Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Автор: Толстогузова Александра Викторовна, музыкальный руководитель 1 категории КГКП ДО « Балдырган» Карагандинской области, Осакаровского района, п. Осакаровка.
Предлагаю вам конспект открытого музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям с целью проведения работы по расширению у детей представления о многообразии музыкальных инструментов.
Цели и задачи: Расширять представление детей о многообразии музыкальных инструментов. Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами: скрипка, гармонь, балалайка. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас, знания детей о разных странах.
Предварительная работа: разучивание песен, танца со шляпами, знакомство с некоторыми музыкальными инструментами, разучивание музыкального приветствия.
Демонстрационный материал: видеопроэктор со слайдами, музыкальные инструменты, глобус, яблоки в виде ноток, каравай.
Дети сидят в зале.
Муз.рук. Ребята, у нас сегодня необычное занятие, а занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус. Но прежде, я хочу обратить внимание на наших гостей, которые отправятся в путешествие вместе с нами. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Музыкальное приветствие (Я здороваюсь везде).
Я здороваюсь везде
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю
На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень.
Муз.рук. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие, для этого нам нужно 3 раза позвонить вот в этот колокольчик. А сейчас закройте глазки (звук поезда). Ребята, что вы слышите?
Дети: Шум поезда.
Муз.рук. Все верно, мы в поезде. И превращаемся в юных путешественников. А чтобы стать настоящими путешественниками, давайте оденем вот эти эмблемы. Итак, в путь!
Раскручивает глобус, звучит шум поезда. Глобус останавливается и звучит итальянская народная мелодия (по выбору муз.рук.)
Муз.рук. Дети, Мы в Италии, в чудесном итальянском городе Венеция. Здесь совсем нет улиц. Она построена на островах со всех сторон окруженных водой. Поэтому жители передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи. (рассказ сопровождается слайдами заранее подготовленной презентации). Дети, а что вы знаете об Италии?
Дети: это страна макарон, здесь родился Чиполино.
Муз.рук. Давайте послушаем с вами одну из итальянских мелодий (Звучит Санталючия). Вы узнали это произведение?
Дети: Это итальянская народная мелодия Санталючия.
Муз.рук. Ребята, расскажите о характере этого произведения.
Дети: Напевное, мелодичное, спокойное.
Муз.рук. Еще я вас хочу познакомить с одним итальянским музыкальным инструментом. Может кому-то уже знаком этот инструмент?
Дети: Это скрипка.
Муз.рук. Да, верно, это королева оркестра – скрипка. А что вы знаете о скрипке?
Дети: Она относится к группе струнно-смычковых инструментов.
Муз.рук. А какие еще струнные инструменты вы знаете?
Дети: Гитара, балалайка, домбра.
Муз.рук. Чем скрипка отличатся от других струнных инструментов?
Дети: У неё четыре струны, держат её на плече, на ней играют смычком.
Муз.рук. Молодцы. Изготавливают скрипку в разных странах, но лучшие мастера жили в Италии. Чтобы изготовить скрипку они отправлялись в лес и искали подходящее дерево. То дерево, на которое чаще всего садились птицы, и было подходящим. Затем его прослушивали медицинской трубкой. Таким образом, его проверяли на певучесть. Спиливали его обычно зимой, когда дерево спит. Опускали его потихоньку, чтобы не повредить. Технологию изготовления скрипки держали в строгом секрете и передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Итальянцы не только славились своим инструментом и своими красивыми мелодиями, но и красивыми карнавалами с зажигательными танцами.
Дети танцуют «Танец со шляпами»
Муз.рук. Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. (крутит глобус) (шум поезда)
Глобус останавливается, звучит перезвон колоколов.
Муз.рук. Вы слышите перезвон колоколов? Мы в Москве – столице России. С древних времен на Руси гостей встречают караваем.
Русская девица: Хлеб да соль, гости дорогие!
Муз.рук. (отламывает кусочек хлеба, макает его в соль и съедает) Мир твоему дому, хозяюшка.
(Девица идет угощать гостей)
Муз.рук. Ребята, а что вы знаете о России?
Дети: Кремль, Красная площадь, матрешка, Президент - Путин, расписные ложки.
Муз.рук.:Москва –красивейший город. Особой достопримечательностью является Красная площадь. А Красная потому что красивая. Именно с неё начинается знакомство с Москвой. Вся площадь выложена брусчаткой. На этой площади есть великолепные соборы и красивые храмы. Еще одним знаменитым сооружением является Кремль с курантами. Каждый год здесь проходят демонстрации и парады. У вечного огня в любую погоду стоят часовые. Главным сувениром России является матрешка. (показывает матрешку). Ребята, а какие русские музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: Балалайка, гармонь, ложки, трещотки, гусли.
Муз.рук. Самыми известными русскими народными музыкальными инструментами являются гармонь и балалайка. Звуки этих инструментов поднимают настроение, веселят народ. Давайте послушаем, как звучит гармонь (звучит гармонь). Играть на гармони не просто. Нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки – клавиши. Трудность еще в том, что гармонист не видит клавиши, а играет на ощупь. Ребята, отгадайте загадку:
Звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка
Это наша … (балалайка)
Правильно. Если у гармони много кнопочек-клавиш, то у балалайки три струны. Но, не смотря на это, на ней можно сыграть много красивых мелодий. (прослушивают звуки балалайки) На этих инструментах звучат разные песни, печальные, протяжные, веселые, плясовые и частушки. Русский народ не только играет на музыкальных инструментах, но и поет веселые песни.
Дети исполняют песню «Сапожки русские»
Муз.рук. Ребята мы отправляемся с вами дальше. (крутит глобус) Мы в Казахстане. Мы засиделись в поезде, устали, давайте немножко взбодримся.
Разминка
Муз.рук. Казахстан – это загадочные пустыни и прекрасные леса, высокие горы и широкие реки, изумрудные озера и бескрайние степи. Невозможно описать красоту природы Казахстана. Что вы знаете о Казахстане?
Дети: Президента зовут Нурсултан Назарбаев, две столицы: южная - Алматы, а северная – Астана, флаг голубого цвета, на нем изображено солнце и парящий под ним орел, а также орнамент, есть города – Караганда, Семей, Усть-Каменогорск и много других.
Ребенок:
Что такое Родина?
Чем она сильна?
Это наша добрая,
Казахская земля.
Ребенок:
Мудрая, могучая
И в рассвете лет.
Та, которой лучше
В целом мире нет!
Муз.рук.
Пусть радуется песенному гулу,
Не ведая ни грусти, ни хандры,
У нас дружок не сыщешь ты аула,
Ни даже дома без домбры.
(звучит домбра)
Муз.рук. Ребята, Вы узнали что это за инструмент?
Дети: Казахский народный инструмент – домбра.
Муз.рук. Какой он?
Дети: Струнный, у него 2 струны. (звучит тихо домбра)
Муз.рук. А вы знаете, как появилась добра? Об этом инструменте есть красивая легенда. Когда-то давным-давно, жил хан, он славился своей жестокостью. Того, кто приносил ему плохие вести, хан казнил, заливая говорившему раскаленный свинец в горло. Однажды, единственный сын хана погиб на охоте. Народ не знал как рассказать об этом хану. Решили поручить старому мудрому акыну рассказать хану дурную весть. Всю ночь тот мастерил инструмент. Пришел на утро акын к хану, сел перед ним и стал рассказывать дурную весть языком музыки… и хан понял всё, но кого казнить? Ведь акын не произнес ни звука. Значит надо казнить инструмент. Стали палачи заливать свинцом инструмент, три струны не выдержали и лопнули, а в домбре появилось маленькое отверстие. Теперь у домбры всего две струны, а сколько звуков. А теперь, чтобы нам вернуться в наш детский сад, нам нужно опять позвонить в этот колокольчик 3 раза. (звучит спокойная музыка) Реснички опускаются. Глазки закрываются. Дышится легко, свободно, глубоко. Открыли глазки. Вот и закончилось наше путешествие, вам оно понравилось?
1 ребенок: За время нашего путешествия, я много видел и о многом узнал.
2 ребенок: А я теперь могу повторить вслед за моим дедом: «Все земли хороши, а своя так лучше всех!»
3 ребенок: Здесь я дома. Здесь мне знакома каждая травинка, каждая тропинка. А еще здесь живет моя мама.
Исполняют песню «Мама»
Стук в дверь. Заходит почтальон.
Почтальон: Это детский сад «Балдырган»? Вам посылка.
Муз.рук. (открывает) Ребята, здесь письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята, детского сада «Балдырган»!
Мы – ребята из детского сада «Балбобек» из Алматы.
Узнали о том, что вы собираетесь в интересное путешествие,
Решили вам сделать подарок, чтобы вы отведали наших яблок.
В следующий раз отправитесь в путешествие, заезжайте к нам в гости.
Муз.рук. Ребята, посмотрите какие необычные яблоки, на что они похожи?
Дети: На нотки
Муз.рук. Давайте угостим наших гостей.(Дети раздают гостям яблоки оформленные виде ноток )
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект музыкального занятия в младшей группе
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект музыкального занятия в средней группе
Похожие статьи:
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе