Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:
• к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
• общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
• изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
• изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:
• общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
• жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
• образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
• уровень педагогической культуры родителей;
• авторитет семьи в глазах ребенка;
• степень воспитательного воздействия родителей на ребенка;
• семейные традиции, обычаи и ритуалы;
• положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное). Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Порой родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Не стоит этому удивляться. Часто родительские собрания и встречи превращаются в разбор полетов, на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить: родительское собрание - это в первую очередь обучение родителей с помощью теории и практики. Один из видов практики — это диагностические методики, которые позволяют родителю честно признаться себе в том, что у него хорошо получается в воспитании ребенка, а что требует исправления. Важно, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей.
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
1. Какого вы мнения о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы хотели бы видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок»
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ребенок ведет себя дома?
4. Делится ли с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Методика «Незаконченные предложения»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся, которые дают ответы на одни и те же вопросы; это позволяет определить причины конфликтов.
Результаты анализа ответов можно использовать для подготовки различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Для учащихся
• Школа для меня — это...
• Класс, в котором я учусь, — это...
• Учителя для меня — это люди, которые...
• Мои одноклассники — это...
• Уроки для меня —это...
• Предметы, которые мне нравятся, — это...
• Предметы, которые мне не нравятся, — это...
Для родителей:
• Школа, в которой учится мой ребенок, — это...
• Класс, в котором учится мой ребенок, — это...
• Одноклассники моего ребенка — это...
• Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это…
• Предметы, которые нравятся моему ребенку, — это...
• Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это...
Для изучения традиций и нравственных ценностей семьи можно использовать следующие незаконченные предложения.
Для учащихся
• Я радуюсь, когда...
• Я огорчаюсь, когда...
• Я плачу, когда...
• Я злюсь, когда...
• Мне нравится, когда...
• Мне не нравится, когда...
• Я верю, когда...
• Если у меня хорошие новости, то я...
• Если у меня плохие новости, то я...
• Если у меня что-то не получается, то я...
Для родителей
• Я радуюсь, когда мой ребенок...
• Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
• Я плачу, когда мой ребенок...
• Я злюсь, когда ребенок...
• Мне нравится, когда мой ребенок...
• Мне не нравится, когда мой ребенок...
• Я не верю, когда мой ребенок...
• Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
• Если у моего ребенка хорошие новости, то...
• Если у моего ребенка плохие новости, то...
• Если у моего ребенка что-то не получается, то...
Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
Интересные результаты дают рисуночные методы диагностики на одну и ту же тему, которые можно предлагать выполнить детям и родителям. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
Детям и родителям раздают листы бумаги, на которых нарисованы круги, нужно поместить в них предметы или членов семьи. Члены семьи должны что-либо делать. Это может выглядеть так:
Мама |
|
Папа |
|
Я |
Книга |
|
Газета |
|
Уроки |
Кухня |
|
Диван |
|
Друзья |
Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь прийти детям и родителям к взаимопониманию.
Тест «День рождения в моей семье»
Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часе можно предложить расположить на рисунке в определенной последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в семьях.
Можно также предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.
Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы для размышления могут быть самыми разнообразными. Главное — родители и дети должны быть искренними.
Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) — это...»,
«Мой дом — моя крепость?»,
«Моя будущая семья — какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Тест «Я - родитель, я - приятель?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу, где идет музыкальное шоу. Как вы поступите?
а) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;
б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит;
б) которая отвечает последней моде;
в) которая копирует чью-то прическу;
г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст;
б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;
в) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;
г) следуете своему пониманию стиля.
6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
а) посчитаете это личным делом ребенка;
б) станете подшучивать над его (ее) поступком;
в) признаете, что это стильно;
г) сделаете то же самое.
7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:
а) вы затыкаете уши ватой;
б) уменьшаете громкость;
в) миритесь с увлечением своего ребенка;
г) включаете еще громче.
8. Если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь ему не возражать;
б) признаете его правоту;
в) спорите до полной победы;
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ним за одним столом;
б) оставляете ребят одних;
в) обслуживаете детей за столом;
г) уходите из дома.
10. Ребенок идет на дискотеку:
а) вы идете вместе с ним;
б) вы не разрешаете ему идти;
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;
г) вы ограничиваете его во времени.
11. В общении со своими детьми вы:
а) откровенны;
б) закрыты;
в) сдержанны;
г) открыты.
12. В отношениях со своими детьми вы:
а) ведете себя как приятель;
б) как строгий судья;
в) как друг;
г) как родитель.
Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсуждают каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Определение самостоятельности ребенка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание — определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.
Перечень действий ребенка прилагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ребенок делает самостоятельно |
Ребенок делает только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения |
… |
… |
Перечень действий:
• собирается в школу;
• выбирает себе одежду для школы и для праздника;
• делает уроки;
• определяет, с кем ему дружить;
• готовит еду, если это необходимо;
• убирает квартиру по собственной инициативе;
• ходит в магазин за покупками;
• помогает по дому и на даче;
• приглашает друзей к себе домой;
• определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
• принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
• распоряжается денежными средствами, которые вы ему
• оценивает объективно себя и свои поступки;
• сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
• терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
• помогает в воспитании младших.
Эта работа помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям, — это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Она позволяет определить причину высокой тревожности учащихся, особенно 5 класса. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» — такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я |
|
поддерживаю ребенка |
ругаю его |
… |
… |
Если в классе есть трудные дети, им тоже нужно предложить заполнить таблицу, чтобы после провести сравнительный анализ ответов родителей и детей.
Таблица для детей
Слова и фразы, которыми мои родители меня
поощряют |
как часто |
ругают |
как часто |
… |
… |
… |
… |
Тест «Мера заботы о ребенке»
Для определения степени проявления заботы по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующее тестовое задание.
Инструкция
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала оценок
1 — категорически не согласен;
2 — мне трудно с этим согласиться;
3 — может быть, это и верно;
4 — совершенно согласен.
Утверждения
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к травмам.
6. Воспитание ребенка — труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо обеспечивает семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать - главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом «Все лучшее — детям!».
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.
Анализ результатов
40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25-40 баллов — вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов — вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
Оценка результатов внеклассной работы с учащимися
Направления воспитательной работы в школе по ФГОС
Планирование внеклассной работы с учащимися в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!