Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Форма проведения: семинар-практикум.
Задачи собрания:
1. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
2. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; составление памяток для родителей; подготовка карточек для групповой работы родителей.
Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика и садятся за стол, где есть такое же изображение. С учетом использования методического приема «Старая сказка на новый лад» можно использовать изображения сказочных героев.
Введение в тему собрания
Для введения родителей в тему собрания используется методический прием «Старая сказка на новый лад». Это позволит создать доверительную атмосферу.
Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает — и вдруг вспомнила: а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится...
Задание для творческих групп родителей: продолжить сказку, составив 1—2 предложения.
Вступительное слово педагога:
— Учеба в школе, выполнение домашних заданий — серьезный труд. Что такое домашнее задание — известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача — приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, так как учеба — это главный труд школьника.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Групповая работа: игра «Ваше мнение»
Каждая группа родителей получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем обосновать свою точку зрения на предложенную проблему.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу:
Если родители помогают | Если ребёнок предоставлен сам себе |
1. 2. |
1. 2. |
Эту таблицу родители должны представить, комментируя свое задание.
(Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.)
Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?
(Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку было понятно, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить; найдите, за что можно ребенка похвалить.)
Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
(Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
■ на строчку, где допущена ошибка;
■ на слово с ошибкой.
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
(Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.)
Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет — постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждают и отвечают)?
(Решение. До тех пор пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.)
Анализ анкетирования учащихся
Перед родительским собранием учитель проводит анкетирование учащихся.
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
— да;
— нет.
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
— 1 час;
— 2 часа;
— 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): __________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
— да;
— нет.
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой? ______________
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще? ___________
Педагог проводит анализ анкет, строит диаграммы, обобщает ответы на вопросы 3, 4, 6 и 7.
Перед анализом анкетирования учащихся учитель может предложить каждой группе родителей продолжить следующие предложения, аналогичные вопросам детской анкеты:
■ У нашего ребенка есть специальное место, где он ...
■ Самостоятельно справляется с ...
■ Готовит с трудом...
■ Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в ...
■ Когда ребенок учит уроки, мы ...
■ Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то ...
После ответов родителей педагог предлагает познакомиться с ответами детей на аналогичные вопросы.
Практические рекомендации родителям
Учитель предлагает родителям познакомиться с практическими рекомендациями, которые помогут детям запомнить большой по объему текст.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
1. Ключевыми называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П — просмотри текст (бегло);
2П — придумай к нему вопросы;
ЗП — пометь карандашом самые важные места;
4П — перескажи текст (используя ключевые слова);
5П — просмотри текст повторно.
Распечатанные рекомендации, которые можно раздать родителям.
Общие рекомендации по самоподготовке:
■ приступать к домашней работе нужно в точно установленное время;
■ прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
■ приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
■ старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
■ о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
■ забыл правило — постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
■ начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
■ внимательно прочитай задание;
■ повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
■ после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
■ ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
■ посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
■ прочитай задание по учебнику;
■ выдели основные части, главные мысли текста;
■ прочитай задание вторично;
■ составь план прочитанного;
■ расскажи по плану;
■ повтори рассказ;
■ следи за интонацией, темпом речи;
■ не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач:
■ прочитай внимательно задание, если не понял содержания — прочитай еще раз, подумай;
■ повтори условия задачи и ее вопросы;
■ подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
■ подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
■ подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
■ проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
■ внимательно прочитай задание;
■ подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
■ если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
■ выполняя задание, сверяйся с правилами;
■ проверь работу;
■ если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
■ прочитай текст;
■ если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
■ если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
■ перечитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
■ прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
■ списывай, диктуя себе по слогам;
■ проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Памятка «Садимся за уроки»
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
6. Убери со стола все лишнее.
7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…
Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать, на примере аналогичной задачи.
3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно — и по ролям.
4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
5. Окружающий мир — не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители!
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
13. Покупайте ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Подведение итогов. Рефлексия
Для подведения итогов и проведения рефлексии можно использовать методический прием ХИМС.
Каждый участник родительского собрания получает листок с вопросами и отвечает на них:
X орошо ______________
И нтересно _____________
М ешало _____________
Возьму С собой ____________
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Нет комментариев. Ваш будет первым!