Развитие звукового, буквенного анализа у детей дошкольников 6-7 лет
Развитие звукового, буквенного анализа. Консультация для родителей
Автор: учитель–логопед Наполова В.Н., МАДОУ «Детский сад№77» Цель: Познакомить родителей воспитанников с планом работы учителя – логопеда в подготовительной логопедической группе.
Коррекционной работе по развитию речевого слуха, фонематических представлений, совершенствованию звукового. буквенного анализа, развитию навыка чтения слогов, слов, предложений.
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Повысить интерес родителей к занятиям. Повышение эмоциональной составляющей общения педагогов и их родителей. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности Оборудование: презентация материала по теме, карточки «место звука в слове», звуковые символы.
Я работаю учителем-логопедом с детьми, которые поступили с заключением: общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как дизартрия, стертая дизартрия, моторная алалия. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Наши дети перешли в подготовительную логопедическую группу.
Мы занимаемся по программе Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи»
Программа предусматривает обучение грамоте, т.е. к концу учебного года наши дети должны не только чисто и правильно произносить все звуки, но и научиться читать.
Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звуко - буквенного анализа, то возникает необходимость более раннего начала развития фонематического слуха и фонематического восприятия организации систематической работы по их развитию. Начало положено в старшей логопедической группе: дети научились различать звуки на слух, придумывать слова на звуки, выбирать картинки, положено начало развития звуко – слогового анализа. Хотя трудности у некоторых детей еще имеются, но, надеюсь, в этом году у всех детей проблемы будут решены. И огромную помощь в этом должны оказать вы – родители.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи необходимо отводить формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи.
Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов Ведь в нашей группе есть дети, у которых нарушено произношение сложных слов, слов со стечением согласных. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Все мы должны запомнить: при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового периода обучения, необходимо от умения различать звуки (как речевые, так и не речевые) дойти до развития звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.
Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:
Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка).
Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот).
Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом).
Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного (дом, мак, танк).
Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода).
Выделение согласного звука из середины слова (банка).
Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.
Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы для определения места звука в слове. В подготовительной группе дети должны уже научиться хорошо ориентируются в структуре слова с помощью этих карточек-схем.
В начале учебного года изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки. Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначаются символами: красный квадратик, я добавила к этому символу артикуляционную характеристику звуков.
(Например, звук «А» большой круг - рот широко открыт).
Символика гласных звуков: «А», «У».
Выдели гласный звук в слове:
Символика звуков «О», «И».
Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется: утрированно произносится среди звуков, в слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ" и т.д. Игра : «Пропой ряд гласных звуков»
Одновременно с закреплением звуков, идет знакомство с их буквенным обозначением. Будем использовать специальные буквари, азбуки, кассы с буквами, тетради для печатанья букв.
. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков тоже придумана символика, только для согласных твердых синего цвета (синие квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые квадратики). Звонкие согласные - с «колокольчиком».
В подготовительной группе, в шестилетнем возрасте, дети проявляют интерес к чтению и многие хотят научиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. Обучение грамоте осуществляется в определенной последовательности: от простого - к сложному.
Упрощенно навык чтения можно представить так:
Опознавание букв в её связи со звуком.
Слияние нескольких букв - в слог;
Слияние нескольких слогов в слово;
Объединение нескольких слов в законченную фразу. Задание: прочти слог: АМ - ОП, ТУ - КИ.
От чтения слогов перейдем к чтению слов типа: МАК, МАМА.
В работе будут использоваться различные ребусы, кроссворды.
Постоянно будет проходить работа над предложением
В процессе работы над предложением, закрепим основное правило про предложение: «Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка». Задание для родителей: придумайте предложение к данным схемам.
При прохождении букв; Ж, Ш, Ч, Щ - будут закреплены основные правила правописания: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ. Дети должны запомнить: Ж – Ш - Ц – всегда твердые согласные, Ч – Щ - Й - всегда мягкие согласные
Постоянно будет проходить работа по различению твердых и мягких согласных. Я использую в своей работе задания: образуй слог, слово с мягкой согласной. Например, ма - мя, пэ - пе, ку - кю, вы - ви; мал - мял, выл - вил и т.д. При работе над звонкими согласными, так же обращаем внимание на то, что в конце слов звонкие согласные оглушаются.
При знакомстве с йотированными гласными - дети должны запомнить, что буквы Я, Е, Ю, Ё обозначают мягкость предшествующего согласного: мяч - [м'ач], карета - [кар'эта], люк - [л'ук]. Кроме того буквы
Я, Е, Ю, Ё обозначают звукосочетания: Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО], если стоят в начале слов (яблоко, юла, енот) или после гласного (маяк, даю, и т.д.).
К концу учебного года дети должны научиться читать слова, предложения и короткие тексты. Чтение должно быть осмысленным: дети могут пересказывать прочитанное. Задание для родителей. В конце консультации родители должны самостоятельно сделать звуковой анализ представленных слов.
Спасибо за внимание. Ответить на вопросы родителей.
Презентация на тему: Развитие звукового, буквенного анализа
Консультация "Развитие звукового, буквенного анализа" для родителей подготовительной, логопедической группы проведена в начале года. Родители были ознакомлены с планом работы на год. Дана консультация по развитию по-слогового чтения. Показана презентация на данную тему. Наполова В.Н.
Здравствуйте, Вера Николаевна! Консультация изложена грамотно, четко, последовательно. Во время консультации родители практически обучаются выполнению звукового анализа, составлению предложений по схемам. Консультация сопровождается презентацией. Материал нужный, полезный. Вам успехов и мой голос!
У родителей всегда возникает много вопросов по данной теме. Мало научить детей, обязательно нужно обучать родителей, потому что этот материал - основа не только обучения грамоте, но и изучения фонетики в школе. Очень подробный, грамотный, последовательный материал.
Вера Николаевна, вы предоставили полезный материал "Развитие звукового, буквенного анализа у детей дошкольников 6-7 лет". очень важно, чтобы родителям было доходчиво и в то же время профессионально объяснено, чем вы занимаетесь с детьми на занятиях, чтобы родители были вовлечены в процесс тоже, т.к. эти занятия должны проходить не только в стенах образовательного учреждения, но и закрепляться дома. мой голос Вам!