Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И.С. Тургенев
Цели: ознакомление с требованиями к речи младших школьников и проблемами в ее развитии.
Задачи: поставить перед родителями проблему существования в школьном коллективе жаргона и матерной речи; познакомить со встречающимися у детей речевыми ошибками и пронализировать их причины; объяснить и обосновать необходимость борьбы с этими явлениями; убедить родителей личным примером помочь детям избавится от жаргона и нецензурных выражений.
I. Подготовительный этап
Провести к собранию конкурс сочинений «Почему я люблю свой язык» (план сочинения см. в приложении 1).
Подготовить бланки для анкеты родителей.
Провести анонимное анкетирование детей класса.
Оформить доску высказываниями о языке.
Подготовить и распечатать памятку для родителей.
II. Организационный этап
Родители проходят в класс, садятся за парты. Учитель начинает собрание с цитирования отрывков сочинений детей на тему «Почему я люблю свой язык».
III. Этап педагогического всеобуча
1. Вступительное слово педагога
Классный руководитель. Наше собрание мы открыли строками сочинений ваших детей. Но сегодня разговор пойдет о том, что засоряет и огрубляет нашу речь. Эти слова губительно действуют и на самих говорящих, и на окружающих. К большому сожалению, грубость и мат стали в нашей жизни почти обыденностью. Всюду слышны нецензурные слова, ругань - в магазинах, на улице и даже в телепередачах. Наши дети все чаще стали употреблять жаргонизмы в своей речи. Почему так происходит? Ведь ругань, мат - антиобщественное явление, и воспринимать их нужно как зло.
2. Мозговой штурм
- Почему же взрослые люди иногда ругаются нецензурными выражениями?
(Мнения родителей записать на доске.)
Чаще всего это своеобразное «бравирование» личной раскрепощенностью и смелостью. Как появилась брань в языке и в чем причина ее живучести? Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение табу (т. е. запрета, в данном случае нравственного). В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого обругали «черным» словом с упоминанием черта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу. Это же относилось к полю, реке и озеру - ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он посылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.
Нельзя сказать, чтобы на Руси совсем не бранились, но не так, как сейчас. Во-первых, бранились на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы. Во-вторых, на поле брани, чтобы раззадорить и себя и врага.
- Почему же сейчас ругаются даже дети и подростки? (Высказывания родителей.)
3. Знакомство с результатами опроса детей
Мы опросили детей о том, как они относятся к нецензурным выражениям в речи (приложение 2).
Чтобы ответы оказались честными и чтобы ребята не боялись быть уличенными в проступках, анкета была составлена в виде теста. Ответы на вопросы требовалось не написать, а отметить галочкой. Вот каковы результаты анкетирования:
• слышат нецензурную брань на улице - ...% учащихся;
• слышат нецензурную брань дома - ...% учащихся;
• отрицательно к этому относятся - ...% учащихся;
• положительно к этому относятся - ...% учащихся;
• спокойно к этому относятся -...% учащихся;
• сами так выражались нарочно - ...%, нечаянно - ...%;
• чувствовали себя при этом уверенно - ...%, стыдились своей несдержанности -...%.
4. Продолжение лекции
Меткое сатирическое стихотворение «Порочный круг» А. Муратова как нельзя лучше демонстрирует причину такого положения на самом низком, «бытовом уровне».
Дядя Федор мыл забор,
На котором был «фольклор».
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь «набор»
Вновь украсил им забор.
Психологи так объясняют причину интереса к «черным» словам. В подростковом возрасте ребенок хочет показаться знающим, опытным человеком. Отсюда и цинизм в словах и поведении.
Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло. В последнее время нецензурная речь грозит уже стать нормой. Именно поэтому мату должна быть объявлена война.
Люди, жившие некоторое время в Америке, рассказывают об очень интересном обычае, существующем в американских семьях. Когда дети приносят с улицы «мерзкие» слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена: ведь «мерзкие слова» пачкают, и рот и душу, и сознание и слух. Не плохо было бы и нам учредить подобный обычай!
IV. Разыгрывание педагогических ситуаций
Ситуация 1. Ваш ребенок пришел с прогулки, сообщил, что Васька сказал слово .... Ребенок спрашивает значение этого нецензурного выражения. Ваши действия.
Ситуация 2. Вы услышали, как во время игры малыш выразил свои чувства непристойным выражением, точно копируя манеры и интонацию знакомого вам человека. Как вы поступите?
Ситуация 3. Вы выполняли какую-либо трудную работу, что-то в процессе выполнения у вас никак не получалось. Вы выразили свои эмоции нецензурным выражением. Рядом находился ваш ребенок. Как вы оправдаетесь?
Ситуация 4. Вы проходите с ребенком мимо компании подростков, которые выражаются нецензурно. Ваши действия.
Ситуация 5. Кто-то из ваших близких часто выражается нецензурно. Вы с этим ничего не можете поделать. Как вы объясните ребенку поведение вашего родственника?
Вот что советуют психологи в таких ситуациях. Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения речи «ненормативной лексикой» регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Отмечается увеличение сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах. Неудивительно, что дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают. Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?
Детей в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими. Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно начинает употреблять запрещенные выражения в своей речи.
Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести. Многие учителя рассказывают, как их пытаются подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то запрещенное на доске. Все посвященные с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучшей реакцией было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают, что они обозначают. Но, надеюсь, все понимают, что здесь употреблять их совершенно неуместно». Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.
Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Но надо признать, что бывают ситуации, когда умение употребить бранные слова необходимо, чтобы вас признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпускания» пара и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказывать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.
Эти советы мы постарались кратко изложить в памятке, которую вы видите на своих столах (приложение 3).
Кроме бранной лексики и откровенной матерщины есть еще одна опасная болезнь - жаргонизация нашей речи. Прежде чем говорить о ней, совершим экскурс в историю появления жаргонизмов. У молодежи жаргон или как говорят «сленг» тоже распространенное явление, но это как бы игра в конспираторы. Вырастая, дети, а потом и подростки, расстаются с одними жаргонизмами, и начинают пользоваться другими. В лексике школьного жаргона ботаник - зубрила - тот, кто учит все досконально, въезжать - понимать что-нибудь, шухер - тревога, тащиться - высшая степень удовольствия, отпад - обозначает восторг, чмо - человек недостойного поведения, сортир - туалет, бабы - девочки, музон - музыка, врубиться - понять что-либо, косить - сказаться больным. Одна из главных психологических причин появления и бытования школьного жаргона состоит в желании самоутвердиться, показать или подчеркнуть в языке свою принадлежность к определенному обществу (братству). Жаргон так же прилипчив, как и нецензурная речь. Случайно оброненное кем-то слово или выражение может стать крылатым. Молодежный жаргон, будучи явлением возрастным, движется во времени и может проходить как «детская болезнь». Плохо, если она не проходит и переходит во взрослую жизнь. Жаргон убивает мысль, отучает подбирать точные и богатые выражения своих мыслей, обедняет речь.
Еще 150 лет тому назад В. Даль с горечью сетовал на обильное засорение русского языка «чужесловами», т. е. заимствованиями из других языков. Он был абсолютно убежден, что в богатом русском языке есть возможности выразить любую мысль своими национальными средствами. А что происходит сейчас? Такого нашествия иностранных слов, особенно английских, русский язык может и не выдержать. Сколько уже писали по поводу клиринга и лизинга, мониторинга и шопинга, тайм-шерах и промоушн, роумингов и фейс-контроле, а ничего не меняется. В русском языке существует множество эквивалентов этим заимствованиям. В конце концов, где мы живем, в России или в Англии? Пусть американцы и англичане используют русские слова, если это им так нравится! Даже французы, которые имеют во всем мире репутацию легкомысленной нации, очень серьезно относятся к своему языку. Во Франции специально организованный комитет подобрал французские аналоги английских терминов, в частности компьютерных и финансовых, и отныне в государственных документах, по радио и на телевидении, депутатам на заседаниях парламента запрещено использование английских терминов. Существует список из 2500 слов, которые запрещено произносить при публичных выступлениях, вместо них нужно пользоваться французскими словами-синонимами. Например, вместо «e-mail» следует писать и говорить «электронная почта», вместо «пиара», который повсеместно используется сейчас и в русском языке, следует употреблять выражение «служба связи с общественностью». Более того, во Франции президент в соответствии с конституцией ежегодно отчитывается о состоянии и развитии французского языка. Проведенные опросы подтвердили, что подавляющее большинство французов поддерживает такое решение властей.
То, что русский язык грубеет - очевидная и ужасная вещь. И взрослые, и дети сейчас постоянно используют такие слова, как «прикол», «прикинь», «облом», «прикид», выражения «косить от армии», «это меня ломает», а один известный политик во всеуслышание говорит «мы будем их мочить в сортире». И эти слова постоянно встречаются в газетах и журналах, в книгах современных писателей. Как надо не любить свою Родину, чтобы так обращаться с родным языком? Однажды писатель Виктор Ерофеев на представлении своей новой книги по радио сказал: «Через десять лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его замечать». Хочется верить, что этого не произойдет.
Очень хочется, чтобы российские родители дарили своим детям на день рождения не только кукол Барби, конструкторы «Лего», но и умные книги с настоящим русским языком. Как говорят наши дети, зависит не только от телевидения и радио, но, прежде всего, от нас с вами.
V. Этап социологического опроса
Чтобы выяснить причины засорения речи наших детей, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
(Анкетирование родителей - см. приложение 4.)
VI. Возможное решение собрания
1. Обратить внимание на речь детей.
2. Личным примером помочь избавиться от жаргона.
Приложение 1
1. Какой язык я считаю родным.
2. Чем интересен мой язык
3. Почему я горжусь своим родным языком.
4. Какие всемирно известные писатели прославили мой язык.
5. Чему я огорчаюсь, когда слушаю родную речь.
6. Чему я хочу научиться, изучая родной язык в школе.
Приложение 2
Прочитай ответы и поставь галочку рядом с выбранным вариантом.
1. Где ты чаще всего слышишь неприличные слова?
• на улице;
• дома;
• на телевидении;
• от друзей.
2. Как ты к этому относишься?
• осуждаю;
• в этом нет ничего плохого;
• без этого трудно выразить эмоции.
3. Кто чаще всего ругается?
• мужчины;
• женщины;
• молодежь.
4. Употреблял ли ты сам неприличные слова?
• никогда не употреблял;
• нечаянно, когда злился;
• чтобы показать, что я уже взрослый;
• чтобы показать, что ничего не боюсь.
5. Как ты себя при этом чувствовал?
• уверенно;
• мне было стыдно;
• мне было все равно.
Приложение 3. Памятка родителям
1. Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своих сына или дочки в этой области вы будете узнавать от учителей.
2. Объясняйте детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
3. Следите за собственной речью.
4. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Лучше все же сохранять спокойствие при обсуждении подобных проблем. Можно честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
5. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
6. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, извинитесь перед ним, скажите, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
7. Не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч» (он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на его вопрос, что это значит, объяснил: «Балда - это что-то вроде мудреца», и был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»). Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств или говоря ребенку, что это они его так похвалили. В таком случае он будет употреблять это слово в своей речи и поставит вас в неловкое положение.
8. Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование, мол «место есть, а слова нет». Это посеет недоверие к вам со стороны ребенка. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся».
9. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, речи, не стоит навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает и того, кто произносит такие слова, и того, к кому они обращены.
Приложение 4. Анкета для родителей
Отметьте ваш вариант ответа галочкой.
1. Часто ли вы используете мат в своей речи?
а) в общении в «своем» кругу;
б) в повседневной жизни;
в) использую, но очень редко;
г) в общении с детьми;
д) вообще не использую никогда.
2. Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?
а) не могу иначе выразить свои чувства;
б) крайнее раздражение;
в) злость на что-то или кого-то.
3. Что (или кто) является для вас источником новых жаргонных слов и выражений?
а) друзья;
б) улица;
в) соседи;
г) художественная литература;
д) средства массовой информации.
4. Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст собственных детей?
а) иногда можно, если нужно;
б) да, когда ему (ей) захочется;
в) никогда.
5. Считаете ли вы «сленг» мусором речи?
а) да, он загрязняет, оглупляет речь;
б) нет, т. к. речь подростка звучит «круче»;
в) это помогает точнее и эмоциональнее выразить свои мысли.
6. Как вы относитесь к засорению русского языка американизмами?
а) это реалии современности;
б) с этим необходимо бороться;
в) без этих слов невозможно выразить мысли.
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Нет комментариев. Ваш будет первым!