Форма проведения: семинар.
Задачи собрания:
1. Акцентировать внимание родителей на проблемах в обучении детей.
2. Помочь родителям определить пути устранения проблем в обучении и низкой успеваемости.
3. Активизировать работу родителей на собрании.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, ранжирование.
Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика или просто цветную карточку и садятся за стол, где есть такое же изображение. При входе и регистрации родителям выдаются бейджи.
Организационный этап. Для настроя родителей на активную работу, установления контактов в сформировавшейся группе можно использовать один из следующих активных методов:
Метод «Какие мы родители?»
Каждый родитель, пришедший на собрание и оказавшийся в группе, должен представиться другим членам группы и охарактеризовать себя тремя (двумя) эпитетами (Какая(ой) я родитель: любящий, строгий, требовательный, неравнадушный и т.д.). Каждый подписывает и прикрепляет выданный бейдж.
Группа должна определить количество совпадений. Выслушав всех, группа подбирает три (два) эпитета своей команде и отвечает на вопрос «Какие мы родители?»
Метод «Мы и наше имя»
Каждая группа родителей придумывает себе название в виде аббревиатуры и расшифровывает его, затем пишет на листе ватмана. Например: КОЛ (классные, остроумные люди) или ДОМ (домашние, организованные, мыслящие) и т.п.
Анкетирование родителей
Каждой группе родителей предлагаются листы разного цвета. Например: желтый, голубой, сиреневый. Далее родители отвечают на вопросы анкеты, ответ записывают на листе соответствующего цвета:
■ за что вы можете хвалить и ругать своего ребенка (листы сиреневого цвета);
■ за что его может хвалить или ругать учитель (листы желтого цвета);
■ за что он сам может себя хвалить и ругать (листы голубого цвета).
Обработка анкет производится самими родителями. Собираются все анкеты, делятся на три цвета и каждой группе предлагается обработать один вопрос, т.е. группа получает листы одного цвета. Обобщив все ответы, каждая группа должна прокомментировать получившийся результат.
Как показывает практический опыт, в ходе анкетирования выясняется, что родители больше всего обращают внимание на учебу и поведение детей, и лишь потом — на помощь детей по дому, их воспитанность, внимание к родным, помощь товарищам по классу и учителю и т.д.
Выступление учителя с анализом анкетирования учащихся
Перед родительским собранием проводится анкетирование учащихся.
Анкета для учащегося «Оценка уровня мотивации»
(на основе методики Н.Г. Лускановой)
1-й блок
1. Нравится ли тебе в школе?
а) нравится;
б) скорее нравится;
в) скорее не нравится;
г) не нравится;
д) все равно.
2. Интересно ли тебе в школе?
а) интересно;
б) скорее интересно;
в) скорее не интересно;
г) не интересно;
д) все равно.
3. Важно ли для тебя быть в школе?
а) важно;
б) скорее важно;
в) скорее не важно;
г) не важно;
д) все равно.
4. Удовлетворены ли твои родители тем, что ты в этой школе?
а) удовлетворены;
б) скорее удовлетворены;
в) скорее не удовлетворены;
г) не удовлетворены;
д) все равно.
5. Доволен ли ты своими одноклассниками?
а) доволен;
б) скорее доволен;
в) скорее не доволен;
г) не доволен;
д) все равно.
6. У тебя хорошие учителя?
а) хорошие;
б) скорее хорошие;
в) скорее плохие;
г) плохие;
д) все равно.
7. Веришь ли ты в возможности своего интеллекта?
а) верю;
б) скорее верю;
в) скорее не верю;
г) не верю;
д) все равно.
8. Как складываются твои отношения с классным руководителем?
а) хорошо;
б) скорее хорошо;
в) скорее плохо;
г) плохо;
д) все равно.
9. У тебя есть любимые предметы?
а) есть;
б) есть, и среди них — музыка, труды, физкультура;
в) есть, и среди них на первом месте музыка, труды, физкультура;
г) нет;
д) все равно.
10. Утром, когда ты просыпаешься, хочется ли тебе идти в школу?
а) хочется всегда;
б) хочется почти всегда;
в) скорее не хочется;
г) не хочется;
д) все равно.
2-й блок
Необходимо проранжировать утверждения.
Что для тебя важно в школе:
а) возможность общения с товарищами;
б) получение хороших оценок;
в) похвала учителя;
г) узнать новое на уроках;
д) поддерживать хорошие отношения с одноклассниками;
е) овладевать новыми знаниями;
ж) сделать так, чтобы одноклассники меня ценили;
з) дополнительно заниматься по любимым предметам;
и) чтобы учитель ставил меня в пример другим.
Обработка анкеты
Анкета содержит 2 блока.
1-й блок — 10 вопросов, которые построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из пяти вариантов. При этом ответ «а» оценивается 5 баллами, «б» — 4, «в» — 3, «г» — 2, «д» — 1, максимальное количество — 50 баллов. Баллы по ответам суммируются, и эта сумма позволяет делать выводы о степени развития школьной мотивации, оценке эффективности воспитательно-образовательного процесса в школе.
■ 46—50 баллов — высокая школьная мотивация — положительная установка;
■ 41—45 баллов — хорошая норма — положительная установка;
■ 36—40 баллов — средняя норма — положительная установка;
200
■ 31-35 баллов — ниже среднего — отрицательная установка;
■ 30 баллов — низкая школьная мотивация — отрицательная установка.
2-й блок — ранжирование. Позволяет определить, что лежит в основе той или иной установки:
■ А — учение (г, е, з);
■ Б — общение (а, д, ж);
■ В — вознаграждение (б, в, и).
Таким образом, помимо количественного показателя есть качественное значение. Оно позволяет не только установить индивидуальные предпочтения, но и увидеть суть проблемы.
Педагогу рекомендуется проанализировать успеваемость учащихся по итогам четверти (триместра), учебного года за 2-й и 3-й класс, на основе анкетирования определить уровень учебной мотивации и выяснить на основе ранжирования, что у детей стоит на первом месте: учение, общение или вознаграждение.
Работа в группах
Родителям предлагается в группах обсудить и назвать причины, которые могут влиять на успеваемость, ее снижение.
Для работы в группах можно использовать метод «Снежный ком».
Метод «Снежный ком»
Каждая группа после обсуждения называет по одной причине, которая записывается на доску, затем эти причины обсуждаются, ранжируются по степени значимости, менее значимые стираются и т.д.
В ходе обсуждения на доске должны быть оставлены наиболее важные причины.
Далее необходимо разработать действия, которые будут способствовать заинтересованности учащихся в учебе, улучшении качества обучения.
Для выработки этих действий необходимо переформатировать выявленные причины в задачи — а задачи в действия родителей.
Пример:
При использовании метода «Снежный ком» были названы следующие причины:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями, сразу же опускают руки;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
Путем ранжирования были оставлены только наиболее значимые:
■ неправильно организованный режим дня;
■ сталкиваясь с трудностями, сразу же опускают руки;
■ разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала.
Формулируем задачи и действия родителей:
1) рационально вместе с ребенком спланировать режим дня;
2) научить ребенка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь;
3) помогать детям в ходе подготовки домашнего задания.
Подведение итогов. Рефлексия
Для проведения рефлексии и подведения итогов можно использовать методический прием «Телеграмма».
Метод «Телеграмма»
Родителям предлагается составить текст телеграммы из 10 слов, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведенного собрания.
Затем родители могут по желанию зачитать свои тексты.
Вот примеры телеграмм, которые написали родители на собрании:
— Доченька! Теперь я тебя за все буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и соблюдать режим дня все- таки надо! Мама.
— Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдем до цели.
— Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учебы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают.
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!