастающего поколения, был Василий Александрович Сухомлинский. По его мнению, руководство детьми и обучение насильно не является условием успешного развития личности ребенка. Целевое направление педагогической деятельности должно заключаться в создании условий для всестороннего формирования лучших качеств личности обучающегося посредством него самого и предлагаемых обстоятельств. Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, мы видим, что одной из основных задач, указанных в нем, является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, педагогическая концепция Василия Александровича, оказавшее большое влияние на развитие советской педагогики 60-80-х гг XX века, не теряет своей актуальности и для современной системы образования.
В настоящее время дошкольное образование является первым звеном в системе общего образования, что приводит к логичному процессу интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательную систему дошкольных учреждений. Требования современного развивающегося общества, обуславливающие процесс информатизации образовательных организаций, представляют собой неотъемлемую часть современного дошкольного образования, информационную систему универсального характера, объединяющуюся и активно взаимодействующую со всеми направлениями образовательного процесса, способную обогатить и совершенствовать образовательную среду детского сада в целом.
На сегодняшний день в Российской Федерации информатизация образования является одним из ведущих направлений повышения качества предоставляемых образовательных услуг. В современную эпоху постиндустриализма информация выступает в качестве базиса функционирования множества общественных процессов и условием взаимосвязи между ними. Дальнейшая интеграция цифровых технологий в жизнь становится одним из ключевых свойств будущего мира. Смена культурных моделей устоявшейся системы воспринимается современным поколением через призму цифрового мира. Эффективное функционирование в цифровой среде является социальной проблемой текущего этапа развития человечеств. В связи с этим, особую важность приобретает изменение подходов к образованию, так как происходящая цифровизация затрагивает, в том числе, организацию образовательного процесса. Внедрение и апробирование цифровых средств обучения требует обновления подходов и максимальной открытости в организации образовательного процесса. Меняется позиция педагога с источника знаний на проводника, способствующего решению нетривиальных задач, что перекликается с идеями В. А. Сухомлинского, который писал о том, что педагоги должны не просто передавать имеющиеся знания, а научить детей принимать решения, оценивая ситуацию, научить самостоятельно искать информацию, которая им пригодится в последующей жизни, нельзя обучать детей по единому шаблону, педагог должен находить индивидуальный подход к каждому коллективу, быть другом детям.
Современные цифровые технологии, охватывающие все стороны жизни детей, оказывают влияние на детские игры и систему обучения дошкольников. Следовательно, электронные образовательные ресурсы, используемые в дошкольных учреждениях, могут способствовать решению актуальных психолого-педагогических задач. Все большую популярность в системе образования набирают обучающие компьютерные игры. И, если он-лайн игры используют ресурсы сети Интернет, то браузерные оффлайновые игры, являются по сути веб-документами, открывающимися в любом браузере и потому удобны в использовании. Браузерные игры представляют собой цепочки ситуаций, в которых игроку необходимо делать выбор. Каждая проблемная ситуация имеет несколько точек принятия решений. Передвигаясь от одной точки к другой, обучающийся проходит лабиринт, в результате выбираясь из него или попадая в тупик. Например, педагог может создать «лабиринт», решением которого будет выигранное сражение с мусором, защита слабых, содействие нуждающимся. В случае неверного решения – планета будет засорена, игроку не окажут помощь, там, где он будет на нее рассчитывать.
Еще одним преимуществом применения браузерных игр в дошкольном возрасте является положительное влияние на детско-родительские отношения, т. к. браузерные игры могут выступать средством объединения, организации взаимодействия родителей и детей в целом и совместного решения нравственных проблемных ситуаций, в частности. Браузерные игры не входят в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, соответственно, могут быть использованы в качестве дополнительного образовательного инструментария вне образовательного процесса, в том числе в рамках домашнего задания, что будет способствовать вовлечению в процесс обучения дошкольников родительский контингент. Обращаясь к педагогической концепции В. А. Сухомлинского, мы видим, также, что отдельное место в ней отводится идеи просвещения родительского контингента. Следовательно, браузерные игры органично вписываются в концепцию гуманистического воспитания подрастающего поколения, реализованную Василием Александровичем.
На сегодняшний день создано множество браузерных игр для детей дошкольного возраста. Однако, ассортимент предлагаемого игрового контента зачастую носит развлекательный характер, не предполагающий решения образовательных или воспитательных задач. Несмотря на многообразие представленных в сети игр, большинство из них сводится к бездумному прохождению «стрелялок», «бродилок», и «гонок». Актуальность приобретает задача создания и предоставления цифрового контента, направленного на развитие эмоционального интеллекта, инициативности и ответственности, которая успешно решается посредством образовательных браузерных игр.
Таким образом, мы видим, что гуманистические идеи В. А. Сухомлинского находят отклик в современной системе дошкольного образования. Интенсивный генезис цифровой среды, образовательных программ кардинально меняет процесс и формат системы образования. Однако, неизменной остаётся задача нравственного воспитания ребенка успешному, решению которой способствуют браузерные игры, разрабатываемые педагогами. Посредством браузерных игр решается задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, осознанного и ответственного отношения к семье, социуму.
1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» //: Федеральный Институт Развития Образования (раздел: ФГОС ДО – нормативные документы)
2. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика. – 1991, № 9.
3. Радчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.
Рекомендуем посмотреть:
Как Мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет
Влияние компьютера на познавательную сферу дошкольников
Консультация для родителей старших дошкольников. Ребенок и компьютер
Компьютер в жизни ребёнка
Похожие статьи:
Педагогическая деятельность Сухомлинского
Система воспитания Сухомлинского
Сухомлинский о воспитании и обучении детей
Педагогические взгляды Сухомлинского
Почему нельзя долго сидеть за компьютером. Полезные советы и рекомендации для детей