Родительское собрание, 6 класс. Результативность школьного урока: от чего она зависит?

Родительское собрание – дискуссия для 6 класса. Конспект

Цель: определение факторов результативности школьного урока.

Задачи

• проанализировать результативность уроков в классе по предметам, имеющим низкий показатель качества знаний;

• определить роль учителя, учащихся и родителей в достижении высокого результата школьного урока;

• выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: дискуссия-размышление.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительный этап: проведение опросов и тестов.

Методика «Оценка самоактуализации учащихся»

1. Чувствуете ли вы себя нужным?

□ Да;         □ Нет;             □ Не задумывался(-лась).

2. Чувствуете ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

□ Да;                  □ Нет;            □ Не задумывался(-лась).

3. Чувствуете ли вы, что с вами считаются?

□ Да;              □ Нет;          □ Не задумывался(-лась).

4. Получаете ли вы в школе то, чего вам не достает дома?

□ Да;            □ Нет;             □ Не задумывался(-лась).

5. Осознаете ли вы себя полноценной личностью?

□ Да;              □ Нет;              □ Не задумывался(-лась).

6. Ощущаете ли вы себя успешным в учебе?

□ Да;                  □ Нет;              □ Не задумывался(-лась).

7. Устраивают ли вас ваши отношения с учителем?

□ Да;               □ Нет;             □ Не задумывался(-лась).

8. Устраивают ли вас ваши отношения с одноклассниками?

□ Да;             □ Нет;            □ Не задумывался(-лась).

9. Ощущаете ли вы поддержку со стороны родителей?

□ Да;            □ Нет;             □ Не задумывался(-лась).

10. Вносите ли вы свой особый вклад в жизнь класса и школы?

□ Да;      □ Нет;           □ Не задумывался(-лась).

Обработка результатов:

Варианты ответов: да (+1), нет (-1), не задумывался (0). Определяется сумма баллов по каждому опросному листу. Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой.

Критерии оценки толерантности учителя 1 (оценивают коллеги; например классные руководители)

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по 5-балльной системе. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов), затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

1. Уважительное обращение, доброжелательность.

2. Умение внимательно слушать и слышать.

3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.

4. Уважение человеческого достоинства.

5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.

6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.

7. Умение «гасить» и предотвращать конфликты.

8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.

9. Уважение различных культур и верований.

10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Критерии оценки толерантности учителя 2 (оценивают учащиеся; по аналогии с предыдущей методикой)

1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

2. Умение внимательно слушать и слышать.

3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

4. Интерес к мнению учащихся и родителей.

5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

6. Умение дать нужный совет.

7. Доброжелательность.

8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.

9. Признание права учащегося быть самим собой.

10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку.

Критерии оценки толерантности класса

Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по 5-балльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе «экспертов» (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

4. Готовность принять и дать совет, предложение.

5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.

6. Доброжелательность.

7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

10. Признание права каждого быть самим собой.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитата на доске:

«Ученье - это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель... - это учение. По сути в каждом из нас одновременно живет и Учитель и Ученик» (Б.И. Коротяев).

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся - одна из вечных проблем педагогики. Результативность урока во многом зависит не только от ученика, но и от профессионализма педагога, его стиля деятельности.

Определим критерии, на основании которых делаются выводы о степени профессиональной подготовки учителя.

1. Умение создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.

2. Методы обучения, с помощью которых учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.

3. Деятельность и активность учащихся на уроке.

4. Контроль и коррекция деятельности учащихся.

5. Речь педагога и ее значение на уроке.

6. Взаимоотношения учителя и учеников.

7. Воспитывающая сторона урока.

8. Результативность урока.

Таким образом, результативность школьного урока во многом зависит и от самих учеников. Попробуем определить роль каждого участника образовательного процесса - учителя, ученика и родителя в достижении высокой результативности урока.

II. Деятельность классного руководителя по вопросу контроля успеваемости

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками. И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе - его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала, бесед с учителями- предметниками по поводу успеваемости и дисциплины и последующих за этим «серьезных разговоров» с учениками и их родителями?

Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Какие же факторы влияют на успешность и успеваемость школьника? К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести:

• толерантность и эмоциональную наполненность среды;

• сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены ниже);

• самооценку успешности каждого учащегося, его оценка своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

III. Анализ результатов анкетирования «Оценка самоактуализации учащихся»

На основании результатов исследований можно утверждать следующее: в классах, где все дети успешны и уважают друг друга, всегда высокий уровень положительной эмоциональной наполненности.

Анализ результатов исследования, проведенного в классе, позволил выяснить, что...

• от (число) % до (число) % учащихся не считают себя успешными в учебе;

• не чувствуют свою значимость - (количество учащихся);

• с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются - (количество учащихся);

• не устраивают отношения с учителем и (или) с одноклассниками - (количество учащихся).

Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят.

IV. Самотестирование родителей

Классный руководитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: «да» (+1), «нет» (-1), «не задумывался(-ась)» (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Анкета для самооценки толерантности родителей

1. Всегда ли вы помните об индивидуальности ребенка?

2. Учитываете ли вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

3. Стараетесь ли вы понять требования ребенка?

4. Воспринимаете ли вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

5. Даете ли вы время ребенку для осмысления ваших требований?

6. Пытаетесь ли вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?

7. Предлагаете ли вы на выбор несколько решений проблемы?

8. Стараетесь ли вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

9. Хватает ли у вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?

10. Стараетесь ли вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?

11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

V. Обсуждение вариантов стимулирования успешной учебы класса

(Выслушиваются предложения родителей, назначаются ответственные и сроки исполнения.)

VI. Подведение итогов собрания

Хорошая учеба - это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, уверенность в том, что нерешаемых задач нет.

Наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не «стабильные» ученики, а стремящиеся «к взятию вершин», упорные и «взлетевшие».

Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы.

Если успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, родители, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.

Дополнительный материал

Варианты стимулирования успешной учебы класса

Современный педагог - это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему «Я». Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:

• графики;

• диаграммы;

• таблицы;

• цветовые табло;

• знаки поощрения для победителей рейтинга.

Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.

Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: «открытие недели», «стремительный взлет», «стабильность», «великая сила воли» и т. д.

Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения.

Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.

Классные руководители, как правило, являются учителями-предметниками с большой учебной нагрузкой (от 18 ч в неделю и выше), поэтому дополнительная работа по подсчету баллов, набранных учащимися, может стать достаточно обременительной для учителя. Подсчет рейтинговых баллов могут осуществлять и сами учащиеся, имеется в виду учебный сектор или иная структурная единица классного самоуправления. Впоследствии дети осознают, что такой вид работы - это прежде всего внимание к каждому из них, и начнут сами составлять свои личные рейтинги. Такая форма самоанализа - это возможность поговорить о своих проблемах, почувствовать себя членом коллектива, сверить свою самооценку с мнением других. Это поможет детям понять, что в своих проблемах они не одиноки, потому что схожие проблемы бывают, как правило, у нескольких человек.

И тут важна роль классного руководителя как организатора открытого или закрытого классного часа (в форме «ток-шоу» по откровенному и доброжелательному обсуждению проблем, а не личных неудач детей), а также в налаживании системы поощрений.

Такие зачетные листы не будут дублировать дневники, т. к. современные, технически экипированные ученики не только не подают дневники на оценку - часто они не носят их с собой, а домашние задания записывают в тетрадях или в записных книжках (в мобильных телефонах).

Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.

Будучи классным руководителем, я использовала простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за «отчетный» год я ставила оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздавались и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

Родительское собрание «Вредные привычки», 6 класс

Родительское собрание, 6 класс. Карманные деньги: за и против

Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков

Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера

Нет комментариев. Ваш будет первым!