Цели: формирование у родителей представлений о психологических особенностях младших школьников.
Задачи: познакомить с психологическими особенностями детей 7-11 лет; научить способам эффективного взаимодействия с детьми.
I. Подготовительный этап
Провести с родителями опыты, позволяющие понять санкционирование памяти и приемы запоминания (приложение 1). Для этого распечатать бланки к методикам и ключи.
Распечатать основные выводы собрания на листах А4 и вывесить их на доске, перевернув обратной стороной листа.
Исследовать уровень развития психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия (приложение 2). Распечатать результаты диагностики индивидуально для каждого родителя.
II. Организационный этап
Родители рассаживаются за столы, на которых приготовлены материалы для опытов. На доске напечатана тема собрания. По мере прибытия родителей учитель раздает конверты с результатами диагностики уровня развития психических процессов детей.
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Чтобы представить, какие изменения происходят в психике ребенка младшего школьного возраста, необходимо знать о физиологических изменениях в этом возрасте. Об этом мы говорили на предыдущем собрании.
Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поэтому и такие психические процессы, как память, внимание, восприятие носят непроизвольный характер.
Теперь поговорим о том, как изменяется поведение ребенка, отношение его к окружающему миру, взаимодействие с окружающими его людьми, когда он становится школьником. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий таких качеств характера, как организованность, дисциплина, воля. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Позднее формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.
С самого начала пребывания детей в школе учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Часто можно наблюдать, как школьники спорят с родителями, высказывая такие доводы: «Так сказал учитель!», «Учитель будет ругать!».
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ними все новые и новые стороны. Воспринять предмет для ребенка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Поэтому если в процессе выполнения домашнего задания возникли трудности, можно помочь ребенку, решив подобное задание с иллюстрацией, выполнением каких-либо практических действий.
Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Это иллюстрирует следующий пример. Дома вы с ребенком долго учили какое-то правило. Но, придя в класс, он забыл его и получил отрицательную отметку. Вы удивлены и рассержены. А между тем виноват не ребенок, а способ, который вы выбрали для заучивания. Лучше было бы, если бы вы помогли ему осмыслить текст: разделили бы его на части, выделили главную мысль каждой из частей и подобрали бы примеры. Помогают в запоминании ассоциации, иллюстрирование, образы, примеры из жизни.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для ребенка характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учебу. Все формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, дети этого возраста импульсивны - склонны незамедлительно действовать, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Это своеобразная форма протеста против тех твердых требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
IV. Этап ознакомления родителей с результатами тестирования детей
Классный руководитель. Вы познакомились с особенностями развития психических процессов в младшем школьном возрасте. Однако развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления у детей неодинаково. Чтобы вы могли знать, какие из перечисленных психических процессов следует развивать у вашего ребенка, мы провели диагностическое исследование (приложение 2). Была проведена диагностика памяти, внимания, восприятия. Результаты исследования находятся в конвертах, которые вы получили в начале собрания.
(Родители несколько минут знакомятся с результатами диагностики).
Рассказать вам о методах развития всех психических процессов на одном собрании трудно. Кроме того, каждому родителю необходимо дать рекомендации по развитию своего ребенка. Поэтому вы можете записаться на индивидуальные консультации к школьному психологу. А мы поговорим далее о приемах развития памяти, т. к. это один из процессов, играющих большую роль в успешности усвоения знаний.
V. Этап социологического опроса
Классный руководитель. Предлагаем вам провести опыты, иллюстрирующие приемы запоминания (приложение 1).
(Учитель проводит с родителями описанные опыты.)
Итак, все эти методы вы можете использовать, чтобы помочь ребенку запомнить трудный учебный материал.
VI. Продолжение лекции
Классный руководитель. Младшие школьники очень эмоциональны. Все, что они наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ребята пока не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Особенность возраста заключается также в большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, бурных проявлениях радости, горя, гнева, страха. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Но до этого взрослым необходимо набраться терпения.
За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности. Навыки общения, полученные в этот период, очень важны для его будущей учебной, трудовой, а впоследствии и профессиональной деятельности. Поэтому родители не должны препятствовать ребенку, кода он приводит в дом друзей, чтобы заняться каким-то важным для него, но незначительным, на ваш взгляд, делом. Конечно, это не должно происходить без контроля взрослых.
VII. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Чтобы лучше понимать своего ребенка и взаимодействовать с ним, необходимо знать не только физиологические особенности возраста, но и психологические особенности его развития. Вспомним, с какими психологическими особенностями мы познакомились сегодня на собрании (открывает поочередно записи на доске):
• ведущей деятельностью становится учение;
• восприятие тесно связано с практическими действиями;
• произвольное внимание развито слабо;
• преобладает наглядно-образная память;
• происходит совершенствование воображения;
• закладывается фундамент нравственного поведения;
• дети этого возраста импульсивны;
• воля развита недостаточно;
• воспитываются коллективистские отношения.
Возможное решение собрания
1. Составить план индивидуальных консультаций у психолога.
2. Пожеланию родителей организовать групповые коррекционные занятия по развитию памяти, внимания, восприятия.
3. Родителям в воспитании детей учитывать психологические особенности возраста.
Приложение 1. Память и правила запоминания
Опыт 1. Осмысленность восприятия в запоминании
Серия А
Материал. Пары слов для запоминания: кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.
Ход опыта. Учащимся зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем учитель прочитывает только первое слово каждой пары, а ученики записывают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят «+», если неправильно или вообще не записано - ставят «-».
Серия Б
Материал. Пары слов для запоминания: жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и студенты отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли вы установить связь между словами серии Б?»
Вывод: для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая отражает объективные связи.
Опыт 2. Методика «Оперативная память»
Методика применяется для изучения кратковременной памяти в случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача - запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим и т. д. Полученные числа записать в соответствующей строке бланка.
Образец бланка
№ ряда |
Сумма |
1. |
|
2 |
|
… |
|
Содержание методики
1 |
5, 2, 7, 1, 4 |
2 |
3, 5, 4, 2, 5 |
3 |
7, 1, 4, 3, 2 |
4 |
2, 6, 2, 5, 3 |
5 |
4, 4, 6, 1, 7 |
6 |
4, 2, 3,1, 5 |
7 |
3, 1,5, 2, 6 |
8 |
2, 3,6,1, 4 |
9 |
5, 2, 6, 3, 2 |
10 |
3, 1, 5, 2, 7 |
Ключ
1 |
7, 9, 8, 5 |
2 |
8, 9, 6, 7 |
3 |
8, 5, 7, 5 |
4 |
8, 8, 7, 8 |
5 |
7, 9, 7, 8 |
6 |
6, 5, 4,6 |
7 |
4, 6, 7, 8 |
8 |
5, 9, 7, 5 |
9 |
7, 8, 9, 5 |
10 |
4, 6, 7, 9 |
Опыт 3. Тренировка и развитие памяти
Метод образной визуализации позволяет повысить эффективность кратковременной памяти.
Для развития способности к воссозданию мысленных образов проведем упражнение 1. Закройте глаза и представьте соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор:
1) лев, нападающий на антилопу;
2) собака, виляющая хвостом;
3) муха в вашем супе;
4) миндальное печенье в коробке;
5) молния в темноте;
6) пятно на вашей любимой одежде;
7) бриллиант, сверкающий на солнце;
8) крик ужаса в ночи;
9) радость материнства;
10) друг, ворующий деньги из вашего кошелька.
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили более 8 образов, упражнение выполнено успешно. Следующее, более сложное, упражнение 2. С закрытыми глазами представьте себе внешний вид предметов, их вкус, запах, звуки и прочие ощущения, связанные с теми предметами, названия которых читает экспериментатор: бумага, шерсть, ликер, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, слон, шелк, поцелуй, птица. А затем вспомните и запишите по памяти эти слова, проверьте, сколько слов из 15 предъявленных вы запомнили. Если вы запомнили более 9 слов (что выше объема кратковременной памяти), то упражнение выполнено успешно.
Упражнение 3. С открытыми или лучше с закрытыми глазами создайте в уме образ каждого предмета (названия которых попарно произносит учитель), затем мысленно объедините оба предмета в одной четкой картине и обратите внимание, какие ассоциации, эмоции (радость, грусть, удивление и т. п.) возникли: горшок/ коридор, ковер/кофе, кольцо/лампа, ноготь/словарь, гамма/ жевательная резинка, солнце/палец, двор/ножницы, бифштекс/песок, зубной врач/туалет. Запишите по памяти и затем проверьте, какие образы, пары слов запомнились.
Упражнение 4. Слушая слова, которые произносит экспериментатор, представляйте их образы и соединяйте в единый сюжет, в единый сказочный мультипликационный фильм. Например, составьте образный фильм из слов: дом, павлин, трава, платье, очки, скрепка, ножницы, окно, клей, дерево, гвоздь. Запишите по памяти слова, проверьте их, расскажите, какой сюжет вы придумали из этих слов. Через 1-2 недели вспомните эти слова и сюжет; обычно это удается делать легко, если вы успешно применили метод визуализации.
Метод мест позволяет запомнить слова в требуемой последовательности. Например, выделим последовательность мест в квартире, а затем мысленно объединим в единую образную картину места в квартире и требуемые слова.
Места в квартире
1. Входная дверь
2. Коридор
3. Гостиная
4. Спальня
5. Кухня
6. Ванная
7. Туалет
8. Кладовая
Список запоминаемых слов
1. Станция техобслуживания
2. Банк
3. Почта
4. Химчистка
5. Магазин
6. Детсад
7. Кинотеатр
8. Больница
Например, образно представим первые ассоциации: поломанная машина загораживает входную дверь, банковские карты и деньги разбросаны в коридоре, и т. п. Затем, мысленно проходя по местам в квартире, вспомните запоминаемые слова, проверьте правильность их последовательности.
Более сложное упражнение: составьте и запишите свой список мест в вашей квартире в естественной и привычной неизменной для вас последовательности (20 мест). Мысленно помещайте в эти места (трюмо, шкаф, диван и пр.) образы тех слов, которые читает учитель: 1) паспорт, 2) водительские права, 3) билеты на самолет, 4) записная книжка, 5) фотоаппарат, 6) зубная паста, 7) зубная щетка, 8) фен, 9) бритва, 10) зонтик, 11) купальник, 12) лекарство, 13) нитка с иголкой, 14) защитный крем от солнца, 15) стиральный порошок, 16) солнечные очки, 17) походная обувь, 18) плащ, 19) шляпа от солнца, 20) ключи от дома. Запишите по памяти слова, проверьте их последовательность.
Приложение 2. Диагностика уровня развития психических процессов младшего школьника
Диагностика природной памяти
Определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка, можно с помощью следующей методики.
Подготовительный этап. На рисунке представлена карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек размером 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
Диагностический этап. После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладут чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш или ручку. Инструкция: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «внимание». После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».
Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:
• приблизительные размеры фигуры;
• наклон фигуры;
• количество линий и количество их пересечений.
Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 с х кол-во показов карточки.
Оценка результатов. Если ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее, чем за 18 сек, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 сек, то природная память средней продуктивности. В тех случаях, когда время запоминания более 30 сек, природная память имеет продуктивность ниже среднего.
(Из книги: Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997.)
Диагностика особенностей внимания
Чтобы определить эффективность внимания ребенка, используем односюжетные картинки, различающиеся отдельными деталями.
Задание: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают одного Хрюшу от другого».
Необходимо фиксировать:
• время выполнения задания (нужны часы с секундной стрелкой);
• количество названных отличий;
• количество ошибок (за ошибки считаются: повторы, неправильно названные отличия и пропущенные отличительные признаки).
Оценка полученного результата
Оценка степени развития внимания |
Время выполнения задания |
Количество названных отличий |
Количество ошибок |
Очень развитое внимание |
1-1,5 мин |
15 отличий |
Отсутствие ошибок |
Развитое внимание |
1,5-2 мин |
14-13 отличий |
1-2 ошибки |
Средний уровень развития внимания |
2-2,5 мин |
12-11 отличий |
3 ошибки |
Ниже среднего уровень развития внимания |
2,5-3 мин |
10-9 отличий |
4 ошибки |
Низкий уровень развития внимания |
3-3,5 мин |
8-6 отличий |
5-7 ошибок |
Очень низкий уровень развития внимания |
3,5-4 мин |
Менее 6 отличий |
Более 7 ошибок |
Примечания:
1. Предложенная выше методика является вариантом классических методов изучения наблюдательности. Наблюдательность человека представляет собой результат скорости и точности восприятия и высокой степени развитости внимания.
В случае, если ребенок работал быстро (например, 1 -2 мин), но сделал много ошибок, это говорит, в первую очередь, о необходимости совершенствования всех свойств внимания.
Если же испытуемый медленно включался в работу, показал низкую скорость выполнения задания (3,5 мин и более), но не совершил ни одной ошибки, то это свидетельствует, в первую очередь, об острой необходимости развития восприятия.
2. Для того чтобы проверить полученные выводы, нужно после выполнения задания задать уточняющий вопрос: соответствовало ли название рисунка - «Счастливые Хрюши» - его содержанию? (Нет.)
(Из книги: ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль: Академия развития, 1997.)
Диагностика объема восприятия
На большом листе ватмана написано 10 слов (из 4-8 букв каждое), 10 трехзначных чисел, сделано 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
Инструкция: «Посмотрите на этот лист, на котором расположены слова, числа, картинки. На своем листе бумаги запишите, что смогли воспринять, обязательно точно».
Оценка результата: нормальное восприятие 7± 2 объекта.
Плакат для исследования
(Из книги: Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 1996.)
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!