Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка в 5 классе. Конспект

Тема урока: Буквы З, С на конце приставок.
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данный урок предназначен для учащихся 5 класса при изучении орфографии. Используя разнообразные интерактивные методы работы учитель помогает ребятам хорошо усвоить данную тему
Цели урока:
-формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, с;
-продолжение работы по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической
речи;
-развитие умений самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, раздаточный материал.
Эпиграф: В сказках Пушкина отразился богатый, народный мир фантазии.
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
I. Проверка домашнего задания ( упр. 448)
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну. Будем говорить о чудесных жителях страны Лукоморья.
II. Работа со слайдом.
Посмотрите на могучий волшебный дуб и вспомните, в каком произведении какого автора мы встречаемся с его описанием, и что это за кот? ( Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина)
-А можете ли вы прочитать строчки из поэмы? ( один из учеников читает фрагмент из поэмы. «У лукоморья дуб зелёный…»
Лукоморье – таинственная сказочная страна. Совершая путешествие, мы попробуем открыть её тайны. И в этом нам поможет кот-сказочник.
1. В этой чудесной стране мы встретимся с интересными морфемами. Не простые это морфемы, а с З-С на конце приставок.
2. Целеполагание.
Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще неизвестно. Но с каждым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. А пока…
3. Фонетическая минутка
Подберите парный согласный:
б-п
в-ф
г-к
д-т
ж-ш
з-с
л, м, н, р, й
Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?
4. Подготовка к восприятию нового материала
Работа с антонимами (выполняется устно)
Перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать антонимы и выделить приставки:
Увядает- расцветает
Склеивать- разбивать
Талантливый – бездарный
Мощь – бессилие
Появляться – исчезать
Участвовать – избегать
Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами словами (учащиеся обращают внимание на приставки в антонимах).
Слово учителя: обратите внимание, в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том. Как определить верное написание приставок на З, С. (учащиеся называют тему урока). Запись в тетрадях.
Но вначале послушайте, какое будет домашнее задание:
1 группа – составить 6 словосочетаний, в составе которых будут слова с приставками на З, С;
2 группа – стр.174, упр.456
Сможете ли вы выполнить эти задания? Почему? ( определяется цель урока)
5. Изучение нового материала
В русском языке есть только приставка с-. Исключения: здоровье, здание, здесь, зги.
Прочитайте материал параграфа и. опираясь на схему, расскажите о том, как вы будете определять написание приставок на З, С.
Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С


без- бес
воз – вос
раз – рас

Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
6. Закрепление изученного материала.
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
7. Физкультминутка.
8. Работа с учебником.

А теперь обратимся к учебнику, прочитайте еще раз правило.
А теперь повернитесь друг к другу и попробуйте рассказать правило своему товарищу, а он вам.
9. Работа у доски. Упр. 452 ( комментированное письмо).
10. Молодцы ребята! Волшебному коту понравились ваши ответы, и теперь он предлагает нам встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму… (слайды)
1. Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой

2.Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.

3.Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы

4.«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…»

5.Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу

Молодцы. Кот очень рад, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина. Но чудеса продолжаются.
11. Наше следующее задание - решение тестов

Отметьте правильный ответ:
1.Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный

2.Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться

3.Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный

4.Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый

12. Работа в группах.
1 группа – образуйте от данных слов прилагательные
Без дома – бездомный. Без шума - бесшумный. Без воли - безвольный, без души - бездушный.
2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править.
13. Подведение итогов. Рефлексия
-В чем состояла задача сегодняшнего урока?
-От чего зависит написание З, С в конце приставок?
-С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?
-Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?
14. Задание на дом (повторяется): 1 группа – составить 6 словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С; 2 группа – стр. 174, упр.456.
Оценивание учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Гармония семейного и школьного воспитания | Конспект урока литературы, 7 класс
Опубликовано: 3696 дней назад (9 ноября 2014)
Просмотров: 5890
Рубрика: мастер-класс
0
Голосов: 0
Ольга Николаевна Малинова # 11 ноября 2014 в 12:53 0
очень интересный урок. Чувствуется связь с и предыдущими уроками Структура и тип урока соответствовали его содержанию и целям. Учитель использовал разнообразные упражнения и задания, что способствовало лучшему усвоению нового материала детьми. Спасибо за урок.
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 17:23 0
Не очень поняла фразу:"В русском языке есть только приставка с-.Исключения составляют слова: здоровье,здание, здесь, зги"?
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 11 ноября 2014 в 19:48 0
Понятно, что в словах здание, здоровье, зги з- не является приставкой.
Мария Олеговна Климова # 14 ноября 2014 в 12:32 0
Прочитала Вашу работу, очень понравилась.Занятие способно вызвать у детей интерес к русскому языку, используя в мероприятии связь с литературой. Сказки Пушкина всегда очень нравились детям.А разнообразные виды работ на уроке помогают детям хорошо проявить себя. Спасибо
Людмила Сергеевна Пашутина # 18 ноября 2014 в 12:05 0
Урок очень интересный. Соответствует возрастным особенностям детей. Видна большая работа учителя. Используются разные актуальные формы и методы работы, подобран интересный материал, видна межпредметная связь. Правильно, что дается дифференцированное домашнее задание. Спасибо за разработку.