Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью и учителями. И это порой связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом. В этом могут помочь следующие методики.
Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного учебного предмета ученик указывает, почему изучение этого предмета для него необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I |
II |
||
Необходимые |
Причина |
Интересные |
Причина |
I. Варианты ответов на вопрос о необходимых предметах
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в техникум, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
8. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос об интересных предметах
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явления, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.
Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийностью, нравственной проблематикой.
Вопросы II блока — это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером отношений между учащимися и учителем, характером отношений внутри классного коллектива и вне его.
Ранжирование учебных предметов
На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащиеся класса. Им предлагается записать их на листке бумаги по степени значимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1, 2 и 3 места по степени значимости.
Ассоциации
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы.
Если предмет вызывает интерес, ассоциации будут носить положительный характер.
Доминирующие мотивы
Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.
№ |
Перечень мотивов |
Балл |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
|
|
|
|
|
|
2 |
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя |
|
|
|
|
|
|
3 |
Понимаю свою ответственность за учение перед классом |
|
|
|
|
|
|
4 |
Хочу окончить школу и учиться дальше |
|
|
|
|
|
|
5 |
Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
|
|
|
|
|
|
6 |
Хочу быть культурным и развитым человеком |
|
|
|
|
|
|
7 |
Хочу получать хорошие отметки |
|
|
|
|
|
|
8 |
Хочу получать одобрение родителей |
|
|
|
|
|
|
9 |
Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
|
|
|
|
|
|
10 |
Хочу быть лучшим учеником в классе |
|
|
|
|
|
|
11 |
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
|
|
|
|
|
|
12 |
Хочу занять достойное место среди лучших в классе |
|
|
|
|
|
|
13 |
Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу |
|
|
|
|
|
|
14 |
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя |
|
|
|
|
|
|
15 |
Не могу получать плохие отметки |
|
|
|
|
|
|
16 |
Мне нравится учиться |
|
|
|
|
|
|
17 |
Люблю узнавать новое и неизведанное |
|
|
|
|
|
|
18 |
Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
|
|
|
|
|
|
19 |
Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
20 |
Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
|
|
|
|
|
|
21 |
Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
1—3 — мотивы долга и ответственности.
4—6 — мотивы самоопределения и самосовершенствования.
7—9 — мотивы собственного благополучия.
10—12 — мотивы престижности.
13—15 — мотивы избежания неприятностей.
16—18 — мотивы содержания учебной деятельности.
19—21 — мотивы отношения к процессу учения.
В мотивах 1—15 можно анализировать социальные мотивы.
Классному руководителю будет очень важно изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения старшеклассников. Данная методика поможет организовать работу с семьей и учеником для преодоления проблем в учении.
Составление характеристики ученика
№ п/п |
Ф.И.О. |
В каком |
Состоит ли на специальном учете |
Со здоро |
Реко психо |
Сведения о родителях |
Домашний адрес и телефон |
При |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогические наблюдения и выводы
Учащийся
Ф.И.О. _________________
Адаптированность ребенка к школе ________________
Направленность личности школьника __________
Мотивация учебной деятельности ____________
Профессиональная направленность (для старшеклассников) ______
Самооценка ____________
Особенности темперамента ____________
Особенности характера ________________
Дополнительная информация _____________
В последнее время достаточно редкими становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученика. Чаще всего это бывает необходимо делать, если происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов.
Классному руководителю необходимо опираться на свои впечатления и наблюдения, а также желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе; кроме того, если позволяют обстоятельства, выясните мнение одноклассников.
Классный руководитель может также использовать результаты различных диагностических обследований.
Первый вариант
1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
2. Учеба (способности и возможности, прилежание, результаты).
3. Интересы (направленность, глубина, постоянство, перспективность).
4. Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).
5. Отношения с товарищами и учителями.
6. Характер (моральные и волевые качества).
7. Направленность личности (убеждения, поведение).
8. Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).
Второй вариант
1. Состояние здоровья.
2. Социальное положение родителей.
3. Взаимоотношения в семье.
4. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
5. Черты характера, акцентуации.
6. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д.
7. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).
8. Особенности памяти, речь, эмоции.
9. Успеваемость, интеллектуальное развитие:
• любимые предметы;
• нелюбимые предметы.
10. Характер чтения.
11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).
12. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.
13. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
14. Отношение к себе: самокритичное, завышенная оценка.
15. Участие в жизни класса, школы.
16. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.
17. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
18. Педагогические выводы и рекомендации.
Независимо от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости навешивания ярлыков, об ответственности за свою позицию, правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Планирование внеклассной работы с учащимися в школе
Характеристика возрастных особенностей старших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!