Цель: выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей.
Задачи
• создать условия для обобщения опыта семейного воспитания в семьях учащихся.
• определить значение карманных денег для подростка.
Форма проведения: диспут.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап: анкетирование детей.
Анкета для учащихся
1. Нужны ли тебе деньги?
2. Бывают ли у тебя в кармане деньги на личные расходы? Если да, то в каком количестве?
3. Где ты берешь деньги на личные расходы?
4. На что ты тратишь деньги?
5. Какая сумма средств за неделю достаточна для удовлетворения твоих потребностей?
6. Как относятся твои родители к тому, что тебе нужны деньги?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: стулья расставлены по кругу, на спинку каждого стула приклеена геометрическая фигура (круги и квадраты в равных количествах).
I. Вступительное слово классного руководителя
Дети и деньги - у этой проблемы несколько сторон. Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать? Можно встретить аргументы и за, и против.
II. Активизирующая игра «Поменяйтесь местами»
(Все участники сидят на стульях, расставленных кругом. Ведущий стоит. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто...» (варианты: любит своих детей, любит своих родителей, несколько раз в день хвалит своего ребенка, несколько раз в день благодарит своего ребенка или родителя, иногда ворчит и т. д.), и в то время, пока игроки меняются местами, ведущий старается занять свободное место.)
Спасибо за активную работу, а теперь посмотрите на спинку своего стула. «Круги» усаживаются слева по кругу от ведущего, «квадраты» - справа. У нас получилось две команды. Участники первой команды готовят аргументы за карманные деньги подростков, участники второй команды - аргументы против.
III. Обсуждение в малых группах
IV. Обсуждение результатов работы групп, возникших вопросов
Аргументы против, которые приводят некоторые родители:
• нецелесообразно - ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
• слишком много внимания денежным вопросам - будет жадным, алчным;
• если регулярно снабжать деньгами - станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает - не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
• носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае - зависть других детей, в худшем - отнимут или, не дай Бог, побьют и т. д.).
Аргументы за:
• ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
• пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков - не станет рисковать во взрослой жизни;
• если не давать - возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.
С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы? Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают! Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат - и, соответственно, договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.
Сколько давать карманных денег? Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали - выполните свое обещание. Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета. Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше - раз в неделю; более взрослым - ежемесячно.
Как выдавать? Американские специалисты говорят, что есть 4 системы «выдавания» денег (причем хорошая из них - только одна).
1. В любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах).
2. Исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому.
3. Регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок.
4. Также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое - оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе - родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.
Контролировать ли самостоятельные траты ребенка? У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п. Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).
Стоит ли поощрять или наказывать деньгами? Вот по этому вопросу можно встретить самые разные высказывания. Например, учеба - это тоже работа, причем не из самых легких, почему не поощрить ребенка? Другие подчеркивают: если приложил значительные усилия, добился высоких результатов, пусть поймет, что его заслуги ценят, и сам будет больше себя ценить. Но это должно быть какое-то значительное достижение (победил на олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.).
Если речь идет о постоянных обязанностях по дому, то они выполняются бескорыстно. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство, в том числе и ребенок. Правда, и дома он иногда может выполнить значительную, потребовавшую много времени и сил работу. Например, при строительстве дома, ремонте машины или квартиры, освоении дачного участка. Тогда «премиальные» выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае - не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу. Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо - в зависимости от серьезности проступка.
Как научить ребенка обращаться с деньгами? Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю - пусть ответит за последствия своего легкомыслия. Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег. Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку 2-3 раза в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.
Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку. В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие- то банковские операции, например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д. Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок. Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены.
V. Анализ результатов анкетирования учащихся
VI. Подведение итогов собрания
Благодарю за активное участие в обсуждении вопроса. Разрешите закончить наше собрание цитатами:
• «Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками» (3. Филдинг);
• «Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого дать им в руки основания для их причуд, то мы
Родительское собрание «Вредные привычки», 6 класс
Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Результативность школьного урока: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Ольга Жановна Лянгузова # 16 января 2019 в 11:52 +1 |