Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно- воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Они являются важным педагогическим инструментом в руках педагога.
Характеристика различных видов родительских собраний представлена в таблице.
Родительские собрания в школе делятся на два основных вида: общешкольные и классные.
Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель таких собраний — знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Вид |
Краткая характеристика вида |
Установочное |
Информирование родителей по значимым вопросам: об итоговой аттестации учащихся, о введении школьной формы и др. |
Аналитическое |
Знакомство с аналитическими материалами: итоги успеваемости за определенный период причины пропусков занятий и др. |
Консультативное |
Консультирование по различным вопросам: профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул и др. |
Чрезвычайное |
Проводится по поводу какой-либо чрезвычайной или конфликтной ситуации. Это коллективный совет взрослых людей, собравшихся, чтобы решить проблему |
Совместное |
Проводится совместно с детьми (особенно с подростками и старшеклассниками) для планирования деятельности по какому-то принципиальному вопросу, например: участие в социальной акции, открытие в школе нестандартных центров образования и т.д. |
Отчетное |
Представление родителям отчетов о проделанной работе, например: результатов творчества учащихся: театральные постановки, проекты, прикладные умения и др. |
Информационно - |
Посвящено рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением |
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель классных родительских собраний — обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Обычно классные родительские собрания проводятся один раз в четверть (триместр), при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На собраниях анализируют учебные достижения учащихся, характеризуют их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Любое родительское собрание условно делится на три части:
— вступительная;
— основная;
— заключительная.
Структура подготовки к родительскому собранию включает в себя следующие моменты:
1. Определение цели.
2. Изучение научно-методической литературы.
3. Проведение микроисследований.
4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
5. Выбор формы приглашения родителей.
6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.
7. Оборудование и оформление помещения для собрания.
Педагогу следует помнить:
■ родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
■ тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
■ собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
■ собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Особое внимание следует уделить приглашению родителей на собрание. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно — можно записать ее в дневниках учеников, позвонить или отправить письма электронной почтой, через электронный дневник. Особенно необходимо обратить внимание на те семьи, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках или пришлют сообщение через электронный дневник, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то предупредят об этом заранее классного руководителя. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Классному руководителю можно дать несколько рекомендаций по проведению родительского собрания:
■ Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
■ Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
■ Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
■ Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
■ Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
■ Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
■ Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
■ Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
■ В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
■ Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
■ Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Классному руководителю не стоит:
■ Осуждать отсутствующих родителей.
■ Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
■ Давать негативную оценку всему классу.
■ Переоценивать значение отдельных предметов.
■ Избирать для общения назидательный тон.
Осмысление итогов родительского собрания для классного руководителя является важным моментом рефлексии его педагогической деятельности.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
■ явка родителей, причины отсутствия;
■ персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
■ вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.
Вот некоторые секреты успешности родительского собрания:
✏ Уделите внимание приглашению на родительское собрание: оформлению приглашения, интересному и интригующему названию.
✏ Продумайте расстановку мебели в кабинете, где будет проходить родительское собрание. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
✏ Подготовьте визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
✏ Используйте разнообразные формы проведения родительских собраний, особенно в начале обучения 1-х классов, например: разговор за чашкой чая.
✏ Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.
✏ Умело определите день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.).
✏ Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама...».
✏ Используйте групповые формы работы родителей, игровые элементы.
✏ Опирайтесь на опыт, мнения авторитетных родителей.
✏ Желательно заканчивать собрание принятием конкретного решения.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных — важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют своего ребенка. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе
Конспект родительского собрания в 1 классе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Нет комментариев. Ваш будет первым!