Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Гномика». Старший дошкольный возраст
Автор: Аксенова Жанна Петровна
Место работы МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок"
Описание: методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать начало экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи.
Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
Познакомить детей с разными видами деревьев и кустарников на территории детского сада.
Познакомить детей с элементами экологической тропы.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе;
Развивать наблюдательность, внимание, мышление память.
Развивать связную речь у детей, словарный запас, выразительность речи.
Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа: беседы по экологическому воспитанию, наблюдение во время прогулок, дидактические игры: «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию», рассматривание картинок с изображением деревьев и кустарников, разучивание стихотворений о деревьях.
Материалы: игрушка - гномик, письма, карта-схема экологической тропы, подарок – пирог, корзинка с каштанами, лейка с водой, лопата, саженец сирени.
Содержание.
Воспитатель: - Дети, посмотрите вокруг! Как красиво кругом, куда не бросишь взгляд! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, весна! Послушайте, как красиво описал весну поэт Алексей Плещеев:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Воспитатель: - Сделайте вдох, что вы почувствовали? (Воздух свежий, приятный).
Давайте поздороваемся с природой!
Дети:
-Здравствуй солнце золотое (руки вверх).
-Здравствуй небо голубое (покачивания).
-Здравствуй лёгкий ветерок (покачивание руками).
-Здравствуй маленький цветок (приседания).
-Здравствуй утро! Здравствуй день!
-Нам здороваться не лень!
Воспитатель: - Дети, а нам пришло письмо от Гномика.
Письмо: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Наступила весна. Природа просыпается после зимы. Я приглашаю вас всех в гости к себе и моим друзьям – деревьям. Отправляю вам схему экологической тропы, чтобы вы не заблудились. В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы Березы, Рябины, Липы, Каштана. И выполнить их просьбы – задания, которые вы найдете в письмах, а письма спрятаны на деревьях. Итак, путешествие начинается в путь мои друзья! Желаю вам удачи! Ваш Гномик».
Затем все рассматривают схему экологической тропы детского сада и выясняют, что находится на тропе.
Воспитатель: - Ну, что, дети согласны ли вы пойти в гости к Гномику. Тогда вперед мы отправляемся в путешествие, на нашу зеленую тропинку, где растут разные растения и деревья. Смотрите вокруг и слушайте внимательно. Много нового и интересного узнаете сегодня.
Воспитатель: - Дети, а кто из вас видит березку? Правильно, вот она. А теперь отыщите на ней письмо.
Письмо березы.
«Милые мои, славные детки, наконец – то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, ветками качала, листиками шелестела. Давайте здороваться! (Обнимают дерево). Погладьте мою кору, понюхайте. Расскажите, чем береза отличается от других деревьев. У березы белый ствол и черные пятнышки. Весной у меня распускаются нежные зеленые листочки и длинные сережки, и я даю березовый сок. У меня к вам просьба: очень мы, березы, любим, слушать песни или стихи о нас. Уважьте! (Дети водят хоровод «Во поле березка стояла…»). Спасибо! Возьмите на память мой листочек.
Воспитатель: - Дети посмотрите, а что это висит на березке? Верно, это кормушка. А зачем она нужна? Да, зимой мы насыпаем птичкам корм, давайте и сегодня оставим им угощение.
Воспитатель: - Давайте поблагодарим березку и пойдем дальше.
(Подходят к рябине).
Письмо рябины.
«Я очень рада вашему приходу. Погладьте меня, я так люблю ласку. И мне очень больно и обидно, когда злые люди бьют меня палкой или топором. А теперь посмотрите внимательно на мои листья, какие они? Сейчас весна и я вся в цвету, посмотрите какие белые гроздья цветов на моих ветках. Почему меня любят птицы? Кто любит мои ягоды? Кто из вас знает стихи обо мне? (Дети читают стихотворение о рябине). Спасибо, вам добрые дети. Возьмите на память мой листик».
Воспитатель: - Дальше на нашем пути стоит по схеме, что? Правильно, сирень. Где у нас растет сирень.
Письмо сирени.
«Здравствуйте, детки. Я рада видеть вас. Скажите, вы знаете, чем я отличаюсь от березы, рябины? Правильно, сирень — это кустарник. В отличие от деревьев, у кустарников нет ствола, а есть только ветки разной длины и ширины. У меня очень красивые ароматные цветы фиолетового и белого цвета. Понюхайте и ощутите мой аромат. Я сирень украшаю вашу зеленую тропинку».
Дыхательная гимнастика «Душистая сирень:
И. п. стоя, внимание сосредоточено на ребрах. Положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Медленно вдох через нос, выдох- ребра опустились, ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдох должен быть неглубоким, но полным. Повторить 3-4 раза.
А на память вам дарю красивый букет сирени.
Воспитатель: - Давайте поблагодарим сирень за такой красивый подарок. А мы, отправляемся по тропинке дальше. (Подходят к липе).
Письмо липы.
«Я очень рада вам, я люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте поздороваемся, обнимите меня крепко, крепко. Правда, я большая? А теперь давайте померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из вас сильнее?
Конечно, я. А теперь подумайте и скажите, что меня держит в земле? А зачем мне нужны корни? (Чтобы пить воду из почвы). А теперь полейте землю подо мной, мне так хочется пить. Вот спасибо! Мне сразу стало намного лучше. Потрогайте мою кору руками, погладьте ее, понюхайте мои листья – запомните, какие они на ощупь, чем пахнут.
Постойте тихонько и послушайте, как шелестят мои листья – это я с вами разговариваю. А почему они шелестят? А почему меня любят пчелы? Правильно, они собирают с цветов липы нектар и получают мед. На прощанье я подарю вам свои листочки».
Воспитатель: - Обратите внимание, на липе есть домик. Как они называются? (Скворечник). Правильно. Скворечник - домик для гнездования мелких птиц. Несмотря на название, в скворечнике могут поселиться не только скворцы. Весной в нем выводятся птенцы.
Воспитатель: - Видите, дети, это дерево, как оно называется? Правильно каштан. Давайте подойдём к нему поближе и дотронемся ладошкой. Дерево живое, давайте с ним поздороваемся.
Дети вместе: Здравствуй, каштан!
Письмо каштана.
«Здравствуйте, мои милые детки! Погладьте мой ствол, видите какой он ровный и стройный. Скажите, какое время года сейчас? Правильно, весной невозможно пройти мимо меня. Посмотрите, какие у меня красивые пирамидные цветы, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, похожи на свечи как на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик.
Вдохните глубоко, чувствуете запах. Нектар цветов каштана очень любят пчелы. А вот осенью у меня появятся плоды. Сами каштанчики – семена, прячутся в коробочках. Коробочки, зеленого цвета с очень острыми многочисленными шипами. Плоды созревают и падают на землю, коробочка раскрывается и каштанчики высыпаются.
Каштаны – это прекрасный природный материал для всевозможных поделок
Каштан: - Спасибо вам ребята, что заботитесь обо мне, ухаживаете, поливаете, не обрываете листья, цветки, кору. За это я вам подарю свои плоды!» (Дети берут корзинку с каштанами).
Воспитатель: - Дети, смотрите, а кто это возле пенечка сидит? Давайте подойдем к гномику и поздороваемся с ним.
Гномик: - Здравствуйте, дети. Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Всех ли моих друзей видели?
Предлагаю вам
игру «Отгадай загадку».
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску
Ты узнаешь. (Березку)
Отгадайте ещё одну загадку:
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина)
Следующая загадка:
Я знаю дерево одно,
Любимо пчёлками оно:
Нектар им щедро отдаёт,
Что превратили в сладкий мёд. (Липа)
Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
В долгожданный летний день
Расцвела в саду …(Сирень)
Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо — невидимо. (Каштан)
Гномик: - Молодцы, дети, все мои загадки разгадали. Пойдемте со мной, я вам покажу красавицу маленькую елочку.
Ель - хвойное дерево. Ствол елки прямой. У молодого дерева ствол покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Живет ель 250-300 лет. Растет ель очень медленно. Крона ели похожа на пирамиду. Самые длинные ветки внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Ель любит тень.
- Есть ли у ели листья? (Ответы детей.)
- Почему про ели говорят: «Зимой и летом одним цветом?»
Вместо листьев у ели иголки - но правильно называть хвоинки. У ели хвоя темно-зеленого цвета. Живут хвоинки 5-7 лет, затем опадают. Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. На смену старой хвое весной вырастают молодые хвоинки. Поэтому смену хвои мы не замечаем. Широкие ветви ели иногда называют «лапы им не страшен любой снегопад. Шишка – это плод дерева. А в шишке орешки – семена. Наша елка вырастет, и на ней появятся шишки.
Давайте вокруг елочку поводим хоровод, как на новогоднем празднике.
Гномик: - А вот еще одно дерево – пихта. Чем похожа пихта на ель? Правильно платьице хвойное у нее было точь-в-точь, как у ели, сшито в виде темно-зеленой пирамидки.
Потрогайте веточку пихты, погладьте иголочки.
Иголки у нее, темнее еловых, гибкие они и не колкие. Наклонитесь к веточке и вдохните ее аромат (воспитатель растирает между пальцами несколько молоденьких, светлых иголочек).
Гномик: -Закройте глаза и скажи, что я вам дала понюхать?
А теперь я вам расскажу о главном пихтовом чуде. Под корой пихты есть пузырьки, если надавила на один такой пузырек пальчиком, и оттуда выползет капля пахучей и прозрачной смолы - пихтовый бальзам. Пихту за этот бальзам очень ценят. Он и кожные болезни лечит, и стекла разных приборов склеивает, которые обычным клеем не склеить. Им же пихта свои раны залечивает. Пихта — дерево на редкость крепкое: почти никогда не болеет и даже от насекомых не страдает.
Гномик: - Ну, пойдёмте дальше! Ребята, посмотрите, чем отличается эта полянка от тех, какие мы сегодня видели? (Нет деревьев и кустов). На зеленой тропинке есть травянистые растения и цветы. А что растёт на полянке? (Трава, цветы)
Подойдите, аккуратно погладьте траву. Какая она на ощупь? (мягкая, шелковистая)
-Посмотрите, какие цветы растут на полянке? (одуванчики, незабудки).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А вы знаете, что эти цветы относятся к первоцветам, так как появляются одними из первых после схода снега.
Вот голубой цветок незабудка.
Есть легенда о незабудке. Богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла цветок незабудкой, подарив способность людям воспоминания.
Ещё они очень яркие и издают запах, который привлекает насекомых. Насекомые, например, пчёлы, лакомятся нектаром, перелетают с цветка на цветок и переносят на лапках пыльцу. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (жёлтая пыльца) Вот это и есть пыльца, её и переносят на лапках насекомые.
Гномик: - Ребята, как вы думаете, что произойдёт с цветком, если его сорвать? (ответы детей). Правильно, ребята. Он завянет и погибнет. Поэтому не рвите, пожалуйста, цветы. Не мните их нежные лепестки. Знаете, как они плачут, когда кто-нибудь их срывает напрасно.
Воспитатель обращает внимание детей на одуванчики и читает стихотворение
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: -Ребята, покажите, как одуванчик стал беленьким и с ветром улетел.
(Дети разбегаются в разные стороны и кружатся на месте, изображая семена одуванчика).
- Дети, а что нужно, чтобы расти, цвести всем деревьям, кустарника цветам? Правильно всем нужна вода, солнце.
Гномик, ты знаешь, мы тебе приготовили приятный подарок. Мы оставим на зеленой тропке память о себе. Мы посадим, кустик сирени. (Сажают).
Гномик: -Ой, спасибо, ребята, какие вы молодцы! Моему лесу очень понравятся ваши подарки. Вот и закончилась наша с вами прогулка по экологической тропе детского сада. Пора мне возвращаться в свою лесную избушку, но сначала я хочу вас угостить пирогом с ягодами из моего леса.
Воспитатель: -А мы вами вернемся в группу и сделаем поделки из каштанов.
Дети возвращаются в группу и вспоминают, что они видели, что узнали нового. Вечером они изготовляют поделки из каштанов и листьев.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по художественно - эстетическому воспитанию. Аппликация "Подснежник"
Конспект НОД в старшей группе ДОУ на весеннюю тематику
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП в детском саду на тему: Весна
Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Путешествие в весенний лес
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Прогулка «Перелетные птицы». Старшая группа. Весна
Наблюдение «Деревья и кустарники весной». Старшая группа