Родительское собрание «Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно?», 3 класс

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса

Время проведения: IV четверть.

Цели: формирование у родителей способов поведения, способствующих выработке адекватной самооценки у ребенка.

Задачи: дать родителям представление о понятии самооценка; познакомить родителей с результатами исследования самооценки детей в классе; познакомить со способами формирования адекватной самооценки.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Провести диагностику уровня самооценки учащихся класса (приложение 1).

Подготовить листы формата АЗ для работы в парах.

Написать тему собрания на доске.

Выписать на доску виды самооценки личности.

II. Организационный этап

Родители садятся за парты. Формируются пары для работы на собрании.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Ставя задачи, человек соотносит их с представлениями о своих возможностях. Степень соответствия этих представлений реальности может быть различной. Ученые различают заниженную, завышенную и реалистичную (адекватную) самооценку. Самооценка (то, как человек оценивает себя сам) тесно связана с уровнем притязаний. Именно поэтому заниженная самооценка (когда человек принижает свои способности) мешает развитию. Опасаясь неудач, мы уменьшаем свои запросы, уклоняемся от решения проблем. Завышенная самооценка (когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает) приводит к постановке недостижимых целей. А вот реалистичная самооценка (когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле) означает здравый, конструктивный подход к своим задачам и возможностям.

- Знаете ли вы, какая самооценка у вашего ребенка?

IV. Знакомство родителей с результатами исследования самооценки детей

Классный руководитель. По результатам тестирования получилось, что в классе наблюдается следующее соотношение уровней самооценки (демонстрирует таблицу).

Неадекватно низкий ...%

Низкий ...%

Ниже среднего

...%

Средний ...%

Выше среднего

...%

Высокий ... %

Неадекватно высокий ...%

Оптимальными уровнями самооценки считаются выше среднего и высокий. Они обеспечивают нормальную социализацию ребенка в коллективе, обществе и возможности для дальнейшего гармоничного развития. Если ребенок имеет самооценку ниже среднего и низкую, необходимо помочь ему найти возможности для самореализации и скорректировать самооценку.

V. Продолжение лекции

Классный руководитель. Существуют следующие правила повышения самооценки.

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, что, головы на плечах нет?»

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я люблю тебя!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи так же могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

VI. Работа в парах

Классный руководитель. Перед вами большие листы бумаги. Предлагаю обсудить, как можно развить в своем ребенке качества. Список следующий:

• физическая сила и ловкость;

• трудолюбие;

• выносливость;

• аккуратность и опрятность;

• храбрость или смелость;

• любознательность и хорошая память;

• чувство юмора;

• умение преодолевать трудности.

(После обсуждения родители на больших листах бумаги запишут и (или) нарисуют способы развития избранных качеств, покажут свои плакаты и сделают необходимые пояснения к ним. Заслушиваются все «пары» и выписываются предложенные родителями способы развития на плакате «Ребенок развивается».)

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Итак, мы с вами поняли, что реалистичная самооценка - важное условие развития ученика. И что есть множество способов изменить мнение ребенка о себе в нужную сторону. Мы, родители, должны об этом помнить. Для полноценного развития детей вредна как слишком завышенная самооценка, так и неадекватно заниженная.

Приложение 1. Тест «Самооценка»

Инструкция. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале у вас? Разобраться в этом поможет следующее задание, которое выполняется в 2 этапа.

Этап 1

1. Разделите лист бумаги на 4 равные части, обозначьте каждую римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны 4 набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до конца. В итоге вы должны получить 4 набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми, приводим их толкование.

I. Межличностные отношения, общение

1. Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость - действия, направленные на заботу о людях.

3. Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм - способность поддерживать общее дело, общие интересы.

5. Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие - сердечное, ласковое отношение, гостеприимство, готовность чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость - умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10. Чуткость - отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность - желание приносить добро людям, готовность.

12. Приветливость - способность выражать чувство симпатии.

13. Обаятельность - способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность - способность легко входить в общение.

15. Обязательность - верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность - открытость, доступность для людей.

18. Справедливость - объективная оценка людей и их поступков.

19. Совместимость - умение подчинять свои действия интересам других.

20. Требовательность - строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

1. Активность - интерес к окружающему миру и самому себе, желание действовать в интересах коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость - чувство собственного достоинства.

3. Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность - честность, неспособность совершать подлые поступки.

5. Смелость - способность решительно действовать, не взирая на страх.

6. Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость.

7. Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность - решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность - проявление активности в новых делах.

13. Интеллигентность - высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость - упорство в достижении целей.

15. Решительность - непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения.

16. Принципиальность - умение твердо придерживаться убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность - стремление достичь своей цели.

III. Деятельность

1. Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость - умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость - стремительность поступков и быстрота действий.

6. Собранность - сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность - умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие - любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность - сосредоточенность на выполняемой работе.

13. Дальновидность - способность предвидеть последствия, предсказывать результат.

14. Дисциплинированность -привычка к дисциплине, понимание долга перед коллективом.

15. Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность - желание приобретения новых знаний, заинтересованность в поиске решений.

17. Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность - умение выполнять задания, действия в строгом порядке.

19. Работоспособность - способность много работать.

20. Скрупулезность - точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость - ощущение силы, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие - отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость - беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность - искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие - готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность - проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие - любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность - задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность - способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость - способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность - переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность - большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость - склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность - постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность - способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность - жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность - способность удержать себя от бурного проявления чувств.

18. Удовлетворенность - ощущение удовольствия от исполнения желаний, от успеха.

19. Хладнокровность - способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность -повышенная эмоциональность.

Этап 2

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка

1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя качеств, реально присущих вам (Р).

2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: П = Р : И х100.

Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

Пол

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

Мальчики

0-10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

67

Девочки

0-15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

69

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса

Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности

Нет комментариев. Ваш будет первым!