Повысить эффективность проведения родительского собрания можно за счет использования определенных методических приемов, которые помогут создать ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приведет к снижению напряженности родителей и педагога. Эти приемы позволят классному руководителю вовлечь родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов и предоставят возможность родителям поделиться собственным опытом.
В основе приемов лежат активные методы работы, которые позволяют превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Методические приемы можно сгруппировать в зависимости от этапов родительского собрания, на котором они могут быть использованы:
■ мотивационный этап;
■ диагностический этап;
■ основной этап — изучение теоретической информации;
■ отработка практических навыков;
■ заключительный этап — рефлексивный.
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. Метафора, как известно, — это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет действовать не напрямую, «в лоб», а достучаться до сознания человека, избегая защитных механизмов. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков-метафор, предложенный педагогом-психологом С. Цветковой в статье «Вопросы воспитания в картинках» журнала «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд не связанного с темой родительского собрания. Однако в ходе рассуждений к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке как ничто другое олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот несколько примеров, которые можно использовать:
✓ Рисунок-метафора «Губка»
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках» родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
Но, придя на родительское собрание, родители стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать знания по теме), не желая выглядеть некомпетентными в вопросах воспитания, боятся ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Поэтому эффективнее, как показала практика, сначала активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку-метафоре.
Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести рассуждения родителей), которые можно использовать на родительском собрании по теме «Воспитание личным примером»:
— Что изображено на картинке?
— Губка (родители).
— Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое свойство характерно для нее?
— Она хорошо впитывает жидкость {родители).
— Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
— Губка станет синего цвета (родители).
— А если мы вольем в губку красную жидкость?
— Губка станет красной (родители).
— А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
— Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
— В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
Родители высказывают собственные предположения.
— Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
— Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
Родители высказываются.
— Конечно же, этот принцип — воспитание собственным примером.
Вот еще несколько примеров метафор и сопроводительных текстов к ним:
✓ Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема — необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
— Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.
— Замок (родители).
— Правильно, замок. Какой это замок?
— Замок как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
— Замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
— Ключ (родители).
— Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
— Нет (родители).
— Возможно, в этой связке даже нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания?
— Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).
— Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
— Да, возможно (родители).
— Конечно же, возможно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, так как их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
✓ Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема — возрастной кризис, например кризис 7-ми лет).
— Для того чтобы лучше понять, почему же наступает кризис семи лет, я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?
— Скорее, да (родители).
— Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?
— Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).
— Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе семи лет.
✓ Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема — отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
— Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
— На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).
— С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
— Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречащие одно другому требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра — другое, послезавтра — третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слаженно, сообща, двигаясь к одной цели — гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания — согласованное, последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, так как всегда знает, как поступят его родители.
✓ Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема — подготовка ребенка к школе).
— Что изображено на рисунке?
— Рюкзак (родители).
— Зачем человеку может понадобиться рюкзак?
— Для того, чтобы пойти в поход {родители).
— Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
— Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе {родители).
— Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях — и наша жизнь в походе?
— Да (родители).
— Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно — упустит что-то, понадеявшись на случай; третий — перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.
У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?
Родители высказывают свои предположения.
Рюкзак в нашем случае — это ребенок. А поход — предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь: от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе — особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что- то или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие — пострадает успеваемость.
Противоположная ситуация, когда родители стараются «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе как можно больше всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, он становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь он и так умеет писать и читать).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял: легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда юноша смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Не менее эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам восточных притч, с последующим их обсуждением, которые можно найти на Youtube, например: «Все оставляет след», «Индивидуальный подход», «О материальности мыслей», «Все познается в сравнении», «Не слушайте мнения окружающих», «Все в твоих руках» и др.
Главную мысль родительского собрания могут отражать мудрые изречения философов, цитаты писателей, которые классный руководитель размещает на доске, на тематическом стенде к родительскому собранию или на памятках для родителей, которые они получают к собранию.
Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У кого-то из родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
Поэтому появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие:
■ Признаки агрессивности.
■ Признаки импульсивности.
■ Признаки тревожности.
■ Готовность ребенка к школе.
■ Стили воспитания в семье и др.
Для того чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку на то, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями затрагиваемой проблемы. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации. Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»),
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности первоклассника». Ключевое понятие: «Первоклассник». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (см. рис.):
Кластер по теме «Психологические особенности первоклассника»
Учитель обобщает все сказанное родителями: «Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.». После этого можно дать рекомендации родителям, как помочь ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях и преодолеть возникшие трудности в школьной жизни.
Другим не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами К. К. Лютовой и Г. Б. Мониной для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка (рис.), например, агрессивного (тема родительского собрания — «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).
Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка — описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения.
Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.
Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос: как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает: простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.
Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций педагог ненавязчиво дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо создавать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях.
Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы». Этот прием основан на «Вредных советах» Г. Остера, где даются рекомендации (вернее — антирекомендации), следование которым может существенно ухудшить положение дел.
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с первоклассником, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с сыном (дочерью). Пример дан в таблице.
Вредные советы, или Как нельзя вести себя с первоклассником
Вредные советы, или Как нельзя вести себя с первоклассником |
Негативные |
Полезные советы, или Как надо вести себя с первоклассником |
Не обращайте внимания на неудачи ребенка, не всегда стоит поощрять его старания и усилия |
|
|
Не стоит серьезно относиться к школьной жизни вашего ребенка, ведь это только 1-й класс |
|
|
Наказывайте ребенка за неудачи в учебе, ругайте и отчитывайте его |
|
|
Не надо оказывать эмоциональную поддержку вашему ребенку, она может снизить его самооценку и уверенность в себе |
|
|
Старайтесь ограничивать самостоятельность ребенка, при любой возможности старайтесь сделать все за него |
|
|
Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в общении и воспитании ребенка; поможет им выбрать более оптимальную стратегию общения, основанную на психолого-педагогических законах.
Много интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий построения взаимоотношения родителей с детьми можно найти в сборнике К.К. Лютовой и Г.Б. Мониной «Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» (СПб: Речь, 2010)
(рефлексивный этап родительского собрания)
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре — прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Можно использовать и другие методические приемы, которые позволят понять педагогу, насколько эффективно было родительское собрание и достигнуты ли поставленные цели. Вот некоторые методические приемы:
✓ Солнце и тучки
Каждому родителю выдаются вырезанное солнце и тучка. На лучиках солнца надо написать, что было продуктивного в работе (узнал новое для себя, интересно пообщался с другими родителями, учителями и т.п.), а на тучках можно написать, что было отрицательного или негативного (было душно, много не нужного, устал, неинтересно и т.п. )
Далее все вывешивается на стенд — Небо родительского собрания. Итог сразу понятен — какое небо, солнечное или его затянуло тучами.
✓ Все у меня в руках
Каждому родителю, участнику собрания выдается вырезанная ладонь (возможно, это ладошка их ребенка). По итогам работы просят написать на пальцах продолжение фразы:
Большой палец: я узнал полезную информацию о ______________
Указательный палец: даны конкретные рекомендации по ______________
Средний палец: мне не понравилось ______________
Безымянный палец: психологическая атмосфера ______________
Мизинец: мне не хватило ______________
✓ ХИМС
Каждый участник родительского собрания получает листок с вопросами и отвечает на них:
X орошо
И нтересно
М ешало
Возьму С собой
✓ Мой компьютер
На передвижной стенд (или на классную доску) крепится лист ватмана, на котором нарисован контур компьютера: процессор, монитор, клавиатура, мышка. У каждого участника родительского собрания листочки четырех цветов. Педагог просит написать и приклеить на соответствующую составляющую:
Монитор — что нового узнал;
Клавиатура — что пригодится на практике;
Процессор — что понял;
Мышка — эмоции.
✓ Уборка в доме
На передвижном стенде (или на классной доске) крепятся три листа ватмана, на которых нарисованы чемодан, мусорная корзина и мясорубка.
Каждый родитель получает три листочка, на первом из которых он пишет: что полезное он приобрел и возьмет с собой и будет использовать после родительского собрания. Это будет крепиться на изображение чемодана. Что пустое и не нужное было на собрании, — это крепится на мусорную корзину. Что еще надо обдумать, переварить, пока не готов использовать, но полезно, — крепится на изображение мясорубки.
✓ Мухомор
На передвижном стенде или на классной доске размещают лист ватмана, где нарисован круг, разделенный на сектора. Около каждого сектора записываются вопросы по теме родительского собрания:
— предложенная теория;
— психологическая атмосфера;
— предлагаемые практические материалы;
— возможность Задавать вопросы;
— и т.д.
Родителям предлагается дать оценку родительского собрания: нарисовать или приклеить кружок в данный круг — чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру (попадание в цель).
Хорошо, если родители будут собирать памятки, которые педагог им предлагает на родительских собраниях. Можно использовать методический прием «Портфельчик с полезностями».
Каждому родителю, пришедшему на родительское собрание, выдается так называемый «Портфельчик» и предлагается заполнить его в течение родительского собрания разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания можно акцентировать внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе родительского собрания, а также рекомендовать не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше, на каждом собрании.
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Конспект родительского собрания в 1 классе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!