Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то не сказал: «Извини»?
И.Д. Вильде
Форма проведения: родительский лекторий с элементами практикума.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Подготовительная работа к собранию. Проведение анкетирования учащихся и подготовка рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.
Вступительное слово педагога
Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Водится с большими ребятами, трудно с ним». Эта проблема помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе, для того чтобы определить: он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним, реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок — зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если он выходит из повиновения, сладить с ним очень непросто.
Но прежде попробуем определить: кто он — трудный ребенок?
Упражнение «Портрет трудного ребенка». Учитель крепит на доску изображение трудного ребенка и просит родителей охарактеризовать его. Родители называют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске около изображения трудного ребенка (рис.).
Таким образом определяется портрет трудного ребенка. Далее учитель предлагает вместе подумать над причиной появления трудных детей. Для того чтобы родителям было легче определить причины, приводятся материалы анкетирования детей по данной проблеме.
Анкета для учащихся
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задержишься после школы, то:
■ Твое объяснение опоздания выслушают.
■ На твое опоздание не обратят внимание.
■ Тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
■ Ты сразу расскажешь об этом родителям.
■ Ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты.
■ Ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя: я Отругают.
■ Посочувствуют.
■ Накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
■ Молчать.
■ Доказывать свою правоту, даже если не прав.
■ Оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
■ Согласишься с этим.
■ Промолчишь.
■ Будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
■ Простишь, если они попросят прошения.
■ Молча проглотишь обиду.
■ Накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
■ Родителям.
■ Друзьям.
■ Посторонним людям.
8. Если в доме гости:
■ Ты вместе со всеми за столом.
■ Ты в своей комнате.
■ Ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
■ Соглашаются.
■ Не обращают на это внимания.
■ Не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
■ Дома.
■ В школе.
■ Среди друзей.
Материалы анкетирования обобщаются, строятся диаграммы по каждому вопросу. Анкеты учащихся можно раздать родителям для просмотра, потому что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса.
Учитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая — борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая — борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение — это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья — желание мщения. Ребенок может мстить за:
■ неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;
■ сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
■ за унижение друг друга в кругу семьи;
■ за потерю одного из родителей в результате развода;
■ за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
■ за несправедливость по отношению к себе и не выполненные взрослыми обещания;
■ за родительскую ложь и хамелеонство;
■ за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвертая — неверие в собственный успех. Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.
«Трудный»: младший школьный возраст. В этом возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учебе, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей с трудным характером и педагогически запущенных, слабо подготовленных. Обратить внимание на них и их деятельность, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебе и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
Конфликты в семье. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других — затаенной обидой, а бывает, что и настоящим «сражением». Как же конструктивно решать конфликты.
Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта:
Первый вариант — выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается в конце концов. Но здесь усваивается другое правило — «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, чего хотят родители».
Второй вариант — выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой ради ребенка. Опасность такого поведения для маленького человека — трудности общения в коллективе.
Третий вариант — выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я-сообщение». Активное слушание- «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно и т.д.) «Я-сообщение» — выражение о своих чувствах ребенку.
Родителям выдаются памятки, как вести себя с трудным ребенком.
Советы родителям
1. Установите причину изменившегося поведения вашего ребенка.
2. Войдите в круг забот вашего ребенка.
3. Начинайте помощь с малого.
4. Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов.
5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
6. Обязательно отметьте первый успех ребенка.
7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей самовоспитания.
8. Не забудьте посоветоваться с учителем.
9. Постарайтесь привлечь всех, кто сможет помочь вашему ребенку. Переход ребенка к самостоятельности должен быть незаметным.
10. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием на воздухе, с физическими упражнениями.
11. Старайтесь развивать в процессе совместного общения чувство собственного достоинства у ребенка.
12. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на самом деле.
13. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием.
14. Остерегайтесь «перезащищенности» ребенка.
15. Учите ребенка деловому расчету и разумной практичности.
16. Стремитесь воспитать сильный характер.
Как себя вести с трудным ребенком
■ спокойно выслушивать;
■ разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
■ найти контакт;
■ заинтересовать его;
■ уделять больше внимания, любви.
Способы решения проблем в общении с трудным ребенком:
■ спокойно говорить с ребенком, не повышая тона;
■ привести примеры из жизни (зачем нужно учиться);
■ нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
■ обращение к специалистам;
■ чтение специальной литературы.
Родители анализируют полученные советы. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые имеются.
Подведение итогов родительского собрания. При подведении итогов используется методический прием «Все у нас в руках».
Каждому родителю, участнику собрания выдается вырезанная ладонь (возможно, это ладошка их ребенка). По итогам работы просят написать на пальцах продолжение фразы:
Большой палец: я узнал полезную информацию о ______
Указательный палец: даны конкретные рекомендации по ______
Средний палец: мне не понравилось _________
Безымянный палец: психологическая атмосфера ________
Мизинец: мне не хватило ________
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!