НОД в старшей логопедической группе ДОУ. Конспект
Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию занятие: «Формирование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий с элементами здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зимние забавы».
Занятие будет интересно логопедам коррекционных групп детских садов и начальной школы.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
• Упражнять детей в правильном употреблении предлога –НА.
• Учить составлять предложения с заданным предлогом по картинкам, правильно употреблять его в речи.
• Учить отвечать на вопросы предложениями.
• Закреплять классификацию предметов.
Коррекционные:
• Развитие речевого слуха и фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлога –НА.
• Автоматизация звука К в словах.
• Упражнять в умении определять наличие и место звука К в словах.
• Закреплять артикуляционные позы языка.
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи .
• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
• Активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы.
• Учить работать в коллективе, вырабатывать стремление соблюдать нормы поведения, чувства уважения к педагогу и друг к другу.
Оборудование:
Снежинки по количеству детей, картинки со звуком К: кот, курица, капуста, кастрюля, карандаш, майка, рубашка, ромашка, стакан, паук, жук, лук, мак;
картинки «Зимние забавы»; коробочка с гирляндой звёзд; аудиозапись физ.минутка «Играем в снежки»;
видеозапись упражнений для глаз «Зимняя сказка».
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети проходят в зал образуют круг.
Логопед:
Давайте друзья улыбнёмся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К занятию готовы?
Тогда за работу.
Удачи желаем
Всем нам!
Логопед:
Что помнить должны обязательно дети?
Дети:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Логопед ведёт детей к стульчикам, на которых разложены снежинки.
-Дети, посмотрите к нам прилетели снежинки. Давайте каждый возьмёт по снежинке и мы с ними поиграем.
(Каждый ребёнок берёт снежинку, присаживается и кладёт снежинку себе на ладошку)
Упражнение на дыхание:
Мы снежинки увидали, (Снежинка на ладошке, рука вытянута вперёд)
Со снежинкою играли. ( Поднести ладошку со снежинкой к губам, сфокусировать на ней взгляд)
Вот снежинки полетели. (Дуют на снежинку)
И на землю плавно сели.
Логопед: Друзья, а что можно слепить из снега, если его много.
Дети: (снеговика)
Логопед: Правильно. Наша задача сегодня, слепить снеговика. Разомнём для этого пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы во двор пошли гулять.
1,2,3,4,5 (загибать пальцы по одному)
Бабу снежную лепили (лепка)
Птичек крошками кормили (кормят)
С горки мы потом катались (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись (положить ладошки на стол, то одной, то другой стороной)
(На доске составлен большой круг из картинок со звуком К, которые расположены по кругу, но не ровно)
Логопед: Да, слепили мы с вами снежный ком, только получился он какой-то неровный, снеговик кривой получится. Я знаю, что надо сделать. Для этого надо вспомнить с каким звуком мы с вами недавно познакомились?
Дети: Звук К.
Логопед показывает букву К.
Логопед: Что вы знаете об этом звуке?
Дети: Звук К –согласный, глухой, твёрдый.
Логопед: Правильно. Молодцы. Так вот, что бы наш ком стал ровный и круглый надо убрать с него все лишние картинки. А лишними будут картинки
в которых нет звука К.
Дети называют картинку в которой нет звука К. (Логопед убирает эти картинки.)
Логопед: Вот наш ком и стал ровным, круглым. Давайте назовём, какие картинки остались, произносим звук К правильно.
Логопед: Давайте дальше лепить снеговика. Вот только снега не осталось. Не беда, мы разделим один большой ком на разные во величине комочки, так же как найдём разное место звука К в словах с помощью схем.
Дети выбирают слова со звуком К в разных позициях и распределяют на доске согласно схем ,объясняя свой выбор:
-Это КОТ, звук К находится в начале слова.
-Это майКа. Звук К в середине слова.
-Это маК. Звук К в конце слова и т.д.
Логопед: Наш язычок тоже умеет лепить снеговика.
Артикуляционная гимнастика: «Снеговик»
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики»)
И вокруг метёт снежок (язычок по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка»)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели»)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка»)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку)
Веселился (упр-ие « Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается в щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки(надуть щёки)
Друг на друга положил( надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем вторым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)
Логопед: Осталось соединить наши комочки, чтобы получился снеговик.
Соединяем их крепко друг с другом, так же как находим пары слов.
Логопед даёт образец правильного выполнения задания:
- Кот и собака – это домашние животные
Дети ищут картинки и размещают их парами на доске.
Ответы детей:
кот-собака, стакан-кастрюля,курица-индюк,майка-рубашка,мак-ромашка,ластик-карандаш,лук –капуста,паук-жук
И объясняют свой выбор:
-Майка и рубашка –это одежда ит.д.
Логопед: Молодцы. С заданием справились и у нас получился снеговик.
На экране появляется картинка «Снеговик в лесу»
Логопед: Вот какой снеговик у нас получился.
А снег всё идёт, снежинки падают, падают….
Игра: «Где снежинка? Расскажи.»
Логопед размещает снежинку в любом месте картинки. Просит ребёнка составить предложение:
-Куда упала снежинка?
Дети:
- Снежинка упала НА шляпу.
- Снежинка упала НА ёлку.
- Снежинка упала НА пенёк.
- Снежинка упала НА метёлку.
Логопед: Ребята, а зимой весело или грустно?
Дети: Весело!
Логопед: Да, друзья зимой очень весело, потому, что дети катаются НА…
(Демонстрируются картинки: «Зимние забавы»)
- Дети катаются на коньках.
-Дети катаются на лыжах.
-Дети катаются на санках.
Логопед: А ещё зимой дети играют в снежки.
Физминутка: «Играем в снежки»
Логопед: А сейчас немного отдохнём и выполним упражнение для глаз:
«Зимняя сказка».
Логопед: Дети вы такие молодцы! Вы так сегодня хорошо потрудились.
Снеговик хочет вас порадовать и дарит вам вот такую коробочку. Интересно, что в ней? Если это подарок, значит можно посмотреть.
Логопед открывает коробочку.
В ней разноцветная звёздная гирлянда с портретами детей.
Вот такое у нас получилось занятие. Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима
Конспект НОД в старшей группе на тему: Снежинки
Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: Зимующие птицы
Похожие статьи:
Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе
Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз
Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС