Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Устойчивые сравнения

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе на тему: «Устойчивые сравнения»

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учить правильно употреблять сравнения в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием; кроссворд, оформленный на плакате.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы узнаем об устойчивых сравнениях, которые употребляются в русском языке.

- Как вы думаете, для чего в нашей речи существуют устойчивые сочетания? (Устойчивые сочетания обогащают речь, делают её более выразительной, яркой.)

II. Основная часть.

1. Понятие об устойчивых сравнениях.

- Устойчивые сравнения в русском языке имеют собственное, только им присущее значение, выверенное многовековой практикой всенародного употребления в речи. В образных сравнениях обязательно присутствуют сравнительные союзы как, словно, точно, будто (летит как стрела, стоит как столб).

Наша задача узнать как можно больше таких сравнений, учиться точно использовать их в речи.

Устойчивые сравнения можно найти в толковом словаре С. И. Ожегова.

2. Упражнения, направленные на употребление устойчивых сравнений.

а) По определению узнайте, о каком сравнении идёт речь:

- Двигаться с очень большой скоростью. Мчаться как ... (ветер).

- Очень громко разговаривать, пренебрегая соображениями такта или спокойствием окружающих. Кричать как в ... (лесу).

Очень горячий, обжигающий. Горячий как ... (огонь).

б) Объясните, что означают устойчивые сравнения.

■ Как грибы после дождя. (Возникать дружно, быстро, в большом количестве.)

■ Вертеться как волчок. (Вести себя непоседливо, быть в непрерывном движении.)

■ Как ветром сдуло. (Исчезнуть, убежать неожиданно, мгновенно.)

■ Смотреть как кот на сало. (Смотреть с вожделением, завистью на кого- или что-либо.)

■ Тело точно без костей. (Очень гибкое тело.)

■ Наброситься как коршун. (Набрасываться на кого-нибудь внезапно, стремительно, с большим напором.)

■ Ходить как тигр в клетке. (Беспокойно ходить взад-вперёд в состоянии раздражения.)

в) Соедините линиями устойчивые сравнения:

беззащитный как                                              пчела

трусливый как                                                   волк

голодный как                                                     лиса

храбрый как                                                      медведь

хитрый как                                                         осёл

упрямый как                                                      заяц

неуклюжий как                                                  лев

трудолюбивый как                                            овца

г) Дополните предложения устойчивыми сравнениями. (Работа проводится по группам.)

1-я группа.

- Вы поднимались на колесе обозрения?

- Да. Весь город виден ... (как на ладони).

2-я группа.

- Какой забавный мальчик!

- Да, в этой шубке он неуклюжий ... (как медвежонок).

3-я группа.

- Какая подвижная девочка!

- Даже слишком: весь день прыгает ... (как коза).

4-я группа.

- Любит она поговорить.

- Да, целый день трещит... (как сорока; как пулемёт).

д) Отгадывание кроссворда.

- Дополнив устойчивые сравнения, вы прочтёте ключевое слово.

1. Петь как ... (соловей).

2. Красный как ... (рак).

3. Как ... (аршин) проглотил.

4. Нагрузился как ... (верблюд).

5. Острый как ... (нож).

6. Вольный как ... (ветер).

7. Обрушиться как ... (снег) на голову.

8. Затеряться как ... (иголка) в сене.

9. Одежда висит как ... (мешок).

Ключевое слово: сравнение.

е) Сочинить небольшой рассказ, употребив образные сравнения. Работа выполняется в группах. Можно пользоваться словарём С. И. Ожегова.

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на занятиях?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют устойчивые сравнения?

Рекомендуем посмотреть:

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!