Цель: обобщение знаний о влиянии вредных привычек на развитие детей.
Задачи
• убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка;
• предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения;
• ориентировать родителей на здоровый образ жизни.
Форма проведения: беседа.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап:
• анализ проведенных в классе мероприятий по проблеме;
• анкетирование учащихся.
Тест «Незаконченное предложение»
1. Курение - это...
2. Сигарета в руке - это показатель...
3. Не курить - это значит не...
4. Для того чтобы бросить курить, нужно...
5. В моей семье курят лишь...
6. Курение в нашей семье...
7. Курение дает мне возможность...
Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»
Почитайте утверждения и укажите, согласны вы с ним или нет:
1. 20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.
2. Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.
3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности мужчин.
4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.
5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.
6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.
7. Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.
8. 50% смертей от заболеваний сердца среди женщин - результат курения.
9. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.
10. Среди женщин смертность от вызываемого рака легких превышает смертность от рака груди.
Практическая работа учащихся
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило... несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Курить или не курить, употреблять алкоголь или не употреблять его, употреблять наркотики или отказаться от их употребления, заниматься физкультурой или нет? Группам предлагается заполнить одну из таблиц.
Мой выбор - не курить
№ |
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Мой выбор - не употреблять алкоголь
№ |
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Мой выбор - нет наркотикам
№ |
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Мой выбор - заниматься физкультурой
№ |
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
I. Вступительное слово классного руководителя
У каждого из нас есть близкие люди. С некоторыми из них у нас очень хорошие отношения, а с другими - хотят желать лучшего из-за особенностей их характера, с которыми мириться мы не желаем. Но не всегда мы можем понять, что же происходит, в чем причина «натянутых» отношений и конфликтов. Мы говорим: «Он меня раздражает», но чем вызвано наше негодование, не понимаем. И тем более мы не видим, да и не хотим видеть отрицательных привычек в себе; как говорят: «В чужом глазу соломинку заметим, а в своем и бревна не примечаем».
Вредная привычка (зависимость) - это свойство нашего характера или поведения, которое можно описать так:
• вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете другого выбора, кроме как делать ЭТО. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть;
• эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас;
• вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие;
• вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда почувствуете неприятные ощущения (скуку, одиночество, физическую боль и т. д.);
• вы чувствуете, что уже не можете справиться со своими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО;
• вы можете потратить значительную часть жизни сражаясь с ЭТИМ, даже если ЭТО зацепило вас несерьезно;
• на ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы все больше ненавидите себя за эти траты;
• вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения вашего жизненного уклада - семья, карьера, здоровье, друзья.
Некоторых ЭТО в конце концов убивает.
II. Организация обсуждения вопросов
1. Что должны рассказать родители своим детям об алкоголе и курении?
В первую очередь вы должны сами быть компетентны в проблемах вредных привычек. Не приуменьшайте компетентности вашего тихонького шестиклассника! Вполне возможно, что от старших ребят он уже не раз слышал о «прелестях» подростковой токсикомании, курения, распития пива или наркомании. Чтобы быть готовым аргументировать свои выводы в беседе с подростками, родители должны сами хорошо владеть современной терминологией в области алкоголизма и табакокурения (а может быть, и молодежного сленга). Сложно? Но ведь это необходимо в современной жизни. Вспомните любимую поговорку многих полководцев: «Чтобы победить врага, надо хорошо его знать».
Во-вторых, вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто «формальное обсуждение». Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино, ТВ. Многие из этих представлений могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:
• средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих;
• алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они по-настоящему не помогают решить ни одну проблему;
• употребление алкоголя или наркотиков - прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение детьми до 14 лет. И ваши дети должны четко осознавать это;
• отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешными в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков;
• абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых мы так часто видим на экранах телевизоров, приходят к выводу о необходимости трезвого, здорового образа жизни.
2. Искусство родителей общаться с подростками
Дети всех возрастов готовы говорить со взрослыми, которые могут научить их не употреблять алкоголь, табак и наркотики. Но среди взрослых могут оказаться также и те, которые будут «подогревать» интерес к этой теме, вовлекая тем самым несовершеннолетних в преступление или подталкивая их на путь алкоголизма и табакокурения. Родители должны опередить и взрослых, и старших знакомых своего ребенка. Для этого понадобится определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать - более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы.
Американские авторы описывают 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может выручить и в общении со взрослыми.
Прием № 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей:
• демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т. д.);
• позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;
• докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием № 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на «язык тела». Но постарайтесь не вызвать излишний интерес; не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает «потребность в эксперименте».
Прием № 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием № 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием № 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и т. п.
3. Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор?
Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики. Вот 5 принципов формирования самоуважения подростка.
1. Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.
2. Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
3. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем: «Ты не должен лазить по заборам - это глупо» (или: «так делают только дураки»),
4. Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.
5. Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: «Я люблю тебя», «Мы гордимся тобой», «Я верю в тебя» помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к нему.
Вот еще несколько принципов, которые могут помочь предотвращению приобщения ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.
1. Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся предупреждения пьянства и потребления наркотиков.
2. Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все».
3. Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.
4. Выработайте у себя убеждения и привычки - и это очень важно! - которые помогали бы вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков.
Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или неважным разъяснение своих принципов детям. Этим родителям следует помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения. Используя некоторые приемы, вы сможете дать хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем.
Если один из родителей - алкоголик, то эксперименты детей с алкоголем предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если оба страдают алкоголизмом, то нередко прививают детям патологические стереотипы поведения. Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма.
1. Не пытайтесь скрывать или «смягчать» правду. Подростки могут справляться со своими проблемами лучше, если знают, что ваш супруг (супруга) страдает алкоголизмом.
2. Необходимо объяснить ребенку (подростку), что алкоголизм - это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.
3. Помогите вашим детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.
4. Обучите детей рассудительности в принятии решений и поступках, привейте им позитивные традиции, принятые в вашей семье, и объясните, что они могут и должны отвечать за посильные для них домашние обязанности.
4. Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье
Существуют различные технические приемы или последовательности действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Учите подростка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите подростка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
2. Изучите с ним значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список - о недруге. Пока подросток составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.
3. Объясните ему (ей), что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом.
Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют подростку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давлению. Объясните подростку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростки считают необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте вашим детям ходить в гости к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом «скрытых» компаний. Родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем те проводят свое время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствие взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.
Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на подростка. Например, в некоторых школах и подростковых группах ребята сами активно пропагандируют здоровый образ жизни, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности.
Всячески стимулируйте участие подростка в школьной или общественной деятельности, в спорте или музыке, при этом не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Специальные меры обычно не нужны, когда подросток имеет позитивные увлечения. У него менее вероятно появление интереса к табаку, алкоголю или наркотикам.
Находите больше времени для совместного отдыха, работы, творческой деятельности со своими детьми. Этот прием позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт свидетельствует, что дети чрезвычайно ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые сделали вместе.
Семейная политика в отношении алкоголя и наркотиков очень важна. Опыт свидетельствует, что, вопреки распространенному заблуждению, подростки хотят планировать свою жизнь и строить свое счастье. Поступки детей более ответственны, когда родители также следуют определенным ограничениям и нормам. Родители могут помочь, рассказывая о возможных последствиях употребления алкоголя и наркотиков и обсуждая с подростком, какое поведение они от него ожидают. Ваш ребенок должен знать, как ему следует себя вести, что нужно, а что нельзя делать.
Добейтесь от ребенка обещания, что он ни при каких обстоятельствах не собирается принимать алкоголь или другие наркотики. Разъясните ему серьезные последствия, которые это может вызвать. Расскажите или даже составьте в письменном виде семейные правила, которые помогут сыну или дочке воспитать в себе ответственность и отказаться от алкоголя или других наркотиков. Семейные традиции дают вашему ребенку самый простой способ сказать ровесникам «НЕТ!» в ответ на приглашение покурить, выпить или принять наркотики.
Существует простая и понятная закономерность: чем больше подростков, окружающих вашего ребенка, употребляют алкоголь или наркотики, тем с большей вероятностью он начнет поступать так же. Поэтому, чтобы предохранить ваших сына или дочь от нежелательного знакомства с этими веществами, разумно было бы позаботиться о том, чтобы дети вращались в благополучной среде.
Не забывайте, что вы можете использовать силу общественного мнения и повлиять на администрацию школы или местные власти по проблемам профилактики употребления алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних.
Если же вы подозреваете, что подросток экспериментирует с алкоголем или сигаретами, вам лучше обратиться к классному руководителю, к школьному психологу за советом. Если вам необходимо поговорить о проступке со своим сыном (дочерью), обвинять его (ее) сразу в «неправильном» поведении - не лучшая идея. Поэтому говорите спокойно, сделайте акцент на вредном воздействии алкоголя, наркотиков и никотина на развивающийся организм и опасностях, подстерегающих пьющих, курящих или принимающих наркотики.
Признаки употребления алкоголя или наркотиков наряду с другими включают сонливость, снижение успеваемости, частые колебания настроения, необоснованное использование глазных капель и средств освежения полости рта. Если ваш ребенок начал интересоваться алкоголем или наркотиками, значит, у него, скорее всего, появились проблемы. Не забывайте, что кажущееся безобидное ежедневное употребление в день по бутылке пива - это верный шаг к «пивному алкоголизму». Подростки могут применять психоактивные вещества для облегчения душевного дискомфорта, вызванного различными причинами (возможно, связанными с вашим поведением, с неудавшейся «первой любовью», первым неудачным сексуальным опытом, неумением общаться со сверстниками и т. д.), и не исключено, что это - безмолвный призыв о помощи. В такой ситуации ваш доктор, работник социального обеспечения, школьный психолог или другой специалист могут порекомендовать, куда лучше обратиться за помощью.
Любите своих детей, но в своей любви не будьте слепы, а старайтесь быть терпеливыми, последовательными и рассудительными.
5. Ребенок начал курить - как реагировать?
Понятно, что курение - не единственная вредная привычка современных подростков. Но она касается основной массы детей, которые все-таки пока подвержены влиянию своих родителей. Все неблагополучие начинается именно с сигарет. Школьник сперва начинает курить, потом понемножку выпивает, потом некоторые пробуют наркотики. Какой-то процент детей генетически и социально оказывается предрасположен к алкоголизму и наркомании. Но губить свое здоровье и, возможно, свое будущее дети начинают с помощью сигарет. Так что тревожиться и принимать какие-то меры, пытаться манипулировать нужно тогда, когда ваш ребенок впервые закурил. А еще лучше - предпринимать профилактические меры.
В романе Джона Гришема «Сбежавшее жюри» присяжные с недоумением слышат от адвоката одной из сторон: «Если вы не начали курить в школе, высоки шансы, что вы не начнете курить уже никогда». Это утверждение кажется им чересчур прямолинейным и грубым, но, обращаясь к своему прошлому, присяжные-курильщики вспоминают, что сами они закурили еще в детстве.
Статистика свидетельствует: в Бельгии курит 45% юношей и 44% девушек, соответственно в Швейцарии - 46 и 36%, в Греции - 54 и 46%, в Италии - 55 и 51%. В Париже курящих девушек больше (66%), чем юношей (58%). В Англии родители особенно не ограничивают детей в курении, и там мальчики впервые пробуют курить в 9 лет, а девочки - в 11 лет. В Москве и Петербурге курят около 45% подростков. Это вызывает большую тревогу. Чем моложе ребенок, тем слабее у него защитные механизмы, тем быстрее курение разрушает его организм. У того, кто начал курить в детстве, к примеру в11 -12 лет, можно ожидать развития к 35-40 годам сердечной недостаточности или рака легких.
Многие родители боятся, что их ребенок пополнит ряды курильщиков. Переходный возраст, когда психика крайне неустойчива, а гормональные всплески следуют один за другим - самый вероятный период начала курения. Не стоит забывать, каким нервным и физическим нагрузкам подвергается ребенок 9-16 лет. При этом у него еще нет никакого жизненного опыта, а естественное любопытство толкает поддаться всем предлагаемым искушениям. Современная реклама обычно представляет курение и употребление алкоголя как элемент «сладкой жизни», доступный всем. Практически каждый ребенок имеет комплекс неполноценности, который доставляет ему переживания. Сигарета становится самым доступным и дешевым средством для того, чтобы справиться с потоком негативных эмоций.
Не секрет, что вдыхаемые при курении вещества действуют на детей сильнее, чем на взрослых, хотя бы потому, что вес у ребенка меньше. Попробуйте затянуться сразу двумя или тремя сигаретами, чтобы почувствовать тот же эффект. Организм ребенка привыкает, адаптируется к большим дозам никотина, чем взрослый. Другими словами, сильная психологическая тяга вскоре подкрепляется более мощной, чем у взрослого человека, зависимостью. Люди, начавшие курить в раннем детстве, практически не могут бросить эту привычку всю жизнь.
Немалая доля людей нуждается в каких-либо стимуляторах для поддержания психики в равновесии, не у всех эндокринная система работает стабильно. Некоторым курение помогает сосредоточиться, выдержать значительные нагрузки на работе; известны случаи, когда выкуренная сигарета развеивала мысли о суициде. Но для того чтобы человек сформировался правильно, момент начала курения, даже если он неминуем, нужно постараться всеми силами отложить как можно дальше. Ведь взрослому легче контролировать, сколько сигарет в день ему необходимо, чтобы быть в равновесии. Чем раньше начало вредной привычки, тем большая доза станет нормой.
6. Профилактика курения
Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в подсознании. По мере взросления и накопления информации нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но все же попытайтесь нарочито театрально сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки - в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения.
Пожалуй, лучшим средством против курения является спорт. Если ребенок регулярно имеет хорошую физическую нагрузку, его мозг постоянно подпитывается эндорфином, так называемым гормоном счастья. Это тоже какого-то рода наркотическое вещество, но только выработанное организмом от естественной стимуляции и потому органичное и полезное для здоровья. Сигарета вызывает выработку эндорфина в организме как реакцию на никотин и другие алкалоиды табачного дыма. Заметим, что, если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие, так что
7. Если все же закурил...
Если ребенок уличен в курении, то вы может быть уверены: это далеко не первая его сигарета, что бы он ни говорил. Не будем никого обнадеживать: вам делать что-то в таком случае уже поздно. Запретить подростку курить наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому.
Что случилось - то случилось, но, возможно, еще не упущено время, чтобы оградить его от алкоголя и наркотиков. Действуйте со всей осторожностью, чтобы грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Не торопитесь кричать, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить и чем вы можете ему помочь. Если вы тоже курите и ваш ребенок готов бросить, предложите ему бросать вместе. Но с этого момента вы никогда не должны больше курить при ребенке, даже если на самом деле так и не смогли бросить. Впрочем, не исключено, что подросток поступит точно также.
III. Подведение итогов собрания
Ищите проблему, часто курение - сигнал о серьезной психологической проблеме. Что происходит с вашим ребенком прямо сейчас? Может, он потерял расположение старых знакомых или одноклассников? Столкнулся в первый раз с предательством сверстников или взрослых? Может быть, он попал в беду и судорожно ищет выход из положения? Вот и сигарета в руках, признак отчаяния и бунта, которые так часто ходят вместе.
Если в семье есть человек, отношения с которым у подростка в данный момент лучше, чем с родителями, можно попросить его прояснить ситуацию, по-дружески пообщавшись с ребенком. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд - не вещество, а доза» (это сказал еще Парацельс). Любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно - имидж сейчас или здоровье потом. Так или иначе, эта неприятность не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из-за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей.
Попросите подростка подсчитать, какую сумму он тратит (или может потратить, если только собирается стать курильщиком) на сигареты в день или в неделю. Сколько денег можно сэкономить, если не курить? Сравните эту сумму денег с ценой желанной подростком вещи - музыкального центра, нового компьютера, поездки.
Не теряйте связи со своим ребенком, говорите с ним почаще, и не только об оценках или школьных предметах. Если ребенок вам доверяет, ваши шансы предотвратить подростковое курение или переубедить подростка намного выше. А если нет... подумайте, не выли, случайно, стали причиной того, что ваш сын или ваша дочь подружились с опасной игрушкой - сигаретой?
• Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 млрд сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1-2 сигареты в день, и в то же время есть количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более.
• Опросы, проведенные в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Сегодня она находится на уровне 10-12 лет.
• Приблизительно пятую часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.
Советы некурящих борющемуся с курением
1. Вы - человек, который может вознаградить себя не только курением. Лучше глубоко вдохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут большой эффект.
2. Вам нужно занять руки, возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.
3. Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.
4. Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решить конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.
5. Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.
6. Вы курите без разбора, не замечая количества и качества сигарет, которые курите. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Карманные деньги: за и против
Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Результативность школьного урока: от чего она зависит?
Ольга Жановна Лянгузова # 16 января 2019 в 11:32 0 |