Конкурсы

Родительское собрание «Характер моего ребенка», 3 класс

Сценарий родительского собрания в 3 классе «Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить и что нельзя»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.

Т. Рузвельт

Характер и нравственное поведение - это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Э. Фромм

Время проведения: II четверть.

Цели: ознакомление родителей с типологическими свойствами личности, формирование представлений об особенностях воспитания детей с разными типами темперамента.

Задачи: дать знания об отличительных особенностях типов темперамента; показать необходимость учета темперамента ребенка при организации воспитания и обучения; познакомить с результатами проведенных в классе исследований по определению типа темперамента у детей; провести ролевую игру по обучению взаимодействию с детьми разных типов темперамента.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Подобрать материалы для проведения педагогического всеобуча.

Приготовить и распечатать памятку для родителей о типах темперамента. Провести тест на самооценку своего характера (приложение 1). Данный тест продублировать на откидной доске, закрыв его до проведения тестирования родителей.

Распечатать карточки для групповой работы родителей (приложение 2).

II. Организационный этап

На доске написаны изречения о характерах людей. Написана тема собрания. Родители садятся за парты, по мере прибытия получают листы с результатами исследования детей.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. «Я в твоем возрасте...», «Что ты копаешься, ты можешь побыстрее?!», «Он ни на минуту не закрывает рот, мы за ним не поспеваем» и т. п. Как часто приходится слышать от родителей подобные высказывания. Почему одно и то же событие разные люди воспринимают и реагируют на него по-разному? Почему одни склонны к труду физическому, а другие - к умственному? Почему один ребенок делает все очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен? Таких вопросов можно поставить еще множество. Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой.

Одной из таких типологических особенностей личности является темперамент. Рассмотрим эту особенность личности. Темперамент - это индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека. Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Рассмотрим их на примерах поведения детей.

I тип - сангвиник. Такой ребенок обычно знает себе цену и верит в себя и свои силы. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ему до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и это свойство темперамента не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая его на поверхности, как поплавок. Он без труда всегда найдет общий язык с любым ребенком или взрослым и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто другой, казалось, приспособиться не смог бы. Обычно такие дети безболезненно и быстро адаптируются к новому режиму и требованиям при поступлении в школу. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он уже с удовольствием и важностью обслуживает себя сам. Его движения - уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь сангвиника выразительная, быстрая, живая, с мимикой и с жестами. Он без эмоций переносит наказания. Быстро засыпает и спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то ненадолго, смеясь и плача порою чуть ли не одновременно. И все преграды на пути он может преодолеть, чутко приспосабливаясь к жизненным обстоятельствам. Он - источник оптимизма. Сангвинику чаще всего суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками.

II тип - флегматик. Такой ребенок - это не спешащий никуда копуша, все делающий в час по чайной ложке. С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. А все потому, что флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он выглядит как «увалень». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности - даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием. Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными им самим надежными способами. Он умеет рассчитать свои силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Флегматики с большим трудом находят друга. Но, если такой ребенок уже нашел себе друга, то не предаст, какие бы соблазны перед ним не открывались. Флегматики не по возрасту миролюбивы и по возможности уходят от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у них нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами. Такие дети засыпают быстро, но после сна долгое время ходят сонные, вялые, словно недоспали. Флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому уже сформированному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, не любят перемен.

III тип - холерик. Этот тип темперамента - один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. Он всегда колоритен, его черты характера проявляются ярко, четко. Он заводится с пол-оборота, загорается как спичка, если даже этому способствовала маленькая искра. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Холерик протаранит все преграды, какой бы ценой это не далось, но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик. Борец, задира, он не знает чувства страха и является постоянным пациентом травматологов. Причем, обжегшись, снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, правда, частенько не доводит начатое до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку. Он считает, что сделанное им уже заслуживает похвалы, поощрения. Но почивает он на лаврах, как правило, недолго, а потом вновь загорается какой-нибудь идеей и без раздумий и промедления принимается ее осуществлять. Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить пар», и рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, одиночество ему невыносимо. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему надо то, что он задумал, немедленно, все сразу. Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости оттого, что днем их ожидает. Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива, но очень долго к требованиям школьных учреждений. Нет большего наказания для них, чем ограничение свободы.

IV тип - меланхолик. Меланхолики сравнимы с оранжерейными цветами. Малейший ветерок им вроде сквозняка. Во всем мерещится опасность, пропасть. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить - и такой ребенок сразу в плач. Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся: и самих себя, и тем более чего-то нового, особенно людей, и незнакомой обстановки. Они застенчивы, робки. Нерешительность - одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, слушателя, подчиненного. Они зацикливаются на неудачах и наказание воспринимают как трагедию. Обидчивости их нет конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику - работа, и при этом такая работа, от которой он мгновенно устает. Меланхолик, даже играя, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны и суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них останавливается развитие, нет ощутимых результатов деятельности. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти сами себя, а их чрезмерная чувствительность - залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды. У них прекрасная интуиция, поэтому они успешны в творческой деятельности.

Однако навряд ли вы найдете в жизни «чистого» флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика. Ведь чистых темпераментов в природе почти нет.

Темперамент не является показателем большей или меньшей ценности личности, не определяет ее возможности в творческой деятельности. История знает многих гениальных личностей с разными темпераментами. Например, А.И. Герцен был типичным сангвиником, И.А. Крылов - флегматиком, А.С. Пушкин - холериком, а Н.В. Гоголь - меланхоликом.

IV. Мозговой штурм

- Для чего же надо родителям знать тип темперамента своего ребенка? (Чтобы знать его сильные и слабые стороны; чтобы помочь ему приспосабливаться к новым условиям; чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые; чтобы понимать его; чтобы найти с ним общий язык; чтобы помочь ему найти себя; чтобы взаимодействовать с ним; и т. п.)

V. Продолжение лекции

1. Выступление учителя

Классный руководитель. Кажется, было бы прекрасно, если бы ваш темперамент совпадал с темпераментом ребенка. Но если даже и не совпадает, не «укращайте» и не «улучшайте» темперамент сына или дочки. За это он расплатится нервным срывом, стрессом, а вы - бессонными ночами и бесконечными хождениями по специалистам. Однако в то же время темперамент не должен быть особым оправданием ребенку, когда он недозволенное делает дозволенным. И эта таблица, которую мы приготовили к собранию, создана специально для того, чтобы помочь вам в домашней диагностике особенностей ребенка. Зная темперамент сына или дочки, вы сможете избежать многих проблем в ваших взаимоотношениях с ними. Детский врач и психолог Алла Баркан разработала памятку о том, как надо вести себя родителям с детьми различных темпераментов. Вот ее советы.

• Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.

• Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.

• Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов ребенка.

• Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика - в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его подлинного «я».

• Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.

• Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка.

• Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.

• Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.

• Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости от особенностей темперамента ребенка.

Как лучше воспитывать сангвиника?

• Стремиться выработать у него устойчивые интересы.

• Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.

• Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.

• Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.

• Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.

Как лучше воспитывать флегматика?

• Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.

• Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить время рационально.

• Не раздражаться его медлительностью, а ускорять его деятельность, применяя игровые методы, хотя бы игры наперегонки.

• Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.

• Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.

• Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость.

• Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.

• Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств - в их нищенскую скудость.

Как лучше воспитывать холерика?

• Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.

• Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.

• Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.

• Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.

• В зачатке погашать любую агрессивность.

• Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.

• Следить, чтобы непосредственность ребенка не выливалась в бестактность и задевала самолюбие людей.

• Учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал.

Как лучше воспитывать меланхолика?

• Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.

• Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.

• Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.

• Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.

• Поддерживать его самостоятельность.

• Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.

• Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.

• Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.

• Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.

• Учитывать впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность ребенка.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших, ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных черт.

Однако в воспитании ребенка не следует путать характер с темпераментом. Характер - это то, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием и культивируется им. Формируя свой характер, мы учимся им управлять, использовать его на благо общего дела. Ну, а ребенка этому должны научить родители.

Для того, чтобы наглядно представить отличие понятия «характер» от понятия «темперамент», приведем такой пример. Представьте, что вы - портной, и видите все недостатки не только одежды, но и фигуры, для которой она сшита. Естественно, фигуру вам у клиента не изменить. А вот недостатки покроя одежды вы изменить в силах. Вы можете скрыть недостатки фигуры с помощью изменения в вытачках, складках, дополнения различными деталями. Так же с характером. Вы можете представить темперамент ребенка в выгодном свете, корректируя недостатки характера. И в этом вам поможет правильное воспитание.

Итак, черты характера ребенка можно и нужно изменять и корректировать. Что же такое характер? Как он возникает и формируется? Дети не рождаются с готовым характером. Характер формируется и складывается постепенно - в основном, к концу детства. При этом в процессе жизни характер может изменяться в ту или иную сторону: портиться или улучшаться. Характер определяет особенности поведения ребенка.

Для того чтобы ребенок в любых обстоятельствах и условиях действовал разумно и нравственно, очень важно формировать у него правильные, полезные привычки поведения. Решающую роль в формировании у детей привычек играет их собственная деятельность, их стремление, желание выработать у себя привычки полезные, хорошие и избавиться от плохих. Большую роль играет личный пример родителей и старших членов семьи.

Помимо привычек, существует вторая составляющая структуры характера - черты человека, выражающие его отношение к окружающему миру, к другим людям, к труду и к самому себе. Следует отметить, что известно более полутора тысяч различных черт характера. Их обычно разбивают на группы.

2. Работа в группах

Давайте рассмотрим основные группы черт характера и подберем им противоположные. Для этого разобьемся на группы и поработаем коллективно.

• Группа I сформулирует черты характера, выражающие отношение человека к окружающему миру, к другим людям (приложение 2, карточка 1).

• Группа II сформулирует черты характера, выражающие отношение человека к деятельности, к труду (приложение 2, карточка 2).

• Группа III сформулирует черты характера, выражающие отношение человека к вещам и имуществу (приложение 2, карточка 3).

• Группа IV сформулирует черты характера, выражающие отношение человека к самому себе (приложение 2, карточка 4).

(Родители выполняют задание.)

3. Продолжение беседы

Все перечисленные вами черты не только проявляются в поступках и поведении, но и формируются в них. Для того чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершенствования мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный для него образ действий. Сформировавшийся в человеке характер в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Поэтому родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет к злу.

С детства необходимо прививать ребенку правила самовоспитания. Вот, например, какие правила в отрочестве составил для себя Л.Н. Толстой.

1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

А вот правила самовоспитания, которые принял для себя К.Д. Ушинский.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет о своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Не правда ли, эти постулаты остаются актуальными и по сей день. Как часто мы говорим об этом ребенку, используя меткие образные выражения: поговорки, пословицы, фразеологизмы, крылатые выражения: «Сделано наспех - сделано на смех», «Сто раз отмерь - один отрежь», «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», «Не говори гоп, пока не перескочишь» и др. Это говорит о том, что воспитание ребенка, формирование его характера, правильных привычек во все времена считалось священным долгом для родителей.

VI. Этап социологического опроса

Классный руководитель. А каковы наши дети? Какие отрицательные и положительные черты характера сформировались у них сейчас? Над чем можно и нужно поработать вам, родителям, нам, педагогам, и самим детям? Предлагаем вам оценить черты характера своих детей по следующим критериям (по 10 бальной шкале): скромность, трудолюбие, вежливость, доброта, честность.

Скромность - … балл

Трудолюбие - … балл

Вежливость - … балл

Доброта - … балл

Честность - … балл

(Родители работают над тестом.)

- А теперь сравните свое мнение с самооценкой вашего ребенка (раздает бланки с результатами тестирования детей). Критичен ли ребенок по отношению к себе? Хорошо ли вы знаете своего ребенка? А может быть, ваша оценка излишне строга?

(Организуется обмен мнениями.)

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Чтобы проверить полученные вами знания, выполните проверочный тест. Если вы услышите верное утверждение, поставьте знак «+», если высказывание ложно, поставьте «-».

1. Темперамент - это природное качество человека.

2. Темперамент в процессе воспитания ребенка можно изменять.

3. Характер ребенка передается по наследству.

4. Характер формируется в процессе внутриутробного развития плода.

5. Характер формируется и складывается постепенно - в основном, к концу детства.

6. Основные составляющие части структуры характера - привычки и черты человека.

7. Большую роль в становлении характера играет пример родителей и старших членов семьи.

8. Родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек.

9. Ребенок не должен заниматься самовоспитанием.

Проверьте себя:«+»,«—»,«—»,«-»,«+»,«+»,«+»,«+»,«—».

Возможное решение собрания

1. Рассказать о типе темперамента своего ребенка остальным членам семьи.

2. Договориться с ними о том, что можно изменить в ребенке, а что - нет.

3. Рассказать сыну или дочке о правилах самовоспитания.

4. Помнить, что в младшем школьном возрасте на ребенка большое воздействие оказывает личный пример родителей.

Приложения

Приложение 1. Самооценка

Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявления различных черт личности (доброта, честность, вежливость, трудолюбие, скромность) и следующая инструкция: «Допустим, что на этой шкале расположены все люди мира по состоянию здоровья, в порядке повышения: слева - самые больные люди, справа - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?»

Оценивается по 10-бальной шкале

Ф.И.

Скромность

Трудолюбие

Вежливость

Доброта

Честность

Средний балл

1. Иванов Сергей

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Карточки для групповой работы родителей

Карточка 1. Группа I

Общительность - ....откровенность - ....вежливость - ....тактичность - ..., правдивость - .... гуманность - ..., искренность- .... доброжелательность - .... идейность - ... , принципиальность -..., молчаливость - .... бескорыстность - ..., доброта - ..., жизнерадостность - ..., активность - ... , верность - ..., объективность - ..., оптимистичность - ....

(Слова для справок: пессимизм, скрытность, замкнутость, грубость, непостоянство, апатичность, угрюмость, злобность, жадность, болтливость, беспринципность, безыдейность, зависть, лицемерие, жестокость, лживость, бестактность, субъективность.)

Карточка 2. Группа II

Инициативность - ...; деловитость -...; дальновидность -...; работоспособность - ..., усердие - ..., настойчивость -...; медлительность -...; выносливость - ...; трудолюбие - ...; предприимчивость - ..., пунктуальность - ..., планирование - ....

(Слова для справок: безынициативность, безалаберность, беззаботность, инертность, торопливость, слабоволие, леность, непрактичность, необязательность, хаотичность.)

Карточка 3. Группа III

Аккуратность -..., экономность -..., щедрость -..., практичность -...; расчетливость - ..., бережливость.

(Слова для справок: разбазаривание, неряшливость, скупость, непрактичность, расточительность, небрежность).

Карточка 4. Группа IV

Самокритичность - ..., требовательность - ..., скромность - ..., заносчивость - ..., высокомерие - ...; самообладание - ...; гордость - ...; самоуверенность -...; хитрость -...; упрямство -...; угодливость -...; неуживчивость - ...; храбрость - ...; честность -...; целеустремленость - ....

(Слова для справок: некритичность, нетребовательность, хвастливость, простодушие, растерянность, простота, мнительность, гибкость, бесхитростность, прямодушие, уживчивость, трусость, бесчестие, бесцельность, обидчивость.)

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности

Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!