Цели: обобщить знания детей о здоровом образе жизни; подвести к осознанию, что заботиться о своём организме может и должен каждый человек, даже ребёнок; показать пути поддержания и укрепления здоровья.
Форма работы: игра-практикум.
Оборудование: экологическая карта района, плакат «Дерево решений», карточки выбора (№ 1, № 2, № 3), рисунок с изображением вредных воздействий на человека, рисунок «Здоровые дети», «кирпичики» для построения «Дома здоровья», тексты о неграмотном поведении детей, «шифровка» и «ключ» к ней, карточки для составления «меню», кроссворды, цветные наклейки для самооценки и бланки для показания самооценки группы, карточки-эмблемы команд, бейджики с эмблемами групп, цветные флажки для сигнала готовности групп, музыкальное оформление.
I. Организационный момент.
Игра «Подари улыбку другу».
II. Обозначение проблемы.
1. Самооценка.
- Мы с вами сегодня поговорим о здоровье, о здоровом образе жизни. Каждый из нас понимает эту фразу по-своему и по- разному к этому относится. Давайте в начале нашей работы определим своё отношение к своему здоровью, своему образу жизни. А сделаем мы это при помощи цветных наклеек.
♦ Инструкция.
Ж - я веду здоровый образ жизни;
З - я стараюсь, но не всегда получается;
Г - я не обращаю внимание на своё здоровье.
- Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите к фигурке, которая есть у ваших помощников.
Выполнение.
- Вот так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что мы смогли оценить его, задумались о том, что очень важно для каждого современного человека.
2. Очерчивание круга проблем.
- Современный человек... Какой он? Что его окружает?
Наше общество уверенно движется по пути прогресса. Но
С другой стороны, человек - покоритель природы, построив заводы и фабрики, изобретя автомобиль, нарушил равновесие в природе, создал тяжёлую экологическую ситуацию.
Проблема экологии нас очень волнует. Старшеклассники провели экологическое исследование района, в котором они живут, и мы слышали об их выводах. Давайте ещё раз вспомним о них.
(Работа по экологической карте района.)
- Все факторы, о которых мы с вами упомянули, волнуют не только нас, жителей района, не только администрацию города, но и правительство нашей страны и других стран. Во всём мире тратятся большие средства на поддержание и укрепление здоровья граждан.
Значит, одна из основных проблем XXI века - сохранение здоровья.
III. Выбор пути решения проблемы.
- Нас, как членов современного общества, эта проблема тоже касается. Как же быть современному человеку, в частности, всем нам? Перед нами встаёт вопрос: кто поможет сохранить здоровье?
Существует несколько путей решения этой проблемы:
• Вопросы о здоровье можно решать только с медицинским работником.
• Мы сами должны приложить к этому усилия.
• О здоровье заботиться не надо, организм сам справится.
Предлагаю вам в группах принять решение, взвесив все положительные и отрицательные последствия выбора.
Группы делают свой выбор.
- Мы с вами сегодня попробуем разобраться, что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья.
IV. «Строим» дом здоровья».
- Все неприятности, которые сваливаются на человека, похожи на снежный ком, проливной дождь, от которых трудно спрятаться. А где можно спрятаться от дождя и снега?
Давайте и мы с вами построим сегодня воображаемый «Дом здоровья», то есть наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей жизни.
1. Фундамент.
- Мы с вами, сделав выбор, что каждый должен заботиться о своём здоровье, уже сделали большой шаг к его сохранению. И мы можем начать «строительство». Ведь основой всего, фундаментом, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни.
Прикрепляем элемент: сознание.
2. Зарядка.
- Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Предлагаю всем встать и сделать небольшую разминку.
Игра «Пароходики»
Пароходики, пароходики
Уплывают, уплывают.
Руки детские, руки детские
Их пускают, их пускают.
Волны катятся, волны катятся
Неустанно, неустанно.
Провожают в путь, провожают в путь
Капитана, капитана.
Над волной парит, над волной парит
Стая чаек, стая чаек.
В небеса летит, в небеса летит
Синий шарик, синий шарик.
Пароходики, пароходики
Уплывают, уплывают.
Руки детские, руки детские
Их пускают, их пускают.
Дети под музыку выполняют элементы утренней гимнастики. Очень хорошо у нас получилось. Ни для кого не секрет, что очень трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не только физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением.
А какие ещё виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье?
Прикрепляем «кирпичики».
Посмотрите внимательно на первый ряд кирпичиков. Они все связаны с движением.
3. Неграмотный человек.
- Ребята, знаете ли вы фразу «неграмотный человек»? Это не только тот, кто не умеет читать и писать, но и тот, кто не знает правил здорового образа жизни.
Предлагаю вам познакомиться с образом жизни ребят и оценить их поведение.
Читают, обсуждают, объясняют своё решение. При ответе кратко излагают образ жизни детей.
1. Сеня считал, что в жизни столько всего интересного и столько надо успеть, что ему просто некогда было искупаться, умыться, почистить и погладить одежду, вымыть обувь. Ел он на ходу, забывая помыть руки, а часто и фрукты.
2. Коля очень любил читать. Он читал много и везде: во время еды, по дороге в школу, в транспорте, вечером, после приготовления уроков. А когда мама выключала свет и желала «Спокойной ночи», он, чтобы не расстраивать маму, читал под одеялом при свете фонарика. А ещё Коля любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по несколько часов, в перерывах между чтением.
3. Аня очень любила конфеты, но боялась зубных врачей. После еды она забывала не только почистить зубы, но и прополоскать рот. Постепенно на дёснах появился налёт, в зубах появились маленькие дырочки, которые становились больше, а цвет зубов изменился - стал тёмным. Но Аня считала, что зубы покрасили конфеты.
За ответ группы получают «кирпичики».
Соблюдение личной гигиены, опрятность | Гигиена зрения, слуха, правильная осанка | Следить за зубами, вовремя обращаться к врачу |
Второй ряд «кирпичиков» здорового образа жизни связан с правилами гигиены.
4. Окно.
- В каждом доме должно быть окно. Зачем? Чтобы построить окно в нашем доме, необходимо расшифровать слово, которое обозначает важный элемент здорового образа жизни.
18 |
6 |
8 |
10 |
14 |
|
|
|
|
|
(«Ключом» к выполнению задания является алфавит, в котором пронумерованы буквы.)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Е |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ж |
3 |
И |
Й |
К |
Л |
М |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Н |
0 |
П |
Р |
С |
Т |
У |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Ф |
X |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
|
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
|
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
|
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
|
5. Меню.
- Основными режимными моментами являются завтрак, обед и ужин. Попробуем составить меню на один день. У меня в конвертиках наборы слов с названиями блюд. Выберите те блюда, которые считаете нужными. Прикрепите их к карточке «Меню».
Группы выбирают конвертики «завтрак», «обед», «ужин», из них отбирают те полоски со словами, которые им подходят для выполнения задания. Прикрепляют их к бланкам «Меню».
За выполнение задания ребята получают «кирпичики».
Третий ряд «кирпичиков» составляет сбалансированное питание.
6. Крыша.
- Но наш дом ещё не завершён. Ему не хватает крыши. А построить крышу мы сможем, решив кроссворд.
Задания кроссворда
1. Солнце, ... и вода - наши лучшие друзья.
2. В здоровом теле - здоровый ....
3. Утром на небе всходит, а вечером закатывается.
4. Чтобы день был в порядке, делай утреннюю ... .
5. Как купаться мы идём,
Так его с собой берём.
Вафельное, льняное, махровое
Вытрет ваше тельце,
А называют его ....
6. Она бежит из крана,
Она течёт в реке.
С грязью справиться поможет она
Это чистая....
7. Она с крыши висит вниз головой
И плакать начинает ранней весной.
8. Белый пушистый ковёр
Всю землю укрыл
И деревья запорошил.
9. Природное явление, наблюдаемое после дождя.
На пересечении слов получилось слово здоровье. И это не случайно, ведь итогом здорового образа жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями жизни.
(Дети получают элементы крыши за правильно решённый кроссворд.)
Итог.
Итак, мы с вами построили «Дом здоровья», т. е. наметили пути сохранения здоровья.
В начале классного часа вы сделали вывод о том, что заботиться о здоровье должен каждый человек и доказали, что знаете пути его сохранения, многое умеете для этого делать.
Главное - захотеть быть здоровым!
Самооценка.
Итак, что же вы выбираете? По какому пути пойдёте:
• К здоровому образу жизни.
• Или выберете другой путь.
Это решать каждому из вас.
Я очень хочу, чтобы вы ещё раз задумались о своём отношении к своему здоровью. Давайте выразим в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.
• Инструкция.
Ж - Я буду стараться вести здоровый образ жизни.
З -Я не уверен в своём выборе.
Г - Я так же равнодушен к своему здоровью.
(Дети делают выбор, помощники вывешивают бланки с самооценкой «до» и «после» работы. Учитель делает анализ самооценки.)
Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, что здоровый образ жизни войдёт у вас в привычку и не будет вызывать сложностей. А начинать каждый день надо с улыбки, тогда он будет, как праздник. Начали мы классный час с улыбки, давайте улыбкой его и закончим.
(Дети и учитель исполняют песню «Подари улыбку миру!»)
Ролевая игра для младших школьников «Как сказать нет вредным привычкам»
Игра на тему «Здоровый образ жизни» для начальных классов
Урок здоровья в начальной школе, 4 класс
Валерия Сергеевна Боденова # 28 июня 2020 в 14:56 0 |