Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка»; карточки с заданием; кроссворд, оформленный на плакате.
I. Сообщение темы занятия.
- Дано научное определение одному явлению в русском языке. Вот оно. Кто знает, что это такое?
«Единица речи, идиома, выполняющая функцию отдельного слова, устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов (например: «дать сдачи» - ответить ударом на удар)».
- А что это такое, вы узнаете, отгадав кроссворд, и первые буквы этого кроссворда «скажут» вам, что это такое.
1. Наука о звуках. (Фонетика.)
2. Наш родной язык. (Русский.)
3. Устаревшее слово. (Архаизм.)
4. Знак пунктуации. (Запятая.)
5. ... и множественное число. (Единственное.)
6. Часть слова, служащая для связи слов в предложении. (Окончание.)
7. Словарный состав языка. (Лексика.)
8. Разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка. (Омонимы.)
9. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. (Грамматика.)
10. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив.)
11. То, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха. (Звук.)
12. Минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, постфикс). (Морфема.)
- Тема сегодняшнего занятия - фразеологические сочетания или фразеологизмы.
II. Основная часть.
1. Понятие о «фразеологическом сочетании».
Фразеологизм - свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным значением.
Например: нам нужно выразить определённую мысль о том, что этот человек «никакой», «неинтересный», «невыразительный». Но тут мы вспоминаем, что есть готовый оборот, выражающий эту мысль, «ни рыба, ни мясо», точно передающий задуманное определение. Это и есть фразеологическое сочетание или фразеологизм.
Каковы же отличия фразеологизма от свободного словосочетания?
Прежде всего, мы не собирали его из отдельных слов, а воспроизвели сочетание «целиком».
Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:
■ Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».
■ Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
■ Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».
■ Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».
Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Фразеологизм легко заменить одним словом: как пить дать — наверняка.
2. Знакомство со словарём.
- Перед вами «Школьный словарь фразеологических сочетаний русского языка» В. П. Жукова, в котором собраны фразеологические сочетания, которые используются в устной литературной речи и в художественной, научно-популярной литературе. В словаре автор раскрывает не только значение фразеологизмов, но и показывает, как следует использовать их в речи.
В словаре С. И. Ожегова вы также найдёте устойчивые сочетания и их объяснение.
- Хотите, чтоб все слушали вас, затаив дыхание? Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!
3. Упражнение в использовании фразеологизмов в речи.
1) Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.
а) Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить уже пора.
Только я хотел уж собираться,
Как ему взбрело ... (на ум) купаться
По дороге передумал он,
Потащил меня на стадион.
- Что ты, - закричал я, -
В самом деле!
У тебя семь ... (пятниц на неделе).
б) Глеб у доски повесил ... (нос),
Краснеет до корней ... (волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь ... (землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши ... (бил) с утра?
2) Конкурс «Весёлые картинки».
Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?
Ответы:
1) как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк);
2) брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного);
3) сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу);
4) заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой).
3) Работа в парах.
Найти фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключения Кроша». Объяснить их значение.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:
- Надо быть выше собственной обиды.
Шмаков Пётр проворчал:
- Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал:
- За глаза? Ни за что!
Проверка.
• Выходить из себя {терять самообладание).
• Козёл отпущения {человек, на которого сваливают все грехи).
• Кипел от негодования {сердился, злился).
• Остаться в дураках {остаться в глупом положении).
• За глаза {заочно, в отсутствии человека).
• Ни за что {никогда).
4) Определить, из каких произведений взяты тексты. Подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их смысл. Работа выполняется в группах.
1-я группа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть.
И. Крылов
2-я группа.
- Эх, эх, - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
И. Крылов
3-я группа.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
А. Пушкин
4-я группа.
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки. А я им: у-х!
Живей, зверишки!
Н. Некрасов
Ответы:
• По пальцам перечесть (об очень небольшом количестве кого- или чего-нибудь: назвать, перечислить).
• Духу придаёт (вселяет бодрость, уверенность).
• Белены объелась (совсем обезумела, перестала соображать).
• Во весь дух (изо всех сил).
5) Даны несколько фразеологических единиц с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена тильдой (~). Отгадайте все выражения и составьте с ними предложения. Работа выполняется по группам.
1-я группа. Как ~ой сняло. Из ~ вон (плохо). Сбыть с ~. Мастер на все ~и. Сидеть сложа ~и. Золотые ~и. ~а об ~у. (Рука.)
2-я группа. Толочь ~у в ступе. Как в ~у канул. Решетом ~у носить. Тише ~ы, ниже травы. Много ~ы утекло. Выйти сухим из ~ы. (Вода.)
3-я группа. Не в бровь, а в самый ~. На ~ах у кого-либо. ~а разбегаются. ~а на лоб полезли. ~а на мокром месте. Смотреть во все ~а. Смотреть правде в ~а. Бросаться в ~а. Как бельмо в ~у. (Глаз.)
4-я группа. Не~в обиду. ~ волю слезам. ~ себя знать. Не ~ спуску кому-либо. ~ маху. (Дать.)
6) Фразеологизмы в творчестве К. И. Чуковского. Из книги «От двух до пяти».
Как вы понимаете значение устойчивых словосочетаний? Назовите их и подберите близкое по значению слово.
а) Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.
б) Мать говорит дочери после долгой разлуки:
- Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
- А разве, мама, раньше у меня два носа было? - иронически спросила дочь.
в) Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда, где висели стенные часы.
7) К данному ряду синонимических фразеологизмов подобрать слова-синонимы.
Намылить голову, задать жару (перцу), протереть с песком, разделать под орех.
Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.
Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.
Разводить тары-бары, молоть вздор.
Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.
8) Из данных фразеологизмов подобрать синонимы к словам: дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.
Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос, клевать носом.
9) К данным фразеологическим оборотам, включающим в себя конструкцию «глагол + существительное, обозначающее части тела», подобрать слова-синонимы.
Вешать нос (грустить), водить за нос (отказаться), задрать нос (зазнаться), не показывать носа (не появляться), зарубить себе на носу (запомнить).
Прибрать к рукам (присвоить), разводить руками (удивляться), с руками оторвать (раскупить), валиться из рук (не удаваться), отбиваться руками и ногами (драться).
Держать в голове (уме) (запоминать), ходить на голове (шалить), вешать голову (грустить), приклонить голову (приютиться).
Оставаться без ног (уставать), потерять почву под йогами (разувериться), вертеться (путаться) под ногами (мешать), валяться в ногах (умолять).
10) Заменить подчеркнутые устойчивые сочетания слов одним словом-синонимом и указать, какими членами предложения оно является.
Собака рванулась вперед и исчезла из глаз. Раньше ты у нас бывал, а теперь и носа не показываешь. Мальчишки сломя голову мчались к реке. Мы не знали, кого ввести в нашу классную футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот наплакал. Я думал, что город этот находится где-то на краю света. Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не шевельнул.
11) К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Работа выполняется по группам. При затруднении возможно обращение к словарям.
1-я группа. Снег. (Зимой снега не выпросишь, как снег на голову, нужен как прошлогодний снег.)
2-я группа. Масло. (Подлить масло в огонь, как по маслу, масло масляное, как маслом по сердцу.)
3-я группа. Порох. (Пороху не хватает, пороху не нюхал, пороха не выдумает, пороховая бочка, порох даром тратить.)
4-я группа. Капля. (До последней капли крови, всё до капли, капля в море, капли в рот не берёт.)
12) Упражнения на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
а) Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(1. Засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, «усердно, старательно трудиться, работать». 2. Палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением «бездельничать».)
б) Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
Рукой подать - ...
За тридевять земель - ...
Хоть пруд пруди - ...
Повесить голову - ...
Взять себя в руки - ...
С гулькин нос - ...
Воспрянуть духом — ...
Выйти из себя - ...
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; с гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки).
в) Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
4. Мы дружно работали сложа руки.
5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
7. Яшка сломя голову остановился.
13) Упражнения на усвоение школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.
а) Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.
б) Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо).
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные).
С ... нос (голубиный, гулькин).
Делать из ... слона (комара, мухи).
Не в своей ... (чашке, тарелке).
14) Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
а) Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
б) Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
3. Кирилл целый день бездельничал.
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
15) Устойчивые словосочетания заблудились. Подчеркните их и отправьте стрелками в нужное предложение:
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
16) Комплексное задание. (Работа выполняется в парах.)
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?»).
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э. А. Вартаньяну.)
- Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.
- Назовите их. Каково их значение?
- О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Чему научились на занятиях?
- Что было самым интересным?
- Какую роль в речи играют фразеологические сочетания?
Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!