Родительское собрание «Память младших школьников»

Конспект родительского собрания в 3-4 классе на тему «Память в интеллектуальном развитии школьника»

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи:

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

■ Значение памяти в учебной деятельности.

■ Методы и приемы развития памяти ребенка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Проведение анкетирования родителей и учащихся.

2. Проведение тестирования и выявление уровня развития памяти учащихся.

3. Подборка упражнений для развития различных видов памяти у учащихся.

Анкеты

Для учащихся:

■ Легко ли тебе заучивать стихи?

■ Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

■ Ты быстро вспоминаешь заученное — или с трудом?

■ Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

■ Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

■ Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Для родителей:

■ Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?

■ Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

■ Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

■ Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?

Тестирование учащихся

Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.

Для этого, готовясь к собранию, классный руководитель совместно с педагогом-психологом может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвертого класса необходимо еще и для того, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:

1. Числовые ряды

Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3, 7, 4, 8, 9, 5

2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7 + 2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.

9 2 W G

A R 6 4

С 5 X В

3. Проверка слуховой памяти

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму.

Ряды:

2 5 4 7 1

4 1 6 2 3

5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения — 2 минуты.

■ Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

■ Если в двух случаях из трех — то как хорошая.

■ Если в одном — то как удовлетворительная.

4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители!

Я хочу начать нашу встречу вот с такого подслушанного разговора:

- Какое сегодня число? — спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе — памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Школьник много учит, пересказывает, но приходит на урок и — результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

Анализ тестирования учащихся

Классный руководитель проводит анализ анкетирования учащихся и родителей. Результаты анкетирования могут быть представлены на диаграммах. Затем педагог знакомит родителей с результатами проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной. Характеризует общее состояние по классу, выделяя лучшие результаты.

Целесообразно подготовить результаты исследования по каждому учащемуся и выдать этот материал родителям.

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Далее классный руководитель (или педагог-психолог) предлагает родителям познакомиться с упражнениями по развитию различных видов памяти. Часть этих упражнений можно выполнить с родителями. После выполнения упражнения рекомендуется обсудить, на развитие какого вида памяти направлено данное упражнение, как его можно изменить, модифицировать.

Главное условие работы с ребенком — это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания, — они должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Ребенка необходимо хвалить за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Родители должны помнить, что заниматься с ребенком 2—3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов. Главным достижением занятий будет формирование у него интереса к развитию, самого себя. Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без помощи родителей — в таком случае, они добились настоящего успеха.

Упражнение 1

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого сын или дочь должны встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое место и записать то, что запомнили. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно осмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. Ребенок должен восстанить узор в первоначальном виде.

Упражнение 4

Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1—2 слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Подведение итогов. Рефлексия

При подведении итогов родительского собрания и рефлексии можно использовать методический прием «Мой компьютер», так как одна из важных характеристик компьютера — это объем его памяти.

На передвижной стенд (или на классную доску) крепится лист ватмана, на котором нарисован контур компьютера: процессор, монитор, клавиатура, мышка. У каждого участника родительского собрания листочки четырех цветов (стикеры). Педагог просит написать и приклеить на соответствующую составляющую:

Монитор — что нового узнал;

Клавиатура — что пригодится на практике;

Процессор — что понял;

Мышка — эмоции.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности

Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса

Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Нет комментариев. Ваш будет первым!