Конкурсы

Коллективный анализ внеклассного мероприятия в школе

Формы коллективного анализа общего дела

Одной из форм коллективного анализа общего дела может быть совместная встреча учащихся в форме огонька.

Такую форму уместно использовать, когда классный руководитель и учащиеся запланировали совместное подведение итогов коллективного творческого дела, учебной четверти, учебного года, совместной экскурсии или поездки и т. д.

Сценарий 1. Обсуждение проведенного мероприятия

Цели: обсудить результаты проведенного дела, собственного участия в нем, участия одноклассников; создать атмосферу доверия, открытости, взаимопринятия всех участников встречи, настроить на дальнейшие совместные коллективные дела.

Форма проведения: огонек.

Ход встречи

1. Учащиеся рассаживаются по кругу. Звучит музыка: гимн класса, коллективная песня; зажигается свеча, которая передается по кругу от ученика к ученику.

2. На экране, установленном в классе, появляются видеоматериалы, фотографии мероприятия или дела, проведенного в классе.

3. Если это мероприятие посвящено итогам учебного года или четверти, то можно показать материалы всех внеклассных дел, жизни класса в течение этой учебной четверти или года.

4. Затем объявляется тема встречи и проговариваются правила участия:

• говорить честно и искренне;

• говорить, не обижая и не унижая себя и других;

• оценивать действие, а не личность;

• предлагать решение проблемы, если она есть;

• радоваться успехам других, поддерживать тех, кто старался;

• говорить, а не кричать, говорить по существу;

• заражать себя и других новыми идеями;

• говорить кратко, точно, интересно.

5. Вступительное слово учителя или ученика. Это зависит от возраста учащихся класса, сложившейся ситуации.

6. Предложение учащимся высказать свое мнение о проведенном мероприятии, об участии каждого в коллективном деле. Во время рассказа можно передавать по кругу символический предмет — талисман класса.

7. Выступления учащихся по кругу.

8. Игра на сплочение коллектива. Учащимся предлагается нарисовать коллективный портрет класса.

Для этого по кругу пускают лист ватмана. Каждый ученик должен внести свою лепту в создание коллективного портрета класса. При этом главное условие игры состоит в том, что каждый следующий участник продолжает рисовать на листе ватмана с того места, где остановился предыдущий.

9. Окончание встречи. Принятие совместных решений в виде законов, традиций класса и т. д.

10. Учащиеся по кругу высказывают взаимные пожелания друг другу.

11. Рефлексия. Встреча заканчивается исполнением коллективной песни учащимися класса, ритуалом прощания.

Сценарий 2. Коллективный анализ (для девятиклассников)

Данная форма проведения коллективного анализа требует достаточной подготовки. Этот классный час необходим, когда учащиеся обучаются в 9 классе и им предстоит определить, где и как они продолжат свою учебу в старших классах.

Это мероприятие уместно с самых различных точек зрения: решает вопросы дальнейшей профессиональной ориентации, демонстрирует значение коллектива в жизни каждого человека, независимо от возраста, показывает значение и роль каждого члена коллектива в жизни класса.

Для подготовки коллективного анализа проводится специальная подготовительная работа, готовится сценарий проведения коллективного обсуждения.

Цели: изучить мнения учащихся о классном коллективе, о взаимоотношениях учащихся; проанализировать атмосферу в коллективе, определить пути решения проблемных ситуаций в развитии коллектива; создать атмосферу доверия, поддержки, творчества.

Предварительная подготовка

1. Анкетирование учащихся класса. Методика «Незаконченное предложение».

Вопросы анкеты:

• В этом классе я учусь...

• Мой класс — это...

• Мне нравится, что в моем классе принято...

• Мне не нравится, что в моем классе не принято...

• В моем классе существуют такие традиции...

• В моем классе каждый...

• В моем классе ребята...

• Мне хотелось бы, чтобы в моем классе...

• Мне не хотелось бы, чтобы в моем классе...

• Наш класс известен в школе тем, что...

• В школе не все знают, что наш класс...

• Мои родители считают, что наш класс...

• Родители предлагают мне...

• Учителя, работающие в нашем классе, постоянно говорят, что наш класс...

• Я считаю, что в классе нужно...

• Я не считаю, что в классе нужно...

2. Подготовка высказываний выдающихся людей о значении коллектива в их жизни.

3. Подготовка стихотворений лицейских товарищей А.С. Пушкина о роли лицея в жизни его воспитанников.

4. Подготовка презентаций о современных лицеях, в которых можно продолжить свое обучение.

5. Приглашение ребят-лицеистов из других школ для участия в разговоре.

6. Приглашение ребят из старших классов своей школы с рассказом о жизни класса.

7. Подготовка классной газеты «Наш класс. Линия жизни».

8. Подготовка презентации родителей класса с рассказом о своем классе.

9. Приглашение родителей для участия в разговоре.

Ход встречи

1. Выступление классного руководителя с рассказом о причинах проведения классного часа.

Поводы для проведения подобного классного часа могут быть самые разные:

• подготовка учащихся класса к профильному обучению, что проходит иногда весьма болезненно во многих классных коллективах, когда учащимся необходимо покинуть класс, в котором они достаточно долго учились;

• событие, которое существенно сказалось на развитии классного коллектива;

• приход в класс нового классного руководителя, когда ребята хотят показать, каков их классный коллектив;

• подведение итогов года и развития классного коллектива за определенное время.

2. Выступления учащихся и представление высказываний великих людей о школьной жизни и тех коллективах, в которых они учились.

3. Выступления учащихся других классов с рассказом о том, что собой представляют их классы, как в них организована жизнь учащихся.

4. Рассказ о лицеях города и страны. Знакомство с презентациями учащихся о лицеях.

5. Рассказ о Царскосельском лицее и о дружбе лицеистов.

6. Рассказ родителей класса о своих классных коллективах, о том, как они строили в них свои отношения.

7. Знакомство учащихся класса с газетой-сюрпризом «Наш класс. Линия жизни».

8. Анализ результатов анкетирования.

9. Диспут по теме классного часа.

Вопросы для диспута

— Какие чувства вы испытываете, открывая каждое утро дверь в кабинет, в котором располагается ваш класс?

— Испытываете ли вы удовлетворение от того, что учитесь в этом классе? Почему?

— Как вы думаете, захочется ли вам встретиться с одноклассниками через некоторое время после окончания школы?

— Кого из них вы хотели бы увидеть в первую очередь?

— Как вы думаете, сколько человек из класса придет на первый школьный вечер встречи после окончания школы?

— Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный класс?

— Можете ли вы назвать свой класс дружным? Почему?

— Можно ли его сделать дружнее? Что для этого нужно?

— Есть ли у вас друзья в классе? Если бы их в классе не было, хотели бы вы и дальше в нем оставаться?

— В каждом коллективе есть разногласия, непонимание между людьми. Может ли это привести к решению уйти из класса?

— Если в классе сложилась ситуация непонимания, которая становится конфликтной и в которой необходимо учесть мнение каждого ученика класса, вы:

• будете отстаивать свое мнение;

• отдадите предпочтение мнению большинства;

• примете точку зрения наиболее авторитетных людей класса.

— Каждый день вы приходите в класс для того, чтобы:

• получать необходимую учебную информацию;

• общаться со своими друзьями;

• получать эмоциональное удовлетворение от процесса учения и общения с друзьями.

10. В конце классного часа учащимся класса предлагается набор высказываний, из которого они должны выбрать то, которое отражает их причины пребывания в данном классном коллективе. У каждого на парте лежит свой конверт, из которого выбирают нужные определения.

Высказывания могут быть такими:

Мой класс - это:

• мой второй дом, где я чувствую себя в безопасности;

• моя вторая семья;

• мои самые лучшие друзья;

• возможность общения и дружбы;

• группа людей, которые вместе учатся и отдыхают;

• люди, с которыми мне приходится учиться;

• люди, с которыми мне приходится общаться;

• люди, без которых я вполне бы мог существовать, если бы была такая возможность.

11. В конце классного часа ребята могут посмотреть свою презентацию о классе, которая является своеобразным архивом классного коллектива. В презентации необходимо отразить каждого ученика класса, его участие в жизни коллектива.

12. Если отдельные ученики уходят в другой класс, можно подготовить им своеобразные сюрпризы — пожелания успехов в новом коллективе, сделать совместную фотографию на память, подарить шутливые пригласительные билеты — пропуска для посещения своего бывшего класса.

13. Подведение итогов классного часа.

Учащиеся подводят итог встречи, делятся своими впечатлениями. В качестве рефлексии используется упражнение «Ниточка». Учитель дает детям нитку такой длины, на которой могут завязать узелок на память все участники встречи — родители, учащиеся, приглашенные гости.

Каждый по очереди берет нитку и завязывает узелок на память, адресуя его определенному человеку. Этот узелок — благодарность, выражение любви, поддержки, сочувствия и т. д. Вслух ребята и взрослые могут ничего не произносить, лишь мысленно передают свои пожелания.

В это время звучит красивая музыка или гимн класса.

Сценарий 3. Разрешение конфликта

Данная форма проведения коллективного анализа используется в том случае, если в классе назревает конфликт или поведение отдельных учащихся вызывает негативное отношение остальных учащихся класса.

Для некоторых учеников в период взросления замечания взрослых перестают иметь значение. В этом случае уместно провести групповой анализ ситуации, который позволит учащимся класса выработать собственное отношение к данной проблеме и поможет осмыслить ее. Такой классный час требует от классного руководителя серьезной подготовки и тщательного анализа ситуации.

Цели: изучить мнения учащихся о проблеме, возникшей в коллективе; проанализировать атмосферу в коллективе, возникшую в ходе конфликтной ситуации, определить пути решения проблемных ситуаций в развитии коллектива; создать атмосферу доверия, поддержки, творчества, возможности высказывать свое мнение.

Предварительная подготовка

1. Работа с анкетами.

Анкета № 1

Учащимся можно предложить предварительную анкету «Незаконченное предложение» следующего содержания:

• Современный подросток — это...

• Современному подростку присущи такие качества, как...

• Современному подростку не присущи такие качества, как...

• Современный подросток отличается от подростков прошлого тем, что...

• Современный подросток имеет общее с подростками прошлого в том, что...

• Мне кажется, что современный подросток должен...

• Мне кажется, что современный подросток не должен...

Анкета № 2

Учащимся предлагается список качеств, из которых необходимо выбрать те, которые являются отличительными чертами современных подростков:

• порядочность, справедливость;

• честность;

• доброта, способность к сопереживанию;

• способность любить;

• независимость;

• послушание;

• наличие собственного мнения, убеждений;

• уравновешенность;

• эмоциональность;

• увлеченность своим делом;

• искренность;

• наличие волевых качеств;

• воспитанность;

• соперничество;

• любовь к Родине;

• чувство товарищества;

• способность к творчеству;

• индивидуальность;

• чувство юмора;

• интеллектуальность;

• озабоченность материальным положением;

• способность к самоконтролю и самоорганизации;

• целеустремленность.

2. Учащимся предлагается написать сочинение-размышление «Разговор с подростком из прошлого».

3. Учащиеся класса записывают вопросы для интервью, которое они проводят на улицах города. В интервью задается вопрос «Современные подростки. Какие они?».

4. В качестве иллюстративного материала снимаются уроки в классе, фрагменты из которых используются в организации классного часа.

Ход встречи

1. Объявление темы классного часа. Приглашение учащихся принять участие в откровенном разговоре на заданную тему.

2. Зачитывание отдельных сочинений-размышлений учащихся на тему «Разговор с подростком из прошлого».

3. Знакомство учащихся класса с результатами интервью на улицах города.

4. Обсуждение результатов интервью в ходе дискуссии.

5. Работа с анкетой № 2. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает список качеств личности и выполняет три задания. Результаты каждого задания сдаются экспертной группе, в которую входят представители каждой из групп.

Задание 1. Выберите из списка пять черт, которые более всего отражают качества современного подростка, и проранжируйте их. Выработайте единое мнение в группе и выскажите его в письменном виде. Результат работы сдайте в экспертную группу.

Задание 2. В представленном списке выберите пять качеств, которыми может обладать идеальный подросток. Расположите их по степени значимости. Запишите свое пояснение выбора.

Задание 3. В представленном списке выберите пять качеств, которые присущи современному преуспевающему человеку, и расположите их по степени значимости.

Экспертная группа обрабатывает полученные данные, ранжирует их по частоте упоминания в работах групп по каждому заданию. Затем результаты работы всех групп предлагаются для общего рассмотрения.

Каждая группа выступает и анализирует полученные результаты.

6. Анализ анкетирования по методике «Незаконченное предложение».

7. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Направления воспитательной работы в школе по ФГОС

Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Планирование внеклассной работы с учащимися в школе

Оценка результатов внеклассной работы с учащимися

Нет комментариев. Ваш будет первым!