Классному руководителю в изучении коллектива могут помочь школьные документы.
Классный журнал. Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много полезной для себя информации он может почерпнуть в классном журнале. Здесь он может взять данные о педагогических показателях школьной успеваемости учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Изучив школьный журнал, классный руководитель может сравнить успеваемость детей по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности учащихся по тем или иным предметам, трудности в изучении отдельных предметов.
Медицинские карточки. Большое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой. Из медицинской карточки можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе.
Личные дела учащихся. Личные дела дают возможность изучить особенности семейного воспитания учащихся (возраст родителей, полная или неполная семья, адреса учащихся, посещение учебных заведений в течение определенного времени).
Школьный психолог располагает сведениями об уровне интеллектуального развития учащихся класса, об одаренных и проблемных учащихся, семьях. Школьный психолог должен порекомендовать классному руководителю психолого-педагогические методики, которые можно использовать в работе с классом. Совместно с психологом можно спланировать методы и приемы работы с классом в течение учебного года.
Социальный педагог может поделиться с классным руководителем сведениями о трудных учащихся, их семьях и семейных ситуациях, подготовить информацию об участии класса в плановых мероприятиях.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классный руководитель должен знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.
Социометрия
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров
Методы изучения коллектива класса в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, которые позволяют тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем ты хотел бы встретиться?
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
Фотография класса
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся (себя в том числе) и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников.
Анализируя полученные работы, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не должны стоять по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.
Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
Дом, в котором я живу
Учащимся предлагается нарисовать на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Г акая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Письмо островитянину
Учащимся предлагается представить, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Дневник моей жизни
Классный руководитель предлагает учащимся каждую неделю подводить итоги прожитых дней, определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу.
Школьная неделя |
Значимые события |
|
Я |
Класс |
|
|
|
|
Пьедестал
Учащимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. У учащегося, если он считает нужным это сделать, есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя.
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
|
|
5 |
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Государство - это мы
Учащимся предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все они — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе, а кто является аутсайдером.
Круги на воде
Ребятам предлагается листок с нарисованными на нем кругами, в которые нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Продолжи предложения
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе — это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, — это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, — это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, — это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, — это...
6. Ребята, с которыми я не общаюсь, — это...
7. Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе по необходимости, — это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, — это...
9. Ребята, которые мне неприятны, — это...
10. Ребята, которых я избегаю, — это...
Фильм о моем классе
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжен текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т. д. Чтобы ребятам было легче «снимать фильм», они должны ответить на следующие вопросы:
1. Как называется фильм?
2. Где происходит действие фильма?
3. Кто является главным героем фильма?
4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
5. Каким является фильм по жанру?
6. Каков финал фильма?
7. В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда заметные события и мгновения из жизни классного коллектива.
Сочинение
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы:
Ода моему классу.
Мой класс через 5 лет.
Что могло бы со мной произойти, если бы я попал в другой класс.
Удивительные истории моего класса.
Болезни роста нашего класса.
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Направления воспитательной работы в школе по ФГОС
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Оценка результатов внеклассной работы с учащимися
Нет комментариев. Ваш будет первым!