Время проведения: III четверть.
Цели: показать причины изменения поведения первого ребенка при появлении в семье малыша.
Задачи: рассказать о переживаниях, которые испытывает школьник, если в семье появился малыш; объяснить причины отклонений в поведении ребенка; показать пути выхода из семейного кризиса; побудить родителей к обмену опытом, обсуждению.
I. Подготовительный этап
Провести анализ состава семьи в классе, составить круговую диаграмму, иллюстрирующую соотношение семей с одним ребенком и семей с двумя и более детьми.
Составить текст анкеты для родителей для проведения опроса на собрании. Для быстрой обработки опросника пригласить педагога-психолога.
Принести для чтения текст рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» или распечатать его.
Приготовить проблемные ситуации для работы в группах.
Написать с учащимися сочинения по теме на выбор: «У меня есть младший брат (сестра)» или «Я один у папы с мамой» (план сочинения см. в приложении 1).
Попросить родителей, имеющих несколько детей, составить проблемные ситуации из семейного опыта для решения их в группе.
II. Введение в тему
1. Начало собрания
Родители рассаживаются группами. На столах для каждой группы приготовлении распечатанные материалы к собранию: рассказ В. Драгунского «Сестра моя Ксения», тексты с проблемной ситуацией, листы и карандаши для записей, бланки с анкетой.
2. Вступительное слово учителя
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители. Чтобы вы определили тему сегодняшнего собрания, я зачитаю отрывки из сочинений детей.
(Учитель выбирает отрывки сочинений разного характера: где описываются переживания детей, высказывается желание иметь брата или сестру, упреки в адрес родителей, гордость за своих младших братьев и сестер, иллюстрируются положительные и отрицательные эмоции детей.)
- Чему же посвящено наше собрание, какова его тема? (Тема собрания «Второй ребенок в семье». Мы будем обсуждать положительные и отрицательные моменты в жизни семей, связанные с появлением второго ребенка.)
Вы правильно определили тему собрания. А теперь посмотрите на диаграмму, иллюстрирующую соотношение семей с одним ребенком к числу семей с двумя и более детьми.
Как видно из диаграммы, в классе ...% семей с одним ребенком, ...% семей с двумя и более детьми. Получается, что тема собрания актуальна не для всех родителей?
(Родители высказываются по поводу актуальности темы для семей с разным составом.)
На мой взгляд, тема действительно должна коснуться каждой семьи. Если вы имеете двух и более детей, то можете поделиться своими переживаниями, связанными с первыми днями при появлении второго ребенка в семье, рассказать об отношениях между старшими и младшими детьми, о проблемах и положительном опыте их решения. Если же у вас один ребенок, то для вас этот опыт будет полезен в плане окончательного выбора: готовы ли вы завести второго малыша.
III. Этап социологического опроса
1. Анкетирование
Классный руководитель. Чтобы точнее определить круг проблем, связанных с этой темой, предлагаем вам ответить на вопросы нашей экспресс-анкеты (приложение 2).
2. Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»
Классный руководитель. Пока наш педагог-психолог обрабатывает данные анкетирования, предлагаю вам прочитать рассказ В. Драгунского «Сестра моя Ксения» (приложение 3). В нем очень детально и правдоподобно описываются чувства и поступки мальчика, у которого появилась маленькая сестренка.
(Организуется самостоятельное знакомство с рассказом родителями и обсуждение.)
- Знакома ли вам эта ситуация?
- Какие чувства испытывал мальчик, оставшийся на несколько дней без мамы?
- Каким было его отношение к сестре поначалу?
- Какова педагогическая хитрость, найденная родителями мальчика?
- Какие чувства испытывал мальчик к своей младшей сестренке в конце рассказа?
(Высказывания родителей.)
3. Анализ результатов анкетирования
Педагог-психолог анализирует данные анкетирования: количественный состав семей в классе, взгляды родителей на планирование состава семьи, представляет типичные проблемы в воспитании одного ребенка и нескольких, типы воспитания в семьях. Затем делается вывод: какие проблемы волнуют родителей больше всего, что можно обсудить на собрании.
IV. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Итак, было время, когда ваш ребенок был единственным в семье.
- Какое положение занимал он в вашей семье? Так ли сладко ему в этой жизни? (Ответы участников.)
Довольно часто первенцы бывают только лишь носителями разных родительских амбиций. То, что не сложилось, не исполнилось в жизни их мамы и папы, становится их долгом. Нередко они лишены многих радостей детства. Или же родители, чьи достижения в жизни считаются весомыми, устраивают негласное соревнование, чей ребенок одареннее, чья школа престижнее и т. п. Задумайтесь, как вы относитесь к единственному ребенку и на каких трех или более «китах» сегодня держится его воспитание.
Обычно, если ваш ребенок долгожданный и любимый, вы смешиваете, как в коктейле, 4 типа воспитания его - кумир семьи, кронпринц, гиперопека, культ болезни, доводя порой все эти типы до раскаленных кульминационных пиков. Намного реже вы воспитываете ребенка по-иному, смешав высокую моральную ответственность с суровостью «ежовых рукавиц». В том и другом случае вы складываете на его плечи непосильный груз и чувство вины за возложенные и неоправданные надежды.
Итак, кем в вашей семье является ваш ребенок, кто же он на самом деле: счастливчик или неудачник, имеющий все блага жизни или обделенный всем, банкир или банкрот? А может быть, всего лишь навсего источник мнимого комфорта для родителей? Что надо сделать, чтоб он выдержал, чтоб выстоял и... победил?
Вот какие советы по воспитанию единственного ребенка дает детский врач, психолог, доктор медицинских наук, профессор А.И. Баркан.
• Заботиться и опекать, но не до безрассудства.
• Не дрожать все время над каждым шагом малыша.
• Не ограничивать его свободу, если этого не требуют правила безопасности.
• Не культивировать его зависимость от вас.
• Не выставлять всем напоказ чрезмерную привязанность к ребенку.
• Не заставлять ребенка всеми силами оправдывать возложенные на него надежды.
• Учить спокойно преодолевать любые жизненные трудности.
• Не искать для малыша особых привилегий.
• Не делать его только потребителем.
• Все время прививать ребенку навыки терпимости и понимания других людей.
• Ни в коем случае не ограждать от тесного общения со сверстниками.
• Помочь найти друзей.
• Не вовлекать его в свои взрослые проблемы и ограждать от раннего взросления.
• Развивать навыки самостоятельности.
• Ни в коем случае не пробовать воспитывать ребенка в присутствии ровесников.
• Не экспериментировать необдуманно над собственным ребенком.
Какие ошибки допускают родители в воспитании единственного ребенка?
• Предупреждают любой его шаг и желание.
• Любыми способами ограждают от жизненных проблем.
• Все делают за него.
• Внушают ему, что он неповторим.
• Стремятся, чтобы он любым путем оправдывал возложенные на него надежды, высказывают ему претензии.
• Ограничивают общение со своими сверстниками и диктуют, каких он должен иметь друзей.
• Воспитывают сплошными предостережениями и ограничениями.
И вот ребенок свержен со своего пьедестала, потому что в доме появился новый член семьи. Вот как рассказывает о своих переживаниях 5-летняя девочка: «Потому что я плохо вела себя, мама с папой купили себе еще Лешку». В один прекрасный день вы привезли из роддома, малюсенького, крошечного несмышленыша. Все суетятся вокруг него. Папа и мама не могут скрыть восторг и радость... О бабушках и дедушках вообще не стоит говорить. Все счастливы, все рады. О старшем же забыли в этой суете, как будто его и нет. Ребенок начинает искать способы, которые могли бы вернуть их былое расположение к нему, и, мучаясь от ревности, готов любым путем соперничать с незваным незнакомцем. Он ищет разные пути, чтобы привлечь ваше внимание. И если вы проявите хоть капельку терпения и будете подыгрывать ребенку, подобный компромисс возникнет сам собой. Вам только надо дать понять обиженному малышу, что он уже большой и опытный помощник в доме. Ведь ваш второй ребенок еще так беспомощен и беззащитен, что вам вряд ли справиться с ним без поддержки малыша.
Обычно старшие дети «клюют» на эту удочку и, чтобы не разочаровать родителей, готовы впасть в другую крайность. Они так рьяно принимаются за помощь, что в состоянии на время заменить собою маму или папу. Бытует даже мнение, что есть такие дети, которые ведут себя как «третьи» родители. Такое поведение, по-видимому, возвышает вашего ребенка в собственных глазах, и он уже не чувствует себя заброшенным и никому не нужным. Почти стирается душевная боль, причиняемая ревностью, и первенец уже с позиций старшего относится к сестричке или братику.
Чтобы не питать соперничества, не сравнивайте постоянно детей между собой, особенно не в пользу первенца. Как можно меньше на глазах у старшего любуйтесь младшим и не захлебывайтесь от восторга, говоря о нем. Гораздо лучше сделать вид, что вы вообще не придаете особого значения тому, что в доме появился вдруг еще один ребенок. Подумайте, что здесь необычного... Во многих семьях не один ребенок. Желательно, чтоб и другие родственники тоже последовали вашему примеру. И свой восторг перед вторым ребенком запрячьте где-то в глубине души.
К серьезным конфликтам в семье приводит такое поведение родителей, когда старший, испытывая трудности в учебе, слышит бесконечные упреки от них. Малышом восхищаются: вот он сказал первое слово, вот он сделал первый шаг, вот он выучил первое стихотворение.. . А старший получил двойку, не понял задачу, испачкал одежду в школе... Сравнения не в пользу первенца. Не забывайте, что раньше он был избалован вашей безграничной и всепрощающей любовью. Поэтому совсем не удивительно, когда ваш старший полон жгучей ревности не только к крошечному незнакомцу, но и к уже давно подросшему второму вашему ребенку. По-видимому, надо сделать так, чтобы для них всегда все было поровну. И даже делая подарки, преподносите их одновременно сразу старшему и младшему. От вас зависит, чтобы ребенок не ощущал себя все время обездоленным. Любовь к конкретному ребенку в семьях, где он не один, зависит полностью от вашей мудрости и деликатности. Постарайтесь понять чувства детей, научить их ладить между собой, уступать друг другу. Не ущемляйте ни в чем одного из них. Проявите терпение в разрешении их конфликтов. Сумейте сделать так, чтобы ни старший и ни младший, короче говоря, никто из двух детей, не оказался бы для вас неосвещенной стороной луны.
Давайте попробуем представить, как ведет себя ребенок, и разыграем ситуации, которые предложили из своего жизненного опыта родители детей из нашего класса.
V. Разбор проблемных ситуаций
Ситуация 1. На день рождения вашему второму ребенку принесли много подарков. Его все поздравляют, все восхищаются им, он - в центре внимания. Старший стоит грустный в стороне. В глазах слезы. Как вы успокоите его?
Ситуация 2. Младший ребенок сегодня сделал первый шаг. Вы радуетесь. Из школы приходит старший, у него плохие новости - двойка за контрольную. Он видит, как вы восхищаетесь малышом, чувствует свою несостоятельность. Что вы скажете ему?
Ситуация 3. Старший ребенок долго учил уроки, у него долго не получалось решить пример. Наконец, он выполнил задание и пошел пить чай. В это время младший изрисовал его тетрадь. Старший - в слезах, кричит на малыша. Как вы поступите?
Ситуация 4. Старшая дочь собиралась вечером на школьный праздник. Она долго готовилась, ждала этого. Вдруг вас вызвали на работу. Не с кем оставить младшего ребенка. Какие слова вы найдете, чтобы убедить дочь помочь.
Ситуация 5. Старший сын не забрал младшего из садика вовремя. Вам пришлось отпрашиваться с работы и срочно мчаться в сад. Как вы будете с ним разговаривать вечером?
Ситуация 6. Однажды после серьезного разговора со старшим сыном по поводу учебы, он в сердцах выкрикнул вам: «Вы не любите меня, у меня ничего не получается, я у вас самый плохой». Какие слова вы найдете, чтобы убедить его в том, что вы любите его так же, как младшего ребенка?
Ситуация 7. Ваш старший ребенок, увидев изменения в облике беременной мамы, спросил, как ребенок попал в живот. Как вы объясните ему это?
Ситуация 8. В семье родился маленький ребенок. Старший (ученик 3 класса) стал агрессивным. Сначала предметом агрессии стали родители. А однажды, мама, услышав плач малыша, зашла в комнату и увидела, что старший отобрал у него соску и наблюдает, как тот плачет.
(Родителям предлагается разделиться на группы и разыграть ситуации.)
Вы сами убедились, что не так-то просто воспитывать двух детей. Жизнь преподносит немало сюрпризов и проблем. И чтобы быть во всеоружии, выслушайте несколько советов от Аллы Баркан о том, как вести себя родителям с первенцем при появлении второго ребенка в семье:
• Дать всем понять, и прежде всего первенцу, что в доме ничего не изменилось и что он дорог вам так же, как родившийся малыш.
• Все делать так, чтобы ваш первый ребенок даже на миг не ощутил себя ненужным и отвергнутым в семье.
• Запрятать предпочтение к новорожденному на дно своей души, не афишировать это при ребенке и при посторонних.
• Не сравнивать детей между собой, противопоставляя их способности и характер.
• Показать первенцу, что он необходим вам в уходе за новорожденным.
• Не разжигать ревность первого ребенка ко второму.
• Не обделять вниманием старшего ребенка, ссылаясь на нехватку времени из-за младенца.
• Уделять старшему ребенку столько же внимания, сколько вы уделяли ему раньше, найти и выделить для этого часы в семье.
• Не обижаться на ребенка, когда он протестует против вашего отношения к нему, а попытаться сгладить острые углы протеста.
• Все сделать так, чтобы дети нуждались друг в друге, не могли жить друг без друга.
• Помочь им определить их роль в семье: пусть старший чувствует себя защитником, а младший - защищенным.
• Все время поощрять проявление любви детей друг к другу, акцентировать внимание на таких поступках.
• Заранее готовить старшего ребенка к приходу в семью младшего.
• Провести беседы по половому воспитанию с учетом возрастных особенностей ребенка.
• Постараться разыграть дело так, как будто бы второй ребенок появился в доме по просьбе первого ребенка, что окончательное решение принадлежит ему.
• Стараться делать так, чтоб не было бы никаких ассоциаций у первенца с тем, что в его невзгодах виноват новорожденный.
• Ни в коем случае резко не изменять тип воспитания ребенка.
• Не пытаться сделать одного ребенка своеобразной Золушкой для другого.
• Ни в коем случае после рождения младенца не отправлять старшего ребенка на временное жительство к ближайшим родственникам или знакомым.
VI. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Итак, сегодня мы коснулись проблем взаимоотношений в семьях с одним или несколькими детьми.
- Какие проблемы вас взволновали больше всего?
- На какие вопросы вы получили ответы, а какие проблемы остались нераскрытыми?
(Родители обмениваются мнениями, предлагают свои проблемы для обсуждения.)
Возможное решение собрания
1. Следить за своим поведением, высказываниями при общении с двумя детьми в семье.
2. Рассказать остальным членам семьи о правилах общения в проблемных ситуациях.
3. Организовать в классе беседы по половому воспитанию детей с привлечением специалистов.
4. Родителям, которые считают необходимым для разрешения семейного кризиса привлечение специалиста-психолога, записаться на прием.
5. Провести в классе мероприятие с привлечением младших членов семьи «Папа, мама, я - спортивная семья».
Приложение 1. Планы сочинений
У меня есть младший брат (младшая сестра)
1. Как зовут брата, сестру, сколько ему (ей) лет.
2. Чем он(-а) любит заниматься.
3. Как мы играем.
4. Вместе тесно - врозь скучно (Как мы ссоримся и миримся).
5. За что я люблю брата (сестру).
6. Я-старший...
Я один у папы с мамой
1. Наша семья.
2. Когда мама с папой заняты...
3. Хотелось бы мне иметь брата или сестру?
4. Когда я вырасту, у меня будет ... детей.
Приложение 2
Анкета для родителей, имеющих несколько детей
1. В вашей семье ... детей.
2. Как вы готовили первенца к появлению второго малыша?
а) беседовали с ним;
б) не считали важным готовить его к этому;
в) читали специальную литературу;
г) ваш вариант ответа: ____________
3. При появлении второго ребенка дома вы...
а) изменили отношение к старшему.
б) изменили тип воспитания;
в) ваш вариант: ____________.
4. При появлении второго ребенка дома ваш первенец...
а) стал капризным, плаксивым и т. п.;
б) проявлял признаки ревности;
в) не изменился;
г) ваш вариант: _______________.
5. Если между детьми часто возникают конфликты, вы...
а) сами их гасите;
б) даете возможность детям решить проблемы;
в) обращаетесь за советом к специалистам;
г) ваш вариант: ____________.
Анкета для родителей с одним ребенком в семье
1. Вы считаете, что иметь второго ребенка в наше время - это...
а) роскошь;
б) глупость;
в) большая ответственность;
г) ваш вариант ___________.
2. Представьте (или припомните): вы сообщили ребенку, что планируете завести ему брата или сестру, и он:
а) обрадовался этому;
б) закатил истерику, что ему никто не нужен;
в) ваш вариант: _________.
3. Ваш ребенок просит у вас брата или сестру. Вы скажете ему, что:
а) у вас нет денег, времени и т. п.;
б) вы любите только его, вам никто не нужен;
в) объясните ему, что малыш будет требовать много внимания и ваши отношения изменяться;
г) ваш вариант: ___________
4. Вы видите, что ваш ребенок растет эгоистом, вы...
а) решаете завести второго ребенка;
б) меняете тип воспитания;
в) ограничиваете влияние бабушек и дедушек;
г) ваш вариант: ____________.
Общий бланк для обработки результатов
Один ребенок в семье (кол-во ответов) |
Несколько детей в семье (кол-во ответов) |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
а) |
а) |
б) |
б) |
в) |
в) |
г) |
г) |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
а) |
а) |
б) |
б) |
в) |
в) |
Вопрос 3 а) б) в) г) |
Вопрос 4 а) б) в) г) |
Вопрос 4 а) б) в) г) |
Вопрос 5 а) б) в) г) |
Выводы: |
Выводы: |
Приложение 3. «Сестра моя Ксения»
1
Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне давно уже хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать. А сейчас для этого был подходящий момент. И я сел на подоконник и принялся ничего не делать. В эту же минуту в комнату влетел папа.
Он сказал:
- Скучаешь?
Я ответил:
- Да нет... Так... А когда же наконец мама приедет? Нету уже целых десять дней!
Папа сказал:
- Держись за окно! Покрепче держись, а то сейчас полетишь вверх тормашками.
Я на всякий случай уцепился за оконную ручку и сказал:
- А в чем дело?
Он отступил на шаг, вынул из кармана какую-то бумажку, помахал ею издалека и объявил:
- Через час мама приезжает! Вот телеграмма! Я прямо с работы прибежал, чтобы тебе сказать! Обедать не будем, пообедаем все вместе, я побегу ее встречать, а ты прибери комнату и дожидайся нас! Договорились?
Я мигом соскочил с окна:
- Конечно, договорились! Ур-ра! Беги, папа, пулей, а я приберусь! Минута - и готово! Беги, не теряй времени, вези поскорее маму!
2
Папа метнулся к дверям. А я стал работать. У меня начался аврал, как на океанском корабле. Аврал - это большая приборка..
- Раз, два! Ширк-ширк! Стулья, по местам! Смирно стоять! Веник - совок! Подметать - живо! Товарищ пол, что это за вид? Блестеть! Сейчас же! Так! Обед! Слушай мою команду! На плиту, справа по одному «повзводно», кастрюля за сковородкой - становись! Раз-два! За-пе-вай:
Папа только спичкой чирк!
И огонь сейчас же фырк! Продолжайте разогреваться! Вот. Вот какой я молодец! Помощник! Гордиться нужно таким ребенком!
3
И я так долго играл и выхвалялся напропалую, чтобы не скучно было ждать маму с папой. И в конце концов дверь распахнулась, и в нее снова влетел папа! Он уже вернулся и был весь взбудораженный, шляпа на затылке! И он один изображал целый духовой оркестр, и дирижера этого оркестра заодно. Папа размахивал руками.
- Дзум-дзум! - выкрикивал папа, и я понял, что это бьют огромные турецкие барабаны в честь маминого приезда. - Пыйхль-пыйхь! - поддавали жару медные тарелки.
Дальше началась уже какая-то кошачья музыка. Закричал сводный хор в составе ста человек. Папа пел за всю эту сотню, но т. к. дверь за папой была открыта, я выбежал в коридор, чтобы встретить маму. Она стояла возле вешалки с каким-то свертком на руках. Когда она меня увидела, она мне ласково улыбнулась и тихо сказала:
- Здравствуй, мой мальчик! Как ты тут поживал без меня?
Я сказал:
- Я скучал без тебя.
Мама сказала:
- А я тебе сюрприз привезла!
Я сказал:
- Самолет?
Мама сказала:
- Посмотри-ка!
Мы говорили с ней очень тихо. Мама протянула мне сверток. Я взял его.
- Что это, мама? - спросил я.
- Это твоя сестренка Ксения, - все так же тихо сказала мама.
Я молчал.
4
Тогда мама отвернула кружевную простынку, и я увидел лицо моей сестры. Оно было маленькое, и на нем ничего не было видно. Я держал ее на руках изо всех сил.
- Внимание, - сказал папа дикторским голосом, - мальчику Дениске вручается сестренка Ксения. Длина от пяток до головы пятьдесят сантиметров, от головы до пяток - пятьдесят пять! Чистый вес три кило двести пятьдесят граммов, не считая тары.
Он сел передо мной на корточки и подставил руки под мои, наверно, боялся, что я уроню Ксению. Он спросил у мамы своим нормальным голосом:
- А на кого она похожа?
- На тебя, - сказала мама.
- А вот и нет! - воскликнул папа. - Она в своей косыночке очень смахивает на симпатичную народную артистку республики Корчагину- Александровскую, которую я очень любил в молодости.
Я стоял со своей сестрою Ксенией на руках, как дурень с писаною торбой, и улыбался.
Мама сказала с тревогой:
- Осторожно, умоляю, Денис, не урони.
Я сказал:
- Ты что, мама? Не беспокойся! Я целый детский велосипед выжимаю одной левой, неужели же я уроню такую чепуху?
А папа сказал:
- Вечером купать будем! Готовься!
5
Папа взял у меня сверток, в котором была Ксенька, и пошел. Я пошел за ним, а за мной мама. Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно.
Папа сказал:
- Это пока, на одну ночь. А завтра я куплю ей кроватку, и она будет спать в кроватке. А ты, Денис, следи за ключами, как бы кто не запер твою сестренку в комоде. Будем потом искать, куда подевалась...
И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку. Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы...
6
И вечером мы стали ее купать. Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и наносили целую толпу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой, а Ксения лежала в своем комоде и ожидала купания. Она, видно, волновалась, потому что она скрипела, как дверь, а папа, наоборот, все время поддерживал ее настроение, чтобы она не очень боялась. Папа ходил туда-сюда с водой и простынками, он снял с себя пиджак, засучил рукава и льстиво покрикивал на всю квартиру:
- А кто у нас лучше всех плавает? Кто лучше всех окунается и ныряет? Кто лучше всех пузыри пускает?
А у Ксеньки такое было лицо, что это она лучше всех окунается и ныряет, - действовала папина лесть.
7
Но когда стали купать, у нее такой сделался испуганный вид, что вот, люди добрые, смотрите: родные отец и мать сейчас утопят дочку. И она пяткой поискала и нашла дно, оперлась и только тогда немного успокоилась, лицо стало чуть поровней, не такое несчастное. И она позволила себя поливать, но все-таки еще сомневалась, вдруг папа даст ей захлебнуться... И я тут вовремя подсунулся под мамин локоть и дал Ксеньке свой палец и, видно, угадал, сделал, что надо было. Она за мой палец схватилась и совсем успокоилась. Так крепко и отчаянно ухватилась девчонка за мой палец, просто как утопающий за соломинку. И мне стало ее жалко от этого, что она именно за меня держится, держится изо всех сил своими воробьиными пальчиками, и по этим пальцам чувствуется ясно, что это она мне одному доверяет свою драгоценную жизнь и что, честно говоря, все это купание для нее мука и ужас, и риск, и гроза, и надо спасаться: держаться за палец старшего, сильного и смелого брата. И когда я обо всем этом догадался, когда я понял, наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить.
(Из книги: Драгунский В. Двадцать лет под кроватью: Сборник рассказов. М.: Стрекоза, 1997)
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!