Конспект занятия в дополнительном образовании для младших школьников «Ритм в композиции».
Конспект может быть полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей, детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Тема занятия: «Моделирование ритма в композиции»
Цель: Создание композиций различных видов.
Задачи:
1.
Обучающая: знакомить с принципами построения композиции, обучать приёмам составления композиций, изучать виды и типы композиций.
2.
Развивающая: развивать образное и логическое мышление, универсальные учебные действия.
3.
Воспитательная: воспитывать художественный и эстетический вкус.
Методы: беседа, упражнения, практическая работа, моделирование объектов.
Материал для занятия: набор различных модулей для составления композиций.
Введение
Для работы, для многократного использования можно собрать множество разнообразных фигурок и модулей из картона, пайеток различных форм, пуговок и чего угодно. Работать при помощи модулей удобно, играя, как мозаикой можно пробовать выкладывать самые различные композиции. Перемещать, подвигать фигурки, добиваясь нужного эффекта. Детям младшего школьного возраста очень важно сразу увидеть результат и желательно, если это будет что - то эффектное и выразительное. Это укрепляет их веру в собственные силы, учит эстетическому восприятию окружающего мира.
Ритм
Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (греч. - течение) — чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.
Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве). Каждый художник стремится сделать объект своего творчества органичным, и в этом ему помогают закономерности ритма.
Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статическая (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся).
1. Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность.
2. Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.
По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления
3. Вертикальное
4. Горизонтальное
5. Диагональное
6. Радиально-лучевое
Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия.
7. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных — к светлым, от малых интервалов к большим.
Вариантов может быть множество.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Основы художественного изображения»
Конспект занятия в дополнительном образовании по бисероплетению
Конспект занятия для младших школьников «Симметричные и асимметричные композиции»
Сценарий игровой программы в дополнительном образовании "Волшебный мир бисера"