План-конспект образовательной деятельности в старшей группе «Столько же, больше, меньше»
Автор работы: Пигалкина Юлия Сергеевна, воспитатель ГБОУ ООШ №23, СП «Детский сад №70» г.Сызрани
Описание работы: данный конспект разработан и реализован по программе «Мир открытий», экспериментальной площадкой которой является наш детский сад. Данная образовательная деятельность по познавательному развитию разработана для детей старшей группы.
Тема: «Столько же, больше, меньше»
Цель: формирование и уточнение знаний дошкольников о сравнении предметов
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Уточнить представления детей о сравнении предметов по количеству с помощью составления пар; сформировать умение записывать результат этого сравнения с помощью знаков «равенство» и «неравенство»; повторить виды транспорта; расширять представления о стране, важных мероприятиях, проводимых в стране – («Познавательное развитие»)
Закрепить слова - обобщения (посуда); уточнить значение слова «олимпиада», вовлекать детей в беседу, закрепить умение отвечать и задавать вопросы – («Социально-коммуникативное развитие»)
Продолжать воспитывать потребность быть здоровым через занятия спортом; развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки – («Физическое развитие»)
Методы и приемы: - практические: погружение в игровую ситуацию; имитация полета на
самолете; выполнение музыкальной зарядки; игра «По росту -
становись!»
- наглядные: рассматривание листа к заданию «Команды»;
рассматривание иллюстраций в рабочей тетради.
- словесные: беседа, ситуативные разговоры.
Материалы и оборудование: лист к заданию «Команды», маркеры, цветные карандаши, рабочие тетради
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: звук самолета, музыка для зарядки (Непоседы «Зарядка»)
Формы организации совместной деятельности
- Двигательная деятельность: имитация полета на самолете, игра «По росту - становись!», выполнение музыкальной зарядки
- Игровая деятельность: игровые ситуации, дидактические игры «Команды», «Отдых на песке», «Помоги накрыть на стол»
- Продуктивная деятельность: выполнение заданий в рабочих тетрадях
- Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций: подготовить команды к соревнованиям
- Коммуникативная деятельность: беседа об олимпиаде, ситуативные разговоры, вопросы по теме
- Музыкально-художественная деятельность: музыкальные импровизации - звук летящего самолета, аудиосопровождение «Зарядка»
Логика образовательной деятельности
1. Введение в игровую ситуацию
Деятельность педагога. Воспитатель обращает внимание детей на событие, проходящее в нашей стране (олимпиаду).
Задает вопросы: «В каком городе проходит Олимпиада? Что такое Олимпиада?» Воспитатель предлагает отправиться в город Сочи и спрашивает, на каком виде транспорта это можно сделать. Предлагает самый быстрый способ – самолет.
Деятельность воспитанников. Дети рассказывают об Олимпиаде, повторяют виды транспорта, изображают полет на самолете в город Сочи на Олимпиаду.
Ожидаемые результаты. Сформирована мотивация. Созданы условия для формирования умения слушать воспитателя.
2. Актуализация знаний
Деятельность педагога. Д/игра «Команды»
Воспитатель предлагает детям помочь геометрическим фигурам подготовиться к участию в соревнованиях. Задает вопросы: «По какому признаку разделились фигуры на команды? Кто с кем соревнуется?» Предлагает помочь судье проверить, правильно ли поданы заявки от команд. Объясняет детям, что по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников в них одинаковое. Задает вопросы: «Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов? Как это доказать? Как вы покажете на рисунке, что составили пару? С помощью какого знака обозначить равенство?» Просит детей записать знак в пустой клетке. Просит рассмотреть другие две команды. Задает вопросы: «Можно ли допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? Как доказать судье, что 4 не равно 2? Какой знак нужно поставить?»
Воспитатель делает вывод: сравнить группы предметов по количеству можно пересчетом или составлением пар: если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если есть предметы, которые остались без пары, - то не равно; равенство и неравенство обозначают с помощью соответствующих знаков.
Деятельность воспитанников. Дети помогают геометрическим фигурам подготовиться к соревнованиям.
Отвечают на вопросы воспитателя, соотносят количество предметов с цифрой, составляют пары, делают выводы о равенстве или неравенстве количества предметов в группах, ставят соответствующие знаки
Ожидаемые результаты. Актуализирован способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, умение распознавать и называть форму геометрических фигур. Закреплено умение использовать соответствующий знак для обозначения «равенства» - «неравенства»
3. Затруднение в игровой ситуации
Деятельность педагога. Воспитатель рассказывает, что прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше.
Задает вопрос: «Как вы думаете, каких фигур больше и почему?»
Воспитатель предлагает помочь фигурам узнать, на сколько прямоугольников больше, чем овалов, чтобы правильно составить команду.
Задает вопросы: «Смогли вы помочь фигурам? Почему не смогли?»
Деятельность воспитанников. Дети определяют, что прямоугольников больше, так как некоторым прямоугольникам не хватило пары.
Дети затрудняются узнать, на сколько прямоугольников больше, чем овалов, так как не знают, как это узнать.
Ожидаемые результаты. Сформировано представление о том, что больше количество предметов в той группе, где есть лишние предметы, а меньше – там, где предметы остались без пары
Создана мотивационная ситуация для формирования умения определять на предметной основе, на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.
Фиксация затруднения
4. Открытие нового знания
Деятельность педагога. Воспитатель задает вопросы: «Что нужно делать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать? Как интереснее? Давайте попробуем?»
Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько прямоугольников осталось без пары.
Задает вопросы: «Что будет, если эти 2 прямоугольника убрать? Значит, на сколько прямоугольников больше, чем овалов? А на сколько овалов меньше, чем прямоугольников?»
Делает вывод: чтобы узнать, на сколько больше или меньше, нужно составить пары и посмотреть, сколько предметов осталось без пары.
Воспитатель обводит прямоугольники, которым хватило пары, красной линией. Задает вопрос: «Что надо сделать, чтобы членов команды было поровну?»
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях.
Деятельность воспитанников. Дети формулируют способы открытия нового знания: спросить у того, кто знает, у взрослого или придумать самим.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, говорят, что 2 прямоугольника остались без пары; если убрать эти прямоугольники, то членов команды будет поровну, прямоугольников больше, чем овалов на 2, а овалов меньше, чем прямоугольников тоже на 2.
Дети повторяют способы уравнивания групп предметов: пригласить 2 овала, убрать 2 прямоугольника или 1 прямоугольник поместить в команду овалов.
Ожидаемые результаты. Сформированы представления о том, что оставшиеся без пары предметы показывают, на сколько одних предметов больше, чем других.
Сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка
Деятельность педагога. Д/игра «По росту – становись!»
Воспитатель предлагает детям самим поучаствовать в соревнованиях. Просит разделиться на 2 команды по какому – либо признаку.
Воспитатель задает вопросы: «Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? Кого больше? Как вы догадались? Как уравнять количество членов в командах?»
Воспитатель предлагает детям построиться по росту. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.
Д/игра «Отдых на песке»
Воспитатель предлагает детям отправиться на берег моря, где есть красивая песочница и отдохнуть, поиграть с детьми в песочнице.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в рабочей тетради. Задает вопросы: «Все ли дети имеют совочки? Что можно сказать о количестве совочков и детей? Почему вы, не считая, сразу сказали, что детей и совочков поровну? Как можно, не считая, сравнить количество детей и количество ведер? Поровну ли детей и ведерок? На сколько ведер больше, чем детей?»
Д/игра «Помоги накрыть на стол»
Воспитатель предлагает детям отправиться в олимпийскую столовую, чтобы помочь накрыть на столы для спортсменов.
Спрашивает, что входит в обязанности дежурного.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и задает вопрос: «Как можно одним словом назвать то, что нарисовано на всех картинках?
Воспитатель предлагает детям сравнить количество глубоких тарелок и ложек. Задает вопросы: «Что нужно сделать сначала? Что нужно сделать, чтобы сравнить по количеству тарелки и ложки? Что вы можете сказать о количестве тарелок и ложек? Какой знак надо поставить? Почему? Чего больше и на сколько?»
Воспитатель предлагает выполнить следующие два задания самостоятельно. После выполнения задает вопросы: «Какой знак вы поставили между тарелками и вилками и почему? Какой знак вы поставили между блюдцами и чашками и почему? Чего больше, чашек или блюдец, и на сколько? Чего меньше и на сколько?»
Д/игра «Олимпийская зарядка»
Воспитатель рассказывает детям о том, что многие артисты приезжают поддержать наших спортсменов со своим номерами и предлагает детям тоже показать свой концертный номер.
Деятельность воспитанников. Дети делятся на две команды: мальчики девочки.
Дети строятся парами. Выясняют, что девочек больше, проговаривают способы уравнивания количества (добавить, убрать, перевести из одной команды в другую). Выбирают третий способ и переводят одну девочку в команду мальчиков
Дети в командах строятся по росту (при необходимости одна команда помогает другой)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Рассматривают картинку и делают вывод, что количество детей и совочков поровну, потому что у каждого ребенка в руках совок, лишних совков нет. Составляют пары, чтобы сравнить количество детей и ведер. Делают вывод, что ведер больше, так как 2 ведра остались без пары. Устанавливают, что на 2 ведра больше, так как 2 ведра не имеют пары.
Дети соглашаются помочь накрыть на столы для спортсменов.
Отвечают, что входит в обязанности дежурного.
Дети рассматривают картинки и делают вывод, что на всех картинках нарисована посуда
Дети пересчитывают тарелки и ложки и убеждаются, что все посчитано правильно. Составляют пары и делают вывод, что количество ложек и тарелок неодинаковое, ставят соответствующий знак, делают вывод, что ложек больше, чем тарелок на 2, а тарелок меньше, чем ложек тоже на 2.
Дети выполняют следующие задания самостоятельно, отвечают на вопросы воспитателя после выполнения: «Количество тарелок и вилок одинаковое. Количество чашек и блюдец неодинаковое. Блюдец больше, чем чашек, на 3».
Дети выполняют зарядку под музыку Непоседы «Зарядка»
Ожидаемые результаты. Организован активный отдых.
Закреплены представления о сравнении групп предметов по количеству и изученный способ ответа на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?»
Закреплено умение записывать результат сравнения с помощью соответствующих знаков
6. Итог
Деятельность педагога. Воспитатель собирает детей около себя и задает вопросы: «Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? Что мы делали во время путешествия? Кому помогали?»
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь сформировать команды геометрических фигур, сами поучаствовали в соревнованиях, поиграли в песочнице, накрывали на стол в олимпийской столовой и даже показали свой концертный номер.
Деятельность воспитанников. Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями.
Ожидаемые результаты. Рефлексия деятельности
Рекомендуем посмотреть:
Математический праздник в детском саду. Старшая группа
Конспект математического досуга. Старшая группа
Конспект факультатива в старшей группе. Занимательная математика для дошкольников
Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке
Похожие статьи:
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой