Конкурсы

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребенка», 3 класс

Разработка родительского собрания в 3 классе на тему «Но прежде всего мы родители»

Время проведения: II четверть.

Цели: составление заповедей воспитания, формирование представлений о роли родителей в становлении полноценной личности.

Задачи: дать памятки с советами по воспитанию детей; побудить задуматься о стиле воспитания в семье; провести тест «Тип воспитания»; познакомить с памяткой о правилах сотрудничества семьи и школы.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Подготовить материалы для лектория. Распечатать бланки опросника и бланки с ответами и ключом к шифру кода типа воспитания (приложение 1).

Распечатать заповеди для родителей (приложение 2).

Оформить доску заголовком темы и поговорками о семье (приложение 3).

Подготовить памятки для родителей (приложение 4).

Оформить листы с изображениями родителей. На одном листе контур силуэта обвести синим цветом, на другом - красным. Приготовить стикеры.

II. Организационный этап

Родители рассаживаются за парты. Звучит песня «Неразлучные друзья - взрослые и дети». На столах приготовлены бланки с опросником, заповедями для родителей.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшнего собрания написана на доске. Давайте начнем с необычной работы. Я посылаю по рядам 2 листа с изображением родителей. На одном листе силуэт родителей обведен синим цветом. На стикерах вам надо написать отрицательные черты характера родителей, или, другими словами, написать, какими не должны быть родители. Обклейте этими стикерами лист. На другом - силуэты обведены красным цветом. Приклейте на него стикеры с желательными, на ваш взгляд, качествами родителей.

(Родители пишут на стикерах свои мнения. Затем учитель зачитывает надписи.)

Есть такая поговорка: «Родителей не выбирают». Да, действительно, дети не выбирают родителей, а принадлежат им фактом появления на свет. Но очень важно, чтобы папа и мама были приняты, морально «узаконены» собственными детьми. Если в раннем детстве этого не произошло, то наступит время, когда тонкая нить взаимопонимания оборвется. Часто такое происходит в кризисные периоды развития ребенка, например, в подростковом или юношеском возрасте. Родители должны уважать своих детей, но, уважая их, надо уважать и самих себя. Без этого не может быть истинных семейных отношений. Как установить такое равновесие? Чтобы мы стали для детей родителями не только по документам, но и на деле, в отношениях с детьми руководствоваться следующими десятью заповедями (приложение 2).

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть

Природа создает детей очень сложно, перемешивая в наследственном наборе внешние качества и свойства, а также способности, склонности многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. Но каждого из них мама с папой должны с любовью принять. И только деятельная любовь родителей поможет детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.

2. Никогда не приказывайте по прихоти

Не вмешиваться в жизнь сына или дочки столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить его по пустякам бесконечными нотациями (по поводу разбитой чашки, испачканной одежды) - значит оглуплять ребенка. Тогда он уже не сможет отличать шалость, ошибку от намеренного, серьезного проступка. Евгений Евтушенко объяснил необходимость выполнения этой заповеди в своем стихотворении:

Не надо говорить неправды детям,

Не надо их в неправде убеждать,

Не надо уверять их, что на свете

Лишь тишь, да гладь, да божья благодать.

Ошибок не прощайте их узнавшим,

Потом они повторятся стократ.

И нас потом воспитанники наши

За то, что мы прощали, не простят.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку

Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между мамой и папой единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом голоса. Когда дети достигли школьного возраста, следует и их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей - самый решающий фактор в воспитании детей

Особенно вредны для подрастающего поколения шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители. Если ребенок видит, что родители не умеют ладить между собой, в пылу ссоры говорят друг другу нелицеприятные вещи, а то и бранные слова, то и сам ребенок не научится культуре спора, уважительному отношению к другим людям, и, прежде всего, к членам семьи.

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит

Вызывайте детей на разговор о вашей работе, домашних делах и счетах, о проблемах и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Не высмеивайте их доводов, радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту, это приучит ребенка к инициативности, ответственности за принятое решение. Семья - первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни, миру человеческих взаимоотношений.

6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям

В наше время реклама осаждает нас повсюду. И дети, в свою очередь, соблазнившись рекламой, осаждают нас. Только научившись говорить, они наизусть читают рекламные слоганы, копируя интонацию артистов с экранов. Мы умиляемся, рассказывая об этом близким и знакомым, и покупаем им очередное лакомство или игрушку. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы в воспитании, т. к. учит отличать важное от мелочи, необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки - их надо заработать. В результате такого воспитания, став уже взрослыми, дети тянут с родителей деньги на очередное веяние моды и прогресса. В.А. Сухомлинский обращал внимание родителей еще на одну важную сторону воспитания детей. Он указывал, что, как только ребенок открыл глаза на мир, как только осознал себя, ему чего-то хочется. Потребности - двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие - нежелание трудиться. В тех семьях, где единственный двигатель познания и освоения мира - детское желание, постепенно превращающееся в каприз, дети лишены настоящего счастья.

7. Во всем нужно действовать собственным примером

Личный пример, зовущий к подражанию, - это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается. В младшем школьном возрасте родители являются для детей непререкаемым авторитетом. Мальчики копируют привычки отца, девочки - манеры мамы. Если папа вечерами лежит на диване, сын не научится выполнять семейные обязанности. Если мама не следит за порядком в доме, дочь не научится вести хозяйство. Это очень точно иллюстрирует афоризм, напечатанный однажды в журнале «Крокодил»: «Родители тогда узнают о своих недостатках, когда видят их в своих детях».

8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща

Семья - это маленькая республика. Дети - члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не прислугой. В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки, которую должны выполнять дети. Если в семье заведено выполнять домашние дела сообща, семейные взаимоотношения от этого только выиграют. В ваших глазах и в глазах детей режим должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, почему такой порядок необходим. Объясните им, что это не прихоть мамы или бабушки, а что это облегчит работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда. А, главное, вся семья соберется вместе, все поделятся своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты покупаются. Известный педагог В. Сухомлинский, рассматривая вопрос о семейном воспитании, особо подчеркивал роль детского труда в семье. Василий Александрович замечает: «Не бойтесь детского труда, дорогие родители, не оберегайте от него своих малышей! Пусть не тревожит вас то, что ребенок отнес для поливки цветов и винограда одно маленькое ведерко воды, другое, третье, четвертое, что он вспотел и устал, - этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира. В этом труде постигается не только окружающий мир. Человек постигает самого себя. А самовоспитание в детстве и начинается с узнавания самого себя, при этом узнавание это должно быть радостным: пятилетний мальчишка, вырастивший куст роз, с изумлением глядит не только на творение своих рук - дивный цветок, но и на самого себя: «Неужели это сделал я?» Ребенок, постигая счастье труда, познает себя, становится другом, единомышленником, помощником матери и отца в воспитании».

9. Держите двери дома открытыми

Нет смысла привязывать детей к дому веревкой, ограждать их от опасностей и соблазнов окружающего мира. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Дети должны научиться общаться в разных социальных ролях: как покупатели, пациенты, клиенты и т. п. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем не просто. Без нотаций, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованы в обсуждении всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.

10. Устранитесь в положенное время

Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им в этом. Ведь одно из назначений семьи - выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить и отдать это лучшее на его же благо. Ведь ваши дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый Цикл жизни, для того чтобы жизнь никогда не кончалась. Как бы ни хотелось уберечь их от ошибок, материальных проблем, старайтесь не диктовать им свою волю, а помогать им рациональным советом. Не научившись решать проблемы, находить варианты выхода из кризиса, они не станут полноценными личностями. Роль родителей состоит в том, чтобы понять причины их поступков, принять их такими, какие они есть, поддержать, когда они нуждаются в нас. Ведь прежде всего мы родители, а уже потом судьи и защитники, учителя и врачи, директора и служащие.

Могучая сила воспитания состоит в том, что дети учатся смотреть на мир глазами отца, учатся уважать отца, почитать мать, бабушку, женщину, человека. Искусство воспитания в таких семьях состоит в том, что эффективность воспитания создается взаимоотношениями, где тесно переплетаются любовь и добро, чувство долга и право на свое собственное мнение, труд и радость от сделанного.

Лев Николаевич Толстой так писал об условиях семейного воспитания: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать. Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. И потому все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание...».

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается детьми как несомненное достоинство старших, как их сила и ценность, которые чувствует душа ребенка. К сожалению, встречаются родители, авторитет которых построен на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы их слушались, это составляет их цель. На самом деле это ложная цель.

Есть много видов ложного авторитета. Кратко охарактеризуем их.

Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда кричит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Это самый дикий вид авторитета. Он действует пока ребенок маленький и беззащитный. В подростковом возрасте протест против такого авторитета выливается в бурю.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно наказывать их тем, что поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в роли начальства. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Такой авторитет не приносит никакой пользы. Наоборот, дети все дальше отдаляются от родителей. Ни о каком доверии и уважении и речи быть не может.

Авторитет чванства. Некоторые родители считают, что уже выполнили свой долг, потому что они самые заслуженные, важные деятели, они содержат семью. Эту свою исключительность они демонстрируют на каждом шагу, в том числе и своим детям. Бывает очень часто, что в результате начинают чваниться и дети: мой папа начальник, мой папа писатель, мой папа знаменитость. В этом случае папа с мамой забывают, что они прежде всего - родители, и что уважение детей они должны заслужить не профессиональными достижениями, а своими родительскими успехами.

Авторитет педантизма. В таких семьях родители больше обращают внимания на детей, больше работают с ними, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз приказание отдано, то немедленно оно становится законом. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей незаметно, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родитель усаживает его напротив себя и начинает скучную надоедливую речь. Он забывает, что дети - не взрослые, что у них своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего хочет заниматься рассуждениями. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, лепет, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Такая семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств и уже ничего другого не замечает. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, они боятся конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских капризов и требований.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс, дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться - куплю лошадку, будешь слушаться - пойдем в цирк. Часто такой дешевый тип авторитета зарабатывают папы, оставившие семью. В итоге между родителями возникают разногласия. Это наносит порой непоправимый вред ребенку.

Бывает часто и так, что папа с мамой вообще не думают ни о каком авторитете, живут как попало и как-нибудь тянут лямку воспитания детей. Сегодня так относятся к детям, а завтра по-другому, потому что у родителей изменилось настроение. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в этом случае приходится быть прежде дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой. Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главным основанием родительского авторитета могут быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Папа и мама должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, нуждается в совете и поддержке. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет это сделать, вы сами должны прийти с ней. Если между вами существует тесный контакт, вы почувствуете, что нужны сыну или дочке. Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и решать сложные вопросы. Но бывают ситуации, когда требование к детям должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.

IV. Этап социологического опроса

Классный руководитель. Каково ваше отношение к ребенку в настоящее время, какой авторитет вы «зарабатываете» в глазах детей, поможет определить тест «Типы воспитания» (приложение 1).

В предлагаемом опроснике - ряд различных утверждений о типах воспитания детей. Все они носят разные порядковые номера. Эти же числа вы найдете в бланках ответов. Номера тех утверждений, с которыми вы согласны, обведите кружком. Остальные перечеркните. Отвечайте на вопросы, не задумываясь, быстро.

(Родители отвечают на вопросы теста. Затем учитель раздает им ключ - бланки с ответами и шифр к коду типов воспитания детей.)

Быть может, результаты теста вас неприятно удивили, а может быть, вы на правильном пути. Хорошо было бы, если бы на эти вопросы ответили другие взрослые члены семьи, участвующие в воспитании ребенка. Нет ли между вами противоречий? Какие вы родители? Несомненно, большое воздействие оказывает на воспитание ребенка школа. Здесь тоже надо помнить, что вы, прежде всего, родители, и ваше взаимодействие со школой должно строиться именно на этом принципе. Предлагаем вашему вниманию памятку, которая поможет правильно организовать сотрудничество семьи и школы (приложение 4).

V. Подведение итогов собрания

Мы выполняем разные роли в обществе: мы - супруги, чьи-то дети, мы - работники, начальники и подчиненные, мы - клиенты и служащие. Но все, что мы делаем, став родителями, мы делаем для того, чтобы наши дети выросли здоровыми, умными, порядочными, успешными в будущем. Поэтому, прежде всего, мы родители. Буду рада, если наш сегодняшний разговор напомнил вам об этом, заставил вас задуматься о главном в жизни.

Прислушаемся к мудрому совету С.Я. Маршака:

Существовала некогда пословица.

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Так что воспитывать детей - это создавать все условия, организовывать и направлять их полноценную, интересную, эмоционально окрашенную жизнь на то, чтобы, став взрослыми, они были счастливы.

Возможное решение собрания

1. Провести дома тест «Типы воспитания» с остальными взрослыми членами семьи.

2. Договориться о взаимодействии и единогласии в стилях воспитания детей.

3. Сохранить заповеди для родителей в воспитании детей, если возможно, вложить их в специальный альбом или дневник родителей.

4. Стараться соблюдать заповеди воспитания.

5. Прочитать литературу о правилах общения с детьми в периоды возрастных кризисов.

6. Прочитать книги В.А. Сухомлинского о трудовом воспитании.

Приложения

Приложение 1. Тест «Типы воспитания»

В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений о типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят разные порядковые номера. Эти же порядковые номера вы найдете в бланках ответов. Номера тех утверждений, с которыми вы согласны, обведите кружком. Остальные номера перечеркните.

1. В нашем доме самый главный - наш ребенок.

2. Не могу себе представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.

4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.

5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.

6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.

7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.

8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.

9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.

10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.

11. Раньше я все позволял(-а) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.

12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.

13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.

14. Я даю ребенку все - еду, одежду, кров, так зачем же еще уделять ему внимание.

15. Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок.

16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.

17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей - закон.

18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом - права.

19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.

20. Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.

21. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.

22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у него (нее) теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ему (ей) максимум внимания.

23. Я живу лишь ради своего ребенка.

24. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим...

25. Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.

26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.

27. Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.

28. Лучший способ воспитания - ремень.

29. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.

30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.

31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».

32. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.

33. Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он еще в семье был лишь один.

34. Смысл моей жизни - это мой ребенок.

35. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.

36. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.

37. Если даже мой ребенок не ночует дома - это его дело.

38. Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).

39. Только страх, страх наказания - узда для моего ребенка.

40. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.

41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.

42. Мой ребенок знает, как я занят(-а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.

43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.

44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.

45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.

46. Я продумал(-а) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.

47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он - это его забота.

48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.

49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он(-а) ни делал(-а), он(-а) все делает хуже других.

50. Дисциплина - это наказание и страх.

51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы его-то достичь в жизни.

52. Когда мой ребенок заболеет, я готов(-а) выполнить любую его прихоть.

53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.

54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.

55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.

56. Все, что хочет мой ребенок, - для меня закон.

57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.

58. Мне родители почти не уделяли в детстве время на мои заботы. Почему я должен (должна) уделять?

59. Мы совсем не для того родили ребенка, чтобы думать каждый день, во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.

60. Я думаю, что лучший метод воспитания - противопоставление ребенка другим детям.

61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.

62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.

63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.

64. Если бы я сидел(-а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других детей.

65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.

66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.

67. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.

68. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.

69. Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.

70. Еще не хватало, чтобы я заботился(-лась) о своем ребенке.

71. Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.

72. Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».

73. Я привык(-ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.

74. Я согласна(-ен), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.

75. Не пойму, чего не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже дорогую технику.

76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.

77. Моя дочь (мой сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой (мамой) у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все ее (его) прихоти.

78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.

79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.

80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.

81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю - выздоровеет сам.

82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).

83. Я привык(-ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.

84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе - я не потерплю.

85. Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.

86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.

87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).

88. Я сменил(-а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.

89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.

90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам(-а).

91. Мой ребенок полностью свободен: хочет ходит в школу, хочет - нет.

92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.

93. Моя дочь (мой сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б он(-а) занимался(-лась) делом и хоть чем-то походил(-а) бы на брата (сестру).

94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».

95. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.

96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.

97. Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг(-ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною?

98. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».

99. Раз мой муж (жена) нашел(-ла) себе новую семью, я не могу по- старому баловать ребенка.

100. Мой ребенок знает, что он - идеал.

101. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.

102. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.

103. Мой ребенок - лишняя обуза для меня.

104. Младший сын (младшая дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.

105. Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об это еще долго будет помнить.

106. Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что он(-а) должен(-на) ухаживать за дедушкой, бабушкой.

107. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.

108. Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.

109. Только мое настроение определяет, как я сегодня буду воспитывать ребенка.

110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сама взялась за нашего ребенка.

Бланк для ответов

1

12

23

34

45

56

67

78

89

100

1

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

II

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

III

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

IV

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

V

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

VI

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

VII

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

VIII

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

IX

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

X

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

XI

Подсчитайте, сколько в каждом столбике ответов (горизонтальном, отмеченном римской цифрой), сколько цифр обведено кружками. Шифр столбика, где больше всего оказалось цифр в кружках, сообщит вам о том типе воспитания, который чаще всего вы применяете к своему ребенку. А если этот столбик не один и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных нами так называемых синергетических типов воспитания (см. ниже)), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях.

Шифр к коду типов воспитания детей

Горизонтальные столбики, отмеченные римскими цифрами, обозначают:

I - «Кумир семьи»;

II - «Гиперопека»;

III - «Гипоопека»;

IV - «Безнадзорность»;

V - «Золушка»;

VI - «Ежовые рукавицы»;

VII - «Повышенная моральная ответственность»;

VIII - «Культ болезни»;

IX - «Кронпринц»;

X - «Противоречивое воспитание»;

XI - «Смена образцов воспитания».

«Синергетические» типы воспитания (синергизм в переводе с греческого означает - «содействие, соучастие, сотрудничество») - это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект. Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + Ежовые рукавицы или Кумир + Гиперопека + Культ болезни и т. д. Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.

(Из книги: Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.)

Приложение 2. Десять заповедей для родителей

1. Принимайте ребенка таким, каким он есть.

2. Никогда не приказывайте по прихоти.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку.

4. Собственное поведение родителей - самый решающий фактор в воспитании детей.

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.

6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.

7. Во всем нужно действовать собственным примером.

8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

9. Держите двери дома открытыми.

10. Устранитесь в положенное время.

Приложение 3. Высказывания и пословицы о семье

• Характер и нравственное поведение - это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. (Э. Фромм)

• Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (О. Уайльд)

• Вся семья вместе - так и душа на месте.

• Где лад, там и клад.

• Семья - это семь «я».

Приложение 4. Памятка родителям

Ребенок - это ваше будущее, ваша благополучная старость, и даже ваше бессмертие. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их. Мы - школа, учителя - тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.

1. Стержнем семьи является супружеская любовь. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, то он вырастает эгоистом. Но не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к сыну или дочке.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом, и каждый в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. Тогда не надо будет напоминать ему о невымытой посуде и невыученных уроках. Все его дела будут начинаться с мыслей о семье.

3. Главным средством воспитания должен являться пример родителей, их поведение, их деятельность. Слова - лишь вспомогательное средство.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы самому определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, окружающую природу, родной край. Ваш наглядный пример бережного отношения к природе, окружающему миру - лучшее наглядное пособие. Вспомните, как вы ведете себя на пикниках, как относитесь к порядку во дворе, подъезде.

6. Для воспитания вредны противоречия в требованиях родителей. А также противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими позициями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим их. Но ни в коем случае не критикуйте учителя или школу в присутствии ребенка.

7. Важно создать в семье доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших. Этот опыт поможет ему в воспитании собственных детей.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Для этого надо самим быть примером, вести активный образ жизни. Щадите также психическое здоровье сына или дочки.

10. Семья - это дом, и, как всякий дом, он может со временем нуждаться в ремонте и обновлении. Не забывайте время от времени проверять, не нуждаются ли ваши отношения с ребенком в переменах. Не бойтесь консультироваться с психологом, педагогами. Не будьте высокомерны по отношению к сыну или дочке, умейте признать свою неправоту и вовремя перестроиться.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса

Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности

Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!