Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С ее помощью можно развивать у детей познавательную активность, интерес к учению, формировать исследовательские умения, развивать любовь к книге, чтению.
Формами сотрудничества библиотеки (библиотекаря) и классного коллектива могут быть:
• беседы;
• экскурсии в школьную библиотеку и библиотеки города;
• викторины;
• конкурсы;
• библиотечные уроки;
• КВН;
• библиотечные классные часы;
• устные журналы;
• библиотечные вечера.
Интересной и полезной формой сотрудничества классного руководителя и школьной библиотеки является проведение в классе конкурсов:
• знатока русской поэзии;
• самого читающего ученика;
• книжного полиглота;
• самого внимательного читателя;
• знатока программных произведений;
• лучшее подражание автору художественного произведения;
• знатока исторической литературы;
• знатока литературных и книжных жанров;
• на самого внимательного читателя.
В конце учебного года школьная библиотека может наградить книгами, грамотами и призами ребят класса, которые много читают, помогают в ремонте книг, работают много и постоянно в читальном зале.
Полезной формой работы библиотеки является день открытых дверей. Это значит, что ученики могут не только взять интересующую их книгу, но и могут заглянуть в книжное хранилище, полистать книги, получить ответ на интересующий их вопрос или проконсультироваться у библиотекаря о том, где можно найти книгу, которой нет в библиотеке.
Не менее интересной может быть выездная книжная выставка в классе, когда школьный библиотекарь знакомит с новинками художественной литературы, новыми поступлениями, рекомендует учащимся периодические издания, которые необходимо читать регулярно.
Хорошей традицией школы и класса может стать выпуск библиотечного листа, который готовят учащиеся — помощники библиотекаря. В школьном коридоре вывешивается лист, на котором располагаются три колонки.
Кто читает |
Что читает |
Может поделиться... |
|
|
|
Этот лист можно назвать Библиомания. В лист помещены фамилии ребят, учителей, которые читают много книг, берут их в библиотеке и имеют дома. Из этого листа можно узнать, чем интересуются педагоги, учащиеся, кто может дать почитать книгу, которую давно ищешь, но не можешь найти. Это стимулирует читательский интерес учащихся, дает возможность убедиться, что читающих людей гораздо больше.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. Для того чтобы библиотечные уроки в классе были проведены, классный руководитель должен познакомиться с планом работы школьной библиотеки и с планированием библиотечных уроков в школе. Темы таких уроков могут предлагаться библиотекарем школы. Классный руководитель вносит предложения, исходя из запросов учащихся и потребностей класса.
Темы библиотечных уроков:
1. Научно-познавательная литература библиотеки.
2. Энциклопедии, словари, справочники — где, что и как искать.
3. Структура книги.
4. О чем могут рассказать указатели и каталоги.
5. Как работать со справочной литературой.
6. Как работать со словарем иностранных слов.
7. О создателях словарей.
8. Методы самостоятельной работы с книгой.
9. Как делать выписки и составлять список литературы.
10. Литературоведческие источники.
11. Я пишу доклад...
12. Как пользоваться научно-справочным аппаратом книги.
Школьный библиотекарь должен помочь классному руководителю в подготовке тематических классных часов, которые развивают интерес к изучению учебных предметов.
Так, в конце учебного года уместно проводить в 5-7 классах традиционный час «Тайны школьных учебников», знакомящий с произведениями, которые будут в программе следующего года, а также обращающий внимание учащихся на книги из серии «Жизнь замечательных людей». Это позволит учащимся заранее обратить внимание на темы учебников, которые будут изучаться в курсе отдельных предметов, и заранее подготовить дополнительную литературу по этим темам.
Темы библиотечных классных часов
5 класс
1. По страницам произведений А.С. Пушкина.
2. Великие путешественники и их открытия.
3. Русские поэты о родной природе.
4. Любимые книги и их герои.
6 класс
1. Люди, подарившие миру книгу.
2. Книги и их авторы.
3. Книжная азбука.
4. Мир приключений в книгах.
7 класс
1. Истории, которые претерпела книга на пути к читателю.
2. Моя настольная книга.
3. Из жизни замечательных авторов.
4. Как работать с книгой в библиотеке.
8 класс
1. Писатели — лауреаты книжных премий.
2. Научно-популярные книги. Чем они интересны?
3. Книги, без которых было бы грустно жить.
4. Мой любимый автор.
9 класс
1. Писатели-фантасты.
2. Книжные предпочтения моей семьи.
3. Энциклопедии и словари на моем столе.
4. Что я ищу на книжной выставке.
Направления воспитательной работы в школе по ФГОС
Оценка результатов внеклассной работы с учащимися
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!