Время проведения: I четверть.
Цели: формирование представлений о физиологических особенностях этого возраста.
Задачи: ознакомить родителей с физиологическими изменениями, происходящими в организме ребенка; показать, как влияют эти изменения на развитие ребенка; провести анкетирование родителей с целью выяснения отношения в семье к физкультуре; проанализировать проблемы, возникающие у детей со здоровьем, найти пути их решения; ознакомить родителей с тестом «Как ты относишься к своему здоровью», проведенным с детьми; дать рекомендации по организации правильного питания.
I. Подготовительный этап
Напечатать схему «Изменение размеров и пропорций тела в среднем детстве» (приложение 1).
Распечатать памятки об организации питания детей (приложение 2).
Подготовить бланки с анкетами для родителей (приложение 3).
Провести тестирование детей об отношении их к своему здоровью (приложение 4).
II. Организационный этап
Родители рассаживаются за парты. Учитель раздает им материалы к собранию: памятки, тесты детей, рекомендации по сохранению осанки.
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. И педагогам, и родителям, и всем взрослым, воспитывающим детей младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. Остановимся на особенностях детей 7-12 лет. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками этого возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у них почти одинаковы. Они представлены в схеме, которую вы видите на плакате [приложение45).
В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, идет дальнейший их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной.
В тесной связи с дыхательной системой работают органы кровообращения. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т. к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст.
Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста.
Так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла. Поэтому необходимо строго следить за тем, как ребенок одевается, не допускать переохлаждений.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Поэтому необходимо помнить, что ребятам надо покрыть свои затраты. Этому способствует и полноценное питание ребенка. Употребление в пищу жиров, белков, углеводов и витаминов должно быть сбалансировано. Предлагаем вашему вниманию памятку «Как организовать полноценное питание младшего школьника» (приложение 2).
При систематических занятиях спортом дети гораздо лучше развиваются физически. Однако это лучше делать под присмотром специалистов.
IV. Этап социологического опроса
Классный руководитель. Давайте проанализируем, как часто занимается ваш ребенок физкультурой. Посещает ли он спортивные секции, плавательный бассейн, делает ли утром зарядку. Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты (приложение 3).
V. Продолжение беседы
Классный руководитель. Как уже было сказано выше, занятия ребенка физической культурой оказывают благоприятное воздействие на обмен веществ. Но подобное положительное влияние оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа или недостаточный отдых ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому физические нагрузки и расписание занятий с младшими школьниками необходимо заранее планировать и согласовывать с участковым врачом.
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Для формирования правильной осанки рекомендуется выполнять специальные упражнения (приложение 5).
Итак, в младшем школьном возрасте нужно обратить особое внимание на следующие моменты:
• регулярные занятия спортом и физической культурой способствуют укреплению здоровья детей, правильному обмену веществ, формированию органов кровообращения;
• за формированием правильной осанки необходимо следить с детства;
• необходимо обучать правильному дыханию при выполнении физических упражнений;
• физические нагрузки у детей не должны быть чрезмерными;
• правильно организованный режим дня способствует сохранению здоровья детей, предупреждению переутомления;
• для правильного физического развития необходимо следить за полноценным питанием.
Кроме того, важно привить ребенку привычку к ценностному отношению к своему здоровью. Действий со стороны взрослых будет недостаточно. Чтобы проверить, осознают ли сами ребята важность сохранения своего здоровья с ранних лет, мы провели с ними тест (приложение 4).
Ознакомьтесь с его результатами.
(Родителям раздаются бланки с тестом, они несколько минут анализируют его.)
- Каковы ваши впечатления?
- Какие истины надо внушить ребенку?
- В чем вы видите свои промахи?
- С какой просьбой вы обратитесь к школьным учителям, администрации?
(Высказывания родителей.)
VI. Подведение итогов собрания
- Какая информация, услышанная сегодня, была для вас полезна?
- На какие бы темы вы хотели поговорить со специалистами (врачами, учителями физкультуры, физиотерапевтами, заведующим школьной столовой и т. п.)?
(Ответы родителей.)
Возможное решение собрания
1. Рассказать другим членам семьи о физиологических особенностях детей данного возраста.
2. Пригласить на собрание заведующего школьной столовой.
3. Вывесить дома на кухне таблицу калорийности продуктов и стараться использовать ее при составлении домашнего меню.
4. Следить за осанкой детей при выполнении домашних заданий.
Приложение 1. Изменение размеров и пропорций тела в среднем детстве
Приложение 2. Памятка для родителей «Как организовать полноценное питание младшего школьника»
Энергетические затраты организма младших школьников
Возраст |
Количество ккал в сутки |
От 7 до 9 лет |
1800-2000 |
От 9 до 11 лет |
2000-2400 |
При составлении рациона питания ребенка для подбора продуктов можно пользоваться таблицей калорийности основных продуктов.
Питательная ценность основных пищевых продуктов в расчете на 100 г
№ п/п |
Наименование продукта |
Белки (г) |
Жиры (г) |
Углеводы (г) |
Калорийность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Коровье молоко |
2,83 |
3,50 |
4,5 |
63,6 |
2 |
Кефир жирный |
4,80 |
3,50 |
4,5 |
71 |
3 |
Кефир обезжиренный |
4,80 |
0,07 |
4,5 |
40 |
4 |
Сыр 50%-ной жирности |
21,7 |
28,5 |
1,8 |
361 |
5 |
Творог обезжиренный |
17,2 |
0,58 |
1,8 |
88 |
6 |
Куриное яйцо |
12,9 |
11,2 |
0,7 |
167 |
7 |
Масло сливочное |
0,5 |
83,5 |
- |
781 |
8 |
Масло растительное |
- |
99,62 |
0,1 |
927 |
9 |
Говядина нежирная |
15,3 |
2,8 |
- |
88 |
10 |
Печень |
19,67 |
4,37 |
3,7 |
144 |
11 |
Колбасы копченые |
21,0 |
40,5 |
- |
463 |
12 |
Колбасы вареные, сосиски |
13,32 |
21,62 |
2,0 |
263 |
13 |
Утка |
7,4 |
34,5 |
- |
351 |
14 |
Гусь |
15,7 |
31,0 |
- |
364 |
15 |
Курица |
20,6 |
3,1 |
- |
120 |
16 |
Морская рыба нежирная |
11,6 |
2,9 |
- |
75 |
17 |
Сельдь |
20,9 |
8,0 |
- |
171 |
18 |
Речная рыба (карп) |
37,2 |
7,5 |
1,7 |
46 |
19 |
Крупа манная |
10,3 |
0,79 |
75,3 |
370 |
20 |
Крупа перловая |
10,4 |
1,36 |
74,1 |
371 |
21 |
Овсяные хлопья «Геркулес» |
13,8 |
6..6 |
66,2 |
402 |
22 |
Рис полированный |
7,0 |
0,62 |
78,7 |
368 |
23 |
Хлеб ржаной |
5,0 |
1,0 |
42,5 |
204 |
24 |
Хлеб пшеничный |
7,9 |
0,8 |
52,6 |
255 |
25 |
Макароны |
11,2 |
0,9 |
72,2 |
358 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
26 |
Капуста белокочанная |
1,43 |
0,19 |
4,5 |
26 |
27 |
Морковь |
1,0 |
0,2 |
7,3 |
35 |
28 |
Капуста цветная |
2,46 |
0,28 |
3,9 |
28 |
29 |
Картофель |
1,5 |
- |
16,8 |
71 |
30 |
Огурцы |
0,8 |
- |
2,8 |
15 |
31 |
Редис |
0,05 |
0,14 |
3,5 |
19 |
32 |
Помидоры |
0,95 |
0,21 |
3,3 |
19 |
33 |
Яблоки |
0,3 |
- |
10,0 |
42 |
34 |
Груши |
0,4 |
- |
9,6 |
42 |
35 |
Абрикосы |
0,9 |
0,1 |
12,4 |
54 |
36 |
Сливы |
0,74 |
0,1 |
15,0 |
64 |
37 |
Бананы |
1,1 |
0,2 |
13,4 |
61 |
38 |
Мандарины |
0,7 |
0,3 |
10,6 |
46 |
39 |
Лимоны |
0,7 |
0,6 |
7,1 |
28 |
40 |
Апельсины |
0,7 |
0,3 |
9,1 |
43 |
41 |
Мармелад |
0,65 |
0,15 |
61,2 |
245 |
42 |
Шоколад молочный |
9Д |
32,8 |
54,7 |
563 |
Приложение 3. Анкета для родителей
1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе?
2. Освобождаете ли вы своего ребенка от уроков физической культуры по его просьбе или по своему желанию?
3. Считаете ли вы уроки физкультуры равноценным по значимости для развития ребенка с другими школьными предметами?
4. Присутствовали ли вы когда-нибудь на уроке физической культуры?
5. Что вы знаете об оценках вашего ребенка по этому предмету?
6. Выполняет ли ваш ребенок нормативы по физической культуре?
7. Посещает ли ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?
8. Что вы знаете о спортивных достижениях ребенка?
9. Делает ли ваш ребенок зарядку?
10. Занимаетесь ли вы с вашим ребенком каким-либо видом спорта или физической культуры?
Приложение 4. Тест для учащихся «Как ты относишься к своему здоровью?»
Ответь на вопросы теста и подсчитай очки.
1. Как часто ты моешь руки:
а) около 20 раз в день - 0 очков;
б) только перед едой и после туалета - 5 очков;
в) когда сильно испачкал - 20 очков.
2. Сколько раз ты чистишь зубы:
а) 2 раза (утром и вечером) - 0 очков;
б) 1 раз - 5 очков;
в) вообще не чищу - 15 очков.
3. Как часто ты моешь ноги:
а) каждый вечер перед сном - 0 очков;
б) когда заставит мама - 10 очков;
в) только когда купаюсь целиком - 20 очков.
4. Как часто ты делаешь зарядку:
а) ежедневно - 0 очков;
б) когда заставляют родители - 15 очков;
в) никогда - 20 очков.
5. Как часто ты простужаешься:
а) 1 раз в 2 года - 0 очков;
б) 1 раз в год - 5 очков;
в) несколько раз в год - 15 очков.
6. Как часто ты ешь сладости:
а) по праздникам и воскресеньям - 0 очков;
б) почти каждый день - 20 очков;
в) когда я захочу - 30 очков.
7. Как часто ты плачешь:
а) не могу вспомнить, когда это было последний раз - 0 очков;
б) пару раз в неделю - 15 очков;
в) почти каждый день - 25 очков.
8. От чего ты плачешь:
а) от боли - 0 очков;
б) от обиды - 10 очков;
в) от злости - 20 очков.
9. Сколько ты гуляешь:
а) ежедневно от 1,5 до 2 ч - 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа - 10 очков;
в) иногда по выходным - 20 очков.
10. Когда ты ложишься спать:
а) в 21.00-21.30 - 0 очков;
б) после 22.00 - 10 очков;
в) после 24.00 - 35 очков.
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:
а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;
б) немного больше - 10 очков;
в) значительно превышает норму - 30 очков.
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:
а) не больше 1,5 ч, с перерывами - 0 очков;
б) более 3 ч - 10 очков;
в) смотрю все, что нравится и сколько хочется - 30 очков.
13. Сколько времени ты тратишь на уроки:
а) около 1,5 ч - 0 очков;
б) почти 2 ч - 15 очков;
в) больше 3 ч - 30 очков.
14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж?
а) с легкостью - 0 очков;
б) под конец устаю - 15 очков;
в) с трудом - 25 очков;
г) не могу - 35 очков.
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да - 0 очков;
б) нет-5 очков.
Теперь займемся подсчетом.
Если набралось от 0 до 20 очков - ты в полном порядке!
От 20 до 70 очков - у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока нетрудно бороться!
От 70 до 110 очков - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше - можешь не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
Приложение 5. Упражнения для формирования правильной осанки
1. Упражнения для мышц плечевого пояса:
• развести руки в стороны и опустить;
• поднять палку вверх, посмотреть на нее;
• поднять палку вверх, опустить на лопатки;
• лежа на спине, развести руки, не отрывая от пола, соединить их над головой;
• лежа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед;
• лежа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны.
2. Упражнения для мышц ног:
• подняться на носки, опуститься;
• присесть, развести колени, руки вытянуть вперед;
• поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить, носок оттягивать;
• лежа на спине, поочередно поднимать прямые ноги;
• лежа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить;
• лежа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде.
3. Упражнения для мышц туловища:
• взять обруч, положить его на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч;
• сидя со скрещенными ногами, повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение;
• держа палку на лопатках, наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение;
• из положения лежа сесть, вытягивая руки вперед;
• подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога);
• сидя, согнуть ноги и притянуть их к груди, коснуться лбом коленей.
Выполняйте эти упражнения вместе с ребенком - только не время от времени, а регулярно. И еще: посмотрите на себя в зеркало - ваша осанка годится ли в пример для ребенка?
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!