Родительское собрание «Эстетическое воспитание ребенка в семье», 3 класс

Разработка родительского собрания для 3 класса. Тема: «Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека»

Кем бы ты ни был, жизнь твоя должна быть духовно богатой, ты должен видеть прекрасное и уметь любоваться им.

Г. Титов

Баня и урок - бесполезны, если они не смывают грязи и после них человек не становится чище.

Аристон

Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения и страсти истребления себе подобных.

Л.Н. Толстой

Цели: способствовать эстетическому воспитанию детей.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка; продемонстрировать родителям достигнутые успехи учащихся во внеклассной и учебной деятельности.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Провести анкетирование учащихся (приложение 1).

Подготовить выставку ««Красота своими руками» (рисунки, изделия детского прикладного и технического творчества).

Собрать данные о посещении кружков, секций, школ искусств, составить сводную таблицу.

II. Этап педагогического всеобуча

1. Выступление учителя

Классный руководитель. Сегодняшнее родительское собрание мы посвящаем эстетическому воспитанию ребенка. Эстетическая культура является одной из составляющих общей культуры личности.

Но в последнее время родители не видят необходимости в этом, ставя во главу угла интеллектуальное развитие ребенка. Современная ситуация в сфере образования сыграла в этом значительную роль. С одной стороны, появилась возможность с раннего детства, определив способности и склонности ребенка, отдать его учиться именно в ту школу, где он будет иметь возможность развиваться. Разнообразие же учебных планов и программ позволяет родителям сделать выбор - куда отдать учиться ребенка. Есть школы-гимназии, математические лицеи, школы с художественно-эстетическим и спортивным уклоном и т. д. С другой стороны, внедрение в образование рыночных отношений, сокращение бюджетных мест в вузах, появление платных образовательных услуг привело к тому, что родители уже с первого класса нацелены на то, чтобы дать ребенку максимум знаний.

«Будешь много знать, поступишь в хороший институт. Получишь престижную профессию, будешь много зарабатывать», - с первого класса внушается школьнику. Это, конечно, так. Но что получается на практике? Стремясь «заложить» в ребенка как можно больший багаж знаний, родители записывают его к многочисленным репетиторам, на дополнительные платные занятия по математике, английскому языку, информатике и т. д. Все меньше родителей стремятся дать ребенку дополнительное образование: музыкальное, хореографическое. «Мы не хотим, чтобы наш ребенок стал нищим художником», - рассуждают они. Давайте посмотрим, сколько детей в нашем классе занимаются в кружках, секциях, получают дополнительное образование, а сколько - посещают дополнительные занятия по учебным предметам в школе и у репетитора (см. приложение 2).

Как видно из таблицы,...% детей в нашем классе получают дополнительное эстетическое образование. А число детей, посещающих дополнительные занятия по предметам, составляет ...%.

Может быть, действительно в век научно-технического прогресса, информатизации нет необходимости в эстетическом образовании и воспитании детей? Давайте понаблюдаем, как решалась эта проблема в истории человеческой цивилизации.

Еще древние греки заметили удивительные свойства искусства поучать развлекая. Может быть, поэтому мы, как и наши дети, бессознательно, открывая книгу, учебник, начинаем изучать материал, исследуя иллюстрации. В Древней Греции наука, искусство и ремесло преподавались в школах как равнозначные науки. Сам Аристотель считал, что наука и искусство должны объединяться во всеобщей мудрости в процессе воспитания и обучения человека.

В эпоху Возрождения единство науки и искусства также подарило человечеству яркие созвездия универсальных гениев, проявивших свои таланты и в технике, и в науке, и в искусстве. Олицетворением этой многогранной гениальности служит образ Леонардо да Винчи - итальянского живописца, скульптора, архитектора, теоретика искусств, математика, механика, гидротехника, изобретателя, анатома и биолога. Не менее бессмертные памятники воздвигло единство науки и искусства таких титанов эпохи Возрождения, как Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Шекспир, Бэкон, Коперник, Галилей.

В XVIII в., «веке разума», появились и расцвели такие универсальные таланты, как Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер, И. Кант, М.В. Ломоносов. XIX век, уходя, дарит миру последнего «универсального» гения - И.В. Гете - философа, поэта, физика, биолога, метеоролога. Гете гениально предвидел проблему, ставшую актуальной в XX в.: чтобы наука приносила людям пользу, а не разрушала окружающий мир, природу, душу человека, она должна укрепить свои связи с искусством, цель которого - нести разуму добро и красоту.

Неоспорима и воспитательная функция искусства. Оно учит нас сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, даже если они жили задолго до нашей эры. Эстетическое значение искусства заключается в том, что человек, наслаждаясь тем или иным произведением, испытывает радость, удовольствие от этого. Прекрасное служит не только духовному возвышению общества, но и дает возможность каждому конкретному индивиду понять себя и познать в себе то, что без помощи искусства он не заметил бы и не понял.

Проблемами искусства занимались такие представители точных наук, как А. Энштейн, А.Д. Сахаров, С.П. Королев, математик О. Шпенглер и другие ученые. Почему? Что пытались увидеть, понять в искусстве уже востребованные в науке люди. Возможно, они понимали, что только искусство способно решать самые разнообразные духовные и социальные задачи при стремительном движении прогресса. Подобно науке, искусство служит средством познания окружающего мира, является средством общения людей, говорящих на разных языках и имеющих противоположные порою точки зрения.

А как обстояло дело с эстетическим воспитанием в нашей педагогике? Среди средств воспитания, по мнению педагога В.А. Сухомлинского, воспитание красотой стоит, быть может, на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, учится сопереживать и сочувствовать, а значит, становится воспитываемым. Сухомлинский в своей Павлышской школе сначала учил чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводил воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Эти составляющие эстетического воспитания невозможны одна без другой. Уже самые маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. А научить любить, по Сухомлинскому, можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой - значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком - значит стремиться к такому же красивому поступку. Любоваться произведениями искусства - значит бережно к ним относиться и стремиться самим создавать прекрасное.

Ни в чем взрослым не приходится быть такими терпеливыми, как в воспитании чувства красоты природы. Научить ребенка радоваться первому снегу, весеннему первоцвету, пению птиц - все это надо делать постепенно, терпеливо и постоянно. Выезжая с сыном или дочкой на пикник, наблюдайте мир живой природы вокруг. Покидая стоянку, учите его оставлять после себя порядок. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.

От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в младшем школьном возрасте. Приобщение ребенка к красоте художественного образа, художественного слова, попытки самостоятельного творчества научат его видеть прекрасное в природе, человеке и его поступках, окружающем мире без лишних комментариев, назиданий. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывают музыка и песня. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Многолетний педагогический опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классики улучшается рост растений, она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика - это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только ее «история» уходит корнями в глубокую древность. А вот что касается некоторых современных направлений, многие из них воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. Из этого можно сделать вывод, что следует с особым вниманием выбирать музыку, которую слушают дети.

2. Обмен мнениями

- А какую музыку слушают дома ваши дети? Благотворно ли она влияет на их психику, эмоции? Играет она воспитательную или развлекательную роль?

(Организуется обмен мнениями, обсуждение, делаются выводы.)

Итак, общение с искусством - одна из самых больших радостей жизни. Искусство надо знать и понимать, но этого мало. Оно должно приносить еще и радость, и первая и самая трудная задача взрослых - вызвать у ребят чувство наслаждения, потребность любоваться природой и художественными произведениями.

3. Знакомство с результатами исследования

В семье должно стать традицией посещение выставок, музеев, концертов, спектаклей. Часто у взрослых на это не хватает времени, и они отдают эту функцию школе. Но совместные просмотры и обсуждение спектаклей, концертов всей семьей дадут гораздо больший воспитательный эффект, т. к. родители в младшем школьном возрасте являются для детей самым главным авторитетом.

Чтобы узнать, какая роль в семье отводится эстетическому воспитанию в нашем классе, мы провели среди учащихся анкетирование и составили сводную таблицу (приложение 1).

Как видно из данных,... % семей посещают выставки,... % семей ходят на концерты, ... % семей выезжают на природу,... % семей вместе ходят на спектакли. Мечтают сходить всей семьей на спектакли ... %, в музей ... %, на выставку ... %. Как видите, нам есть о чем задуматься, что для себя решить.

Любование, наслаждение прекрасным перерастает в желание жить по законам красоты. Это очень хороший стимул для воспитания любви к труду. «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное»,- пишет Сухомлинский. Ребенка 7-11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, легко вовлечь в активный труд. В младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников должна быть в то же время деятельностью эстетической (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Посмотрите, чем любят заниматься наши дети на уроках труда, дома, в клубах. К собранию мы организовали выставку «Красота своими руками».

4. Просмотр выставки детских работ

- Какие детские работы вам понравились больше всего? Кого из детей можно было бы наградить за победу? Какие номинации вы бы учредили? (Ответы родителей.)

- Как видите, дети любят заниматься творчеством, многое умеют, у них есть способности к разным видам искусства. Значит, необходимо поощрять эту деятельность детей, способствовать развитию этих способностей. Подумайте, как этому можете способствовать вы? (Высказывания родителей.)

Большую роль в эстетическом воспитании педагоги отводят трудовому воспитанию в семье. Это могут быть разные виды деятельности: работа на приусадебном участке, ремонт квартиры, уход за комнатными цветами, даже генеральная уборка в квартире. Не освобождайте ребенка дома от выполнения домашних обязанностей в угоду дополнительным занятиям. Пусть он вместе с вами получит наслаждение от того, как чисто и уютно стало в квартире после уборки, как заблагоухали цветы после ухода за ними. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

III. Подведение итогов

- Итак, из каких взаимодействующих частей состоит эстетическое воспитание? (Ребенок должен уметь чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и красоту человека, его труда, его поступков и жизни.)

- Какие проблемы, поднятые на собрании, заставили вас задуматься, переосмыслить свое отношение к эстетическому воспитанию?

- К чему вы должны относиться внимательнее в организации воспитательного процесса в семье?

- Какие мероприятия в классе будут способствовать эстетическому воспитанию?

(Высказывания родителей.)

Возможное решение собрания

1. Уделять более серьезное внимание эстетическому воспитанию в семье: чаще выходить вместе на выставки, в музеи, на концерты и т. п.

2. Вместе путешествовать, ходить в походы.

3. Найти резервы в учебном режиме ребенка для посещения кружков, школы искусств и т. п.

Приложение 1

Анкета для детей

1. На какой концерт в последний раз ходила ваша семья?

2. Ходите ли всей семьёй на выставки? На какую экспозицию вы ходили в последний раз.

3. Какой музей в нашем городе (селе) вы посетили всей семьёй?

4. Выезжая во время отпуска всей семьёй в другой город, ходите ли вы в музеи? Какой музей тебе запомнился?

5. Читаете ли вы книги всей семьёй? Какую книгу читали тебе родители в последний раз?

6. На какой художественный фильм вы ходили всей семьёй?

7. Любите ли вы ходить в походы всей семьёй?

8. Куда бы тебе хотелось сходить вместе с родителями?

Сводная таблица

Посещают выставки

(кол-во)

Посещают музеи

(кол-во)

Посещают концерты

(кол-во)

Выезжают на природу

(кол-во)

Куда бы хотели сходить дети

(ответы детей)

         

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности

Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса

Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Нет комментариев. Ваш будет первым!