Важнейшим условием творческого развития личности школьников, становления их личности является включение их в активную организаторскую деятельность.
Коллективное творчество учащихся бывает затруднено, если:
• классный руководитель самостоятельно планирует все воспитательные мероприятия в детском коллективе, предлагая детям лишь возможность творческого воплощения задуманного классным руководителем. Чаще всего классному руководителю очень трудно в этом случае увлечь ребят выполнением общего дела, так как оно не придумано и не разработано самими учащимися;
• в планировании общего дела участвует лишь небольшая группа ребят — активистов класса, которые затем и воплощают идею педагога на практике. Поскольку предложенный вариант коллективной работы не принадлежит большинству учащихся, они не спешат включаться в работу, а иногда и намеренно ее игнорируют, мотивируя это тем, что не они ее придумали;
• в планировании учащиеся не участвуют вовсе, а являются лишь механическими исполнителями воли взрослого. Таким образом, мотивация участия в общем деле не учитывается, ученики абсолютно равнодушны к самому процессу планирования и участию в общем деле.
Для того чтобы ребята класса приняли активное участие в планировании коллективного общего дела, необходимо знать технологию подготовки и участия в коллективном деле. Оно состоит из следующих этапов:
• предварительный анализ дела;
• целеполагание коллективного дела;
• планирование коллективного дела;
• реализация;
• итоговый анализ коллективного дела.
Такая схема позволяет классному руководителю организовать работу по подготовке конкретного общего дела или характеризовать деятельность учащихся на достаточно продолжительном отрезке времени — учебная четверть, учебный год.
Предварительный анализ дела позволяет классному руководителю в совместной работе с учащимися определить возможность участия в том или ином деле, определить свои силы, осознать свои возможности.
Целеполагание коллективного дела позволяет создать коллективную мотивацию участия и определить позицию участия каждого ученика в данном деле.
Планирование коллективного дела — это четкая организация будущего процесса деятельности, в ходе которой определяется, как действовать, как организовать выполнение дела.
Реализация — это выполнение конкретного дела.
Итоговый анализ коллективного дела — это подведение итогов коллективной деятельности всего коллектива и индивидуального вклада каждого участника общего дела. Для того чтобы правильно организовать коллективное планирование и обсуждение результатов общего дела, существуют технологии организации коллективного анализа общего дела, а также общие требования к коллективному анализу.
1. Коллективный анализ общего дела должен проводиться своевременно, в рамках завершения общего дела.
2. Коллективный анализ должен иметь позитивный результат. В ходе обсуждения необходимо отметить позитивные изменения в развитии коллектива в ходе выполнения общего дела, найти положительные моменты в деятельности каждого участника общего дела.
3. Коллективный анализ должен создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую совместную деятельность всех участников.
4. Коллективный анализ должен быть четким, не растянутым по времени, продуманным по форме проведения и по направлениям.
5. Коллективный анализ должен дать возможность каждому участнику оценить себя, свое участие в деле, сделать собственный вывод, зафиксировать оценку каждого.
6. Коллективный анализ — это голос каждого участника общего дела, учет его мнения, его оценки, какой бы она ни была.
7. Коллективный анализ дела должен быть построен таким образом, чтобы создать позитивную мотивацию участия учащихся в деятельности, к изменению ситуации в позитивном смысле.
8. Коллективный анализ не должен быть формальным. Нельзя оценивать результат деятельности его участников с позиции только одного или нескольких людей.
9. Формы анализа коллективного дела могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания поставленных задач, самого дела.
10. Коллективный анализ не может быть конфликтным, личностно отрицательно направленным.
11. Коллективный анализ должен формировать ответственность каждого его участника за порученное дело, личную позитивную позицию участия каждого учащегося.
1. «Нам это удалось!» — констатация результатов деятельности.
2. «Что получилось? Что не получилось?» — оценка результатов деятельности.
3. «Почему получилось? Почему не получилось?» — выявление положительных и отрицательных результатов деятельности.
4. «Что продолжить? Что сохранить? Что необходимо изменить?» — создание банка положительных идей.
5. «Каков вклад каждого ученика в общее дело? Кто должен быть поощрен? Кто выполнил свою работу плохо?» — определение личного вклада каждого в общее дело, тех, кто обеспечил успех выполненного дела.
6. «Что я могу сказать о себе? Каков был мой личный вклад в общее дело?» — стимулирование самоанализа каждого участника общего дела, развитие умения оценивать свою деятельность, вклад других людей в общее дело.
7. «Что можно изменить? Что внести нового в общее дело? Как можно это сделать? Какие идеи есть на этот счет?» — определение новых задач в развитии коллектива, подготовка к участию в новом общем деле.
Такой коллективный анализ совместной деятельности позволяет не только оценить усилия каждого участника общего дела, но и настроить ребят на новое дело, воспитывать в них веру в собственный успех, при этом давая понять, что классный руководитель видит и оценивает справедливо усилия каждого учащегося, участвующего в общем деле.
Планирование внеклассной работы с учащимися в школе
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Оценка результатов внеклассной работы с учащимися
Нет комментариев. Ваш будет первым!