Методы изучения классного коллектива в школе

В помощь классному руководителю. Методы изучения коллектива класса

Изучение школьной документации

Классному руководителю в изучении коллектива могут помочь школьные документы.

Классный журнал. Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много полезной для себя информации он может почерпнуть в классном журнале. Здесь он может взять данные о педагогических показателях школьной успеваемости учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Изучив школьный журнал, классный руководитель может сравнить успеваемость детей по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности учащихся по тем или иным предметам, трудности в изучении отдельных предметов.

Медицинские карточки. Большое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой. Из медицинской карточки можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе.

Личные дела учащихся. Личные дела дают возможность изучить особенности семейного воспитания учащихся (возраст родителей, полная или неполная семья, адреса учащихся, посещение учебных заведений в течение определенного времени).

Информация школьных специалистов

Школьный психолог располагает сведениями об уровне интеллектуального развития учащихся класса, об одаренных и проблемных учащихся, семьях. Школьный психолог должен порекомендовать классному руководителю психолого-педагогические методики, которые можно использовать в работе с классом. Совместно с психологом можно спланировать методы и приемы работы с классом в течение учебного года.

Социальный педагог может поделиться с классным руководителем сведениями о трудных учащихся, их семьях и семейных ситуациях, подготовить информацию об участии класса в плановых мероприятиях.

Диагностические методики изучения классного коллектива

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классный руководитель должен знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.

Социометрия

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров

Методы изучения коллектива класса в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, которые позволяют тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем ты хотел бы встретиться?

Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Фотография класса

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся (себя в том числе) и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников.

Анализируя полученные работы, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Урок физкультуры

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не должны стоять по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Дом, в котором я живу

Учащимся предлагается нарисовать на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Г акая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Письмо островитянину

Учащимся предлагается представить, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Дневник моей жизни

Классный руководитель предлагает учащимся каждую неделю подводить итоги прожитых дней, определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу.

Школьная неделя

Значимые события

Я

Класс

 

 

 

Пьедестал

Учащимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. У учащегося, если он считает нужным это сделать, есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя.

 

 

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

 

 

5

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Государство - это мы

Учащимся предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все они — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе, а кто является аутсайдером.

Круги на воде

Ребятам предлагается листок с нарисованными на нем кругами, в которые нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

Продолжи предложения

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе — это...

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, — это...

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, — это...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, — это...

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, — это...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, — это...

7. Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе по необходимости, — это...

8. Ребята, интересы которых мне чужды, — это...

9. Ребята, которые мне неприятны, — это...

10. Ребята, которых я избегаю, — это...

Фильм о моем классе

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжен текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т. д. Чтобы ребятам было легче «снимать фильм», они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда заметные события и мгновения из жизни классного коллектива.

Сочинение

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы:

Ода моему классу.

Мой класс через 5 лет.

Что могло бы со мной произойти, если бы я попал в другой класс.

Удивительные истории моего класса.

Болезни роста нашего класса.

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Рекомендуем посмотреть:

Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Планирование внеклассной работы с учащимися в школе

Направления воспитательной работы в школе по ФГОС

Оценка результатов внеклассной работы с учащимися

Нет комментариев. Ваш будет первым!