Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера

Родительское собрание – практикум для 6 класса. Конспект

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

Задачи

• ознакомить родителей с различными сторонами личности подростка, понятием «акцентуация характера»;

• ознакомить родителей со способами работы с подростками с различными типами акцентуаций.

Форма проведения: Практикум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.

Подготовительной этап: тестирование детей.

Опросник Шмишека «Что вы знаете о себе, или различные стороны вашей личности»

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Инструкция. Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты - один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает лис тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

1. Демонстративность/демонстративный тип

Да: 7,19, 22, 29,41,44,63, 66, 73, 88.

Нет: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

2. Застревание/застревающий тип

Да: 2,15, 24, 34,37, 56, 68, 78, 81.

Нет: 12,46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3. Педантичность/педантичный тип

Да: 4,14,17, 26, 39,48, 58, 61, 70,80, 83.

Нет: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4. Возбудимость/возбудимый тип

Да: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимность/гипертимный тип

Да: 1,11,23,33,45, 55,67,77.

Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимность / дистимический тип

Да: 9, 21,43, 75, 87.

Сумму ответов умножить на 3.

7. Тревожность /тревожно-боязливый тип

Да: 16, 27,38,49, 60,71,82.

Нет: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8. Экзальтированность /аффективно-экзальтированный тип

Да: 10, 32, 54,76.

Сумму ответов умножить на 6.

9. Эмотивность / эмотивный тип

Да: 3,13, 35,47,57,69, 79.

Нет: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10. Циклотимность / циклотимный тип

Да: 6,18, 28,40, 50,62, 72, 84.

Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 15 баллов.

1. Демонстративный тип. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Способен увлечь других неординарностью мышления поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид.

3. Педантичный тип. Характеризуется тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, склонен жестко следовать плану, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Для него характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость. Раздражителен, вспыльчив, неуживчив в коллективе. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни.

7. Тревожный тип. Детям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.

9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь: определения на доске:

• «Характер - это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека»;

• «Акцентуации характера - это резкие обострения его отдельных качеств, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению жизненных проблем».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, является стремление показать свою «взрослость». В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение групп сверстников, появляются новые образы для подражания.

II. Выступление психолога

(Перед выступлением психолога родителям выдаются результаты исследования акцентуаций характера его ребенка. По ходу выступления психолога родитель обращается к результатам, задает вопросы, записывает рекомендации.)

Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми стандартные педагогические подходы перестают действовать. Психологи на своем профессиональном языке называют их акценту- антами. К акцентуантам относят людей, у которых отдельные черты характера выражены сильнее, чем у окружающих.

(Далее психолог дает краткую характеристику разных типов, приведенную в тестовой методике, дает рекомендации родителям.)

III. Подведение итогов собрания

Итак, характер формируется не только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и школьные наставники ребенка, и его одноклассники, и товарищи по двору, и книги, которые он читает, и фильмы, которые он смотрит, - иными словами, все то окружение, в котором он находится.

Эрих Фромм в своей небольшой, но очень значимой книге «Искусство любви» писал: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».

Может быть, как раз нашей любви и внимания и не хватает подростку для того, чтобы и он мог кого-то любить, а не испытывать резкие обострения различных черт характера.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание, 6 класс. Карманные деньги: за и против

Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

Родительское собрание, 6 класс. Результативность школьного урока: от чего она зависит?

Родительское собрание «Вредные привычки», 6 класс

Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков

Нет комментариев. Ваш будет первым!