Конспект экскурсии в берёзовую рощу в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Осень золотая!»
Цель: Ознакомление с миром природы осенью, развитие познавательной активности и наблюдательности.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь.
2. Закреплять знания детей о приметах ранней осени.
3. Работать над расширением словарного запаса детей.
4. Развивать творческие способности и воображение.
5. Формировать обобщенное представление об осени как о времени года углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью; учить различать деревья и кусты по форме, окраске ствола и листьев; закреплять представление детей о частях дерева (корень, ствол, ветки).
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
7. Научить детей поведению в лесу.
Предварительная работа
Рассматривание картин русских художников на тему «Золотая осень»:
И.Левитан «Золотая осень», «Осенний солнечный день», В. Поленов «Золотая осень», И. Бродский «Летний сад осенью», С. Жуковский «Осень. Веранда», В. Мешков «Золотая осень в Карелии», И. Остроухов «Золотая осень».
Ознакомление с обитателями и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов, чтение стихотворений об осени.
Прослушивание музыки Шопена «Осень»
Заучивание пословиц о лесе:
Растение - земли украшение.
Рощи да леса - всему свету краса.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода - брат и сестра.
Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать:
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.
Материал: картины художников об осени, презентации об осени, запись музыки Шопена, рисунки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод.
Подготовка к экскурсии.
- Ребята, вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку:
"Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает" (Лес)
- Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе.
Мы с вами отправляемся в берёзовую рощу.
-Давайте вспомним правила поведения в лесу:
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Ход экскурсии
У опушки берёзовой рощи.
Воспитатель или ребёнок читает стихотворение:
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
-Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья вы увидели и узнали?
-По каким приметам вы узнали, что эти деревья берёзы?
Какие они? (золотые, красивые, желтые, нарядные) .
Этот лес называется берёзовая роща.
-Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты.
-А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить). Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
- Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)
Игра малой подвижности – «Кто внимательней?»
Услышите название травы - присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Лес - большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи - зайчонок; у лисицы-… У волчицы-… У медведицы- … и т. д.
Заключительная беседа
Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам.
Воспитатель задает детям вопросы.
Можно оставлять мусор на лесной полянке?
Что нужно делать с мусором?
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу?
Можно ли срывать цветы? Что можно делать с цветами?
Исследовательская деятельность.
Собрать листья деревьев, кустарников, травы для гербария и изготовления поделок.
Последующая работа:
Беседа о проведенной экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
Рекомендуем посмотреть:
Осенняя прогулка в подготовительной группе
Конспект осенней прогулки для детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Осенняя прогулка в подготовительной группе
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе на тему: Первый лёд