Время проведения: I четверть.
Цели: ознакомление родителей с классификацией способностей и обучение правилам эффективного развития способностей своих детей.
Задачи: дать информацию о способностях и одаренности ребенка; рассказать об условиях развития способностей; познакомить с результатами тестирования детей.
I. Подготовительный этап
Подготовить материалы для лекции.
На доске написать тему собрания и афоризмы.
II. Организационный этап
Родители должны быть обеспечены блокнотами для записей.
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Каждый ребенок так многогранен и бездонен, и каждый родитель может так много удивительного рассказать о своем сыне или дочке, описать их неповторимость, что не хватило бы целой книги. Кого-то удивляют детские рисунки, кто-то восхищается музыкальными способностями, чей-то ребенок не по годам рассудительный, кого-то утомляют бесконечные «почему». Чем определяется исключительность, неординарность способностей детей? Как распознать в чем, в какой области более талантлив ребенок? Как сделать так, чтобы эти способности не рассеялись, словно дым, в нашем суетном мире? О способностях все наслышаны, о них часто ведут разговор, когда речь идет о детях и об их будущем. В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги, но и родители, бабушки, дедушки. Поэтому очень важно иметь ясное и правильное представление о сущности способностей, об их видах и условиях развития.
Во-первых, надо четко уяснить, что такие качества ребенка, как трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, высокий уровень умений и навыков в каком-либо деле, не являются прямыми показателями способностей. И неспособный ребенок может быть трудолюбивым и аккуратным, может овладеть хорошими умениями и навыками в какой-либо работе. Но высоких результатов в какой- либо деятельности он не обязательно достигнет.
Во-вторых, таланты у ребенка обнаруживаются не всегда сразу, лишь у некоторых наиболее одаренных детей они проявляются в дошкольном возрасте. У большинства ребят способности обнаруживают себя несколько позже, лишь в школьном возрасте, а иногда даже во взрослом состоянии. Это объясняется едиными школьными стандартами. Если родители ребенка не заметили талантов ребенка в какой-либо области и не отдали его в специализированное учреждение дополнительного образования детей, то в школе они могут не обнаружиться. Многие гениальные деятели науки и искусства в детском возрасте, в школе считались совершенно неспособными, а только став взрослыми, занявшись любимым делом, они обнаружили свою гениальность. Такими были, например, физик И. Ньютон, писатель Н.В. Гоголь, художник В.И. Суриков и др.
Чтобы разобраться в этом вопросе, дадим определение этому понятию. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие быстроту и легкость овладения им какой-либо деятельностью и достижение в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем. Способности человека можно разделить на несколько групп:
• общие способности (способности к выявлению закономерностей, общий интеллект);
• модальные общие способности (технический, пространственный, вербальный, т. е. словесный интеллект и т. п.);
• специальные способности (музыкальные, артистические и т. д.);
• частные способности (уровень развития памяти, мышления, воображения и т. д.).
Существенными предпосылками способностей являются природные задатки, с которыми рождается ребенок. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка благоприятствуют проявлению природных наклонностей. И задача родителей - обеспечить эти условия. Даже если вы просто выделили в квартире угол для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. Тогда в процессе занятий у него из задатков вырастут способности к той или иной деятельности. А если его развитием занимаются специалисты, шансы на будущий успех будут выше.
От имеющихся природных задатков и от их дальнейшего развития зависит, какова будет судьба этого человека, как он осуществит себя как личность, что он оставит своим потомкам. Поэт Леонид Мартынов написал об этом такие стихи:
Входя в дома любые –
И в серые, и голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ, скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Итак, природные задатки ребенка могут развиться при условии занятий ребенка специальной деятельностью, а также получения необходимых знаний, навыков и умений. Возможны различные варианты развития способностей и их применения в жизни.
Вариант первый. Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в какой-то определенной деятельности (или даже в нескольких). Родители и все близкие в восторге. Дань восхищения или даже преклонения со стороны окружающих перед нарождающимся талантом или гением. Но проходит какое-то время, и талант блекнет, успехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы замедляется, а потом и вовсе прекращается.
Вариант второй. Вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда даже отставание от обычных сверстников. Затем постепенно развитие ускоряется, иногда сразу огромный расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в какой-то деятельности, выдавшиеся достижения в ней.
Вариант третий. Нередко встречающийся: растрата времени и природных задатков на протяжении всей жизни, выразительный пример из литературы - Обломов. Человек, явно природою одаренный, но вместе с тем абсолютно безвольный, Обломов «проживает» жизнь, «доживает» ее в устоявшихся, привычных условиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за ее рамки и противопоставить обстоятельствам свою активную волю свойственны для многих людей.
Вариант четвертый. Оптимальное использование своих задатков и способностей на протяжении всей жизни. Ранний расцвет дарования, напряженнейшая, всепоглощающая и чрезвычайно продуктивная деятельность. В результате человек оставляет такой след, который воспринимается потомками веками. Часто этот след бывает оставлен людьми, прожившими по обычным меркам короткую жизнь: Пушкин погиб в 37 лет, Лермонтов - в 27. Известный математик Эварист Галуа, именем которого даже назван целый отдел математики, прожил всего 20 лет. К сожалению, столь гениальных людей немного.
По исследованиям психологов, распределение детей по уровню умственного развития таково.
1. Умственно одаренные - 2%.
2. Повышенные умственные способности - 15-16%.
3. Умственная норма - 65%.
4. Пониженные умственные способности - 15-16%.
5. Различные степени умственной дефективности - 4-5%.
Как видим, умственно одаренных от природы детей очень и очень мало. Но жизнь, судьба и тот след, который оставит человек в истории, зависят не только от его задатков, природных способностей и дарований, а по большей части от того, на что он затратил свою жизнь. А это уже зависит главным образом от условий и обстоятельств, в которых оказался ребенок после рождения, от его воспитания в семье, а затем и в школе, оттого, какой личностью он станет. Важным условием является и трудолюбие, упорство, терпение. Это подтверждает такой афоризм: «Талант - это 1% способностей и 99% труда».
Как же развивать способности ребенка? Об этом спорили и спорят до сих пор. Рассмотрим разные взгляды.
1. Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, неспособными они становятся в результате неправильного воспитания. Верно ли это положение? Выше приведены данные о распределении детей по уровню умственных способностей, которые лежат в основе всех других способностей. Как видим, около 20% ребят, т. е. каждый пятый, имеет пониженные умственные способности или даже умственную дефективность. Так что объективные обследования противоречат приведенному утверждению. Да, встречаются дети, явно неспособные даже к нормальному умственному развитию, но это не значит, что они ни на что не годные, - эти дети при разумном и правильном воспитании и обучении могут овладеть хорошими умениями и навыками в различных профессиях, не требующих высоких умственных способностей, и добиться в них хорошего мастерства. А как быть с остальными? У всех ли из них можно развить высокие способности к какой-то деятельности? По этому вопросу мнения также расходятся, ибо ответ на этот вопрос основан на двух прямо противоположных утверждениях. Одно из них следующее.
2. Воспитание не всесильно, все зависит от природных задатков детей. Известный психолог Зигмунд Фрейд утверждал: «...человек наделен многообразными задатками влечений, которым ранние детские переживания придают окончательную направленность». Он считал, что степень развития человеческих способностей имеет границы. Тем более, утверждает он, что «люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Таким образом, согласно этому утверждению, как бы вы ни старались, существует порог, выше которого ребенок не перешагнет. Многие же придерживаются противоположного утверждения.
3. Воспитание всесильно, можно выпестовать любого ребенка, чрезмерно развить его способности, все зависит от педагогов. Собственно говоря, этой точки зрения придерживались официальная советская педагогика и школа. На этом основывалась попытка построения в нашей стране коммунистического общества, в котором каждый бы трудился по возможности и получал по потребности. Считалось, что можно воспитать идеальных людей, членов идеального общества.
Истина, как это часто бывает, где-то посередине. Развивать ребенка конечно же нужно, но нельзя заставлять его заниматься тем, к чему у него еще не возник интерес, к чему у него нет никаких задатков. Часто мамы и бабушки такое насилие совершают ради своего тщеславия, чтобы вырастить из своего чада объект для гордости. Вот как свои детские переживания показал поэт Борис Слуцкий в одном из своих стихотворений.
Музшкола имени Бетховена в Харькове
Меня оттуда выгнали за проф.
Так называемую непригодность.
И все-таки не пожалею строф
И личную не пощажу я гордость,
Чтоб этот домик маленький воспеть,
Где мне пришлось терпеть и претерпеть.
Я был бездарен, весел и умен,
И потому я знал, что я - бездарен.
О, сколько бранных прозвищ и имен
Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,
Тебе на ухо наступил медведь.
Поешь? Тебе в чащобе бы реветь!
Ты никогда не будешь понимать
Не то что чижик-пыжик - даже гаммы!
Я отчислялся до прихода мамы.
Но приходила и вмешивалась мать,
Она меня за шиворот хватала
И в школу шла, размахивая мной,
И объясняла нашему кварталу:
- Да, он ленивый, да, он озорной,
Но он способный: поглядите руки,
Какие пальцы: дециму берет.
Ты будешь пианистом. Марш вперед! –
Я не давался музыке. Я знал,
Что музыка моя - совсем другая,
А рядом, мне совсем не помогая,
Скрипели скрипки и хрипел хорал.
Так я мужал в музшколе той вечерней,
Одолевал упорства рубежи,
Сопротивляясь музыке учебной
И повинуясь музыке души.
И таких примеров родительских амбиций можно привести множество. Сколько бы об этом ни писали и ни говорили, каждый год все снова повторяется сначала. Такое насильное втаскивание сына или дочки в придуманную мамой или бабушкой гениальность заканчивалось трагедией: ребенок разуверялся в своих возможностях, время для развития подлинных способностей упускалось, и погибали не открытые таланты.
Одаренный ребенок требует отдельного разговора, особого отношения к себе. Чтобы такие дети имели возможность противостоять негативным факторам, чтобы из них выросли будущие ученые, философы, исследователи, надо соблюдать некоторые правила общения с ними. Вот как сформулировала их психолог Алла Баркан.
Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком
• Понять ребенка и осознать его неординарность.
• Не игнорировать всю уникальность его данных.
• Не восторгаться им сверх меры.
• Не драматизировать неудачи.
• Не превращать жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения родительских амбиций.
• Создать условия для поощрения таланта.
• Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
• Не культивировать необходимость преуспеть.
• Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
• Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
• Учить терпению и поощрять за все старания.
• Тактично, деликатно помогать ему.
• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную его ранимость.
• Спокойно относиться к эмоциональным перепадам.
• Учить владеть эмоциями.
• Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
• Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
• Не возвышать его над остальными детьми в семье.
• Не противопоставлять специально другим детям в семье или коллективе и не разжигать соперничество или ревность.
• Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
• Стараться объяснить, что нетактично поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
• Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
• Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
• Все время ободрять его.
• Тактично обращаться с ним.
• Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
• Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
В заключение хочется рассказать об одном уникальном феномене. Одним из самых потрясающих примеров одаренности может служить феноменальный мальчик из Кореи Ким Юн Ван. В 3 года он уже разбирался в интегральном исчислении, прекрасно играл в шахматы, мог разговаривать свободно на 3 иностранных языках, делал успехи в живописи, писал стихи и даже выпустил свой первый сборник стихотворений. Родился он совсем обыкновенным малышом, но поразил всех уже на 4-м месяце от роду, когда вдруг у него одновременно прорезалось и появилось 19 зубов. Как только появились зубы, Ким начал разговаривать. В 5 месяцев ребенок стал ходить, в 7 научился, словно первоклассник, читать, писать, увлекся шахматами, а после года он за пару месяцев освоил 3 иностранных языка (китайский, английский, немецкий). В год с небольшим малыш увлекся рисованием, достигнув больших успехов. Вообще, за что бы не брался Ким Юн Ван, он делал это мастерски. Ему надо было только захотеть. Уже в 3 года не было такого, о чем бы мальчуган еще не знал. А все, что знал, он делал превосходно, записывая свои мысли в дневнике, который вел уже с 2,5 лет. Конечно, Ким - феномен из феноменов. Простому смертному такого не постичь. И все-таки такой «божественный» ребенок родился не в заоблачном Олимпе, а на нашей прозаичной, казалось бы, ничем не примечательной Земле.
IV. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Развитие способностей ребенка - сложная, но важная задача семейного и общественного воспитания, и от того, как она будет решена, зависит не только судьба каждого человека, но и судьба страны. Вот поэтому в нашей стране приоритетными стали национальные проекты в области образования и здравоохранения. Каждая семья надеется на то, что ребенок сможет состояться во взрослой жизни. Но без развития специальных способностей, творчества, интеллекта это сделать очень трудно.
Мы с детства уже знаем все о Моцарте и Гете, о Рубенсе, Шопене и Карузо. Да разве всех возможно перечесть? Известно, что они родились гениальными и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь их превзойдет, ведь гении всегда неповторимы. И как бы ни был гениален Блок, его поэзия «по-блоковски», а не «по-гетевски». И как бы мы ни преклонялись пред Чайковским, он уникален «по-чайковски», а не «по-шопеновски». И голос легендарного Карузо - это не голос столь же легендарного Шаляпина. А может быть, среди наших детей есть будущие Шаляпины, Чайковские, Энштейны?
V. Возможное решение собрания
1. Понаблюдать, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонностей.
2. Поощрять занятия сына или дочки любимым делом, предоставить условия для развития.
3. Если ребенок не занимается в учреждениях дополнительного образования, подумать о записи в такую школу на семейном совете.
4. Познакомить остальных членов семьи с результатами тестирования, выработать единые требования к ребенку, разрешать разногласия в отсутствие сына или дочки.
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Нет комментариев. Ваш будет первым!