Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Форма проведения: семинар-практикум.
Задачи:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
■ Значение памяти в учебной деятельности.
■ Методы и приемы развития памяти ребенка.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Проведение анкетирования родителей и учащихся.
2. Проведение тестирования и выявление уровня развития памяти учащихся.
3. Подборка упражнений для развития различных видов памяти у учащихся.
Анкеты
Для учащихся:
■ Легко ли тебе заучивать стихи?
■ Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
■ Ты быстро вспоминаешь заученное — или с трудом?
■ Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
■ Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
■ Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Для родителей:
■ Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?
■ Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
■ Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
■ Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?
Тестирование учащихся
Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.
Для этого, готовясь к собранию, классный руководитель совместно с педагогом-психологом может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвертого класса необходимо еще и для того, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды
Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7 + 2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга
Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.
9 2 W G
A R 6 4
С 5 X В
3. Проверка слуховой памяти
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму.
Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения — 2 минуты.
■ Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
■ Если в двух случаях из трех — то как хорошая.
■ Если в одном — то как удовлетворительная.
4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители!
Я хочу начать нашу встречу вот с такого подслушанного разговора:
- Какое сегодня число? — спрашивает у своего друга товарищ.
— Не знаю, — отвечает тот.
— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе — памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Школьник много учит, пересказывает, но приходит на урок и — результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.
Анализ тестирования учащихся
Классный руководитель проводит анализ анкетирования учащихся и родителей. Результаты анкетирования могут быть представлены на диаграммах. Затем педагог знакомит родителей с результатами проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной. Характеризует общее состояние по классу, выделяя лучшие результаты.
Целесообразно подготовить результаты исследования по каждому учащемуся и выдать этот материал родителям.
Далее классный руководитель (или педагог-психолог) предлагает родителям познакомиться с упражнениями по развитию различных видов памяти. Часть этих упражнений можно выполнить с родителями. После выполнения упражнения рекомендуется обсудить, на развитие какого вида памяти направлено данное упражнение, как его можно изменить, модифицировать.
Главное условие работы с ребенком — это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания, — они должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Ребенка необходимо хвалить за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Родители должны помнить, что заниматься с ребенком 2—3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов. Главным достижением занятий будет формирование у него интереса к развитию, самого себя. Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без помощи родителей — в таком случае, они добились настоящего успеха.
Упражнение 1
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого сын или дочь должны встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое место и записать то, что запомнили. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно осмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. Ребенок должен восстанить узор в первоначальном виде.
Упражнение 4
Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1—2 слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Подведение итогов. Рефлексия
При подведении итогов родительского собрания и рефлексии можно использовать методический прием «Мой компьютер», так как одна из важных характеристик компьютера — это объем его памяти.
На передвижной стенд (или на классную доску) крепится лист ватмана, на котором нарисован контур компьютера: процессор, монитор, клавиатура, мышка. У каждого участника родительского собрания листочки четырех цветов (стикеры). Педагог просит написать и приклеить на соответствующую составляющую:
Монитор — что нового узнал;
Клавиатура — что пригодится на практике;
Процессор — что понял;
Мышка — эмоции.
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!