Цели: познакомить с условиями жизни животных; расширять представления о жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за жизнью животных и рассказывать о своих наблюдениях.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей, видеофрагмент о строительстве жилищ животными, предметы, необходимые для ухода за животными живого уголка, кроссворд, школьный словарик «Животные России»; у учащихся - цветные карандаши, ножницы, клей.
I Организационный момент
II. Актуализация знаний
Муравьишка по дороге к вам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.
- Докажите это Муравьишке еще раз, чтобы он запомнил. (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает.)
Я хочу сказать спасибо дежурным в нашем классе, которые следили за нашими растениями в течение недели.
— Ребята, ещё раз расскажите, что вы делали и для чего.
(Дежурные называют приемы ухода за комнатными растениями.)
- О каких правилах ухода за растениями вы узнали у взрослых? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 21, с. 34).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинки с изображением животных.)
- Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Назовите их.
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных.)
— Прочитайте тему урока на с. 72. (Как живут животные?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)
— У кого дома есть животные?
- Расскажите, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.
(Желающие рассказывают о своих домашних животных.)
- Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей.) Убедимся в том, что вы правы.
(Класс делится на группы. Учащиеся повторяют правила работы в группах.)
- Откройте учебник на с. 72. Посмотрите, какие задания предлагают авторы учебника для работы в группах. Обсудите и выполните первые два задания. Сделайте выводы.
(Коллективная проверка по учебнику (с. 93).)
— Докажите, что животные — живые существа. (Они питаются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство растут.)
Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.
— Отгадайте загадки. О каких животных идет речь? Покажите и назовите их жилища.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобр. Хатка.)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел. Дупло.)
Сделал дыру,
Вырыл нору.
Вот спальня,
Вот кладовка —
Все сделано ловко. (Хомяк. Норка.)
— Жилища еще каких животных вы видите на рисунке на с. 73?
(Гнездо осы. Гнездо ласточки.)
(Можно показать видеофрагмент о строительстве жилищ животными.)
— Для чего животным нужен дом? (В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.)
— Что животным необходимо для жизни? (Пища, воздух, вода, тепло, свет.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 50).
— Найдите приложение к этому заданию. Выполните задание.
— Кого вы поместили на первый рисунок? Обоснуйте свой выбор.
— А на второй рисунок, на третий? Обоснуйте свой выбор.
V. Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
(Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Приседания.)
И сказали три кота:
- Красота! Красота!
(Хлопки в ладоши.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
(Учащиеся под руководством учителя демонстрируют приемы ухода за животными живого уголка. Если в классе нет живого уголка, можно обговорить правила ухода за теми животными, которые живут дома. Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 50—51, № 1).)
2. Кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?»
(Кроссворд дан на доске. Учитель называет животное, а ученики — его детеныша. По ходу решения кроссворда учитель демонстрирует картинки с изображением животных с детенышами.)
1. Волк. (Волчонок.) 2. Медведь. (Медвежонок.) 3. Лошадь. (Жеребенок.) 4. Белка. (Бельчонок.) 5. Корова. (Теленок.) 6. Индюк. (Индюшонок.) 7. Еж. (Ежонок.) 8. Кошка. (Котенок.) 9. Овца. (Ягненок.) 10. Свинья. (Поросенок.) 11. Собака. (Щенок.)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Верблюжонок.)
- Кто такой верблюжонок? (Детеныш верблюда.)
(Можно организовать работу со школьным словариком «Животные России».)
VII. Рефлексия
Муравьишке приятно слушать о своих друзьях. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)
Молодцы. Муравьишка остался доволен тем, как вы отвечали
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Докажите, что животные — живые существа. (Они растут, приносят потомство, питаются, передвигаются, строят жилища, им необходимы пища, воздух, тепло и свет.)
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).
2. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Животные России.
Игра «Потерялись малыши»
(Учитель читает стихотворение, а ученики называют «потерянную» маму.)
Помогите малышам
Потерялись дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший —
Не догонит мама-... (лошадь).
Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына
Под крылом нашла... (гусыня).
Верблюжонок у ворот
Маму жалобно зовет,
Не бойся — не заблудится,
Придет домой... (верблюдица).
Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая, за кадушкой,
Червяка нашла... (индюшка).
— Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда
Ваша мама-... (утка).
Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться
Мама ослика — ... (ослица).
Малыши и мамы рады —
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.
Я. Пишумов
Способны ли животные думать?
Над этим вопросом стоит задуматься. Если у вас есть кошка, собака. попугай, хомячок — понаблюдайте за ними, поэкспериментируйте, сделайте свои выводы.
Вот отрывок из статьи Юджин Линден «О чем думают животные». Действительно, задумаешься над фактами, приведенными в этой статье.
«Однажды Шарлин Джендри, приматологу из зоопарка города Колумбуса, штат Огайо, сообщили, что самка гориллы Коло завладела каким-то подозрительным предметом. Прибыв на место, Джендри предложила Коло горсть арахиса, но обезьяна в ответ лишь равнодушно посмотрела на нее. Поняв, что переговорный процесс начался, Джендри подняла ставку и предложила горилле кусочек ананаса. Тогда Коло, по-прежнему глядя Джендри прямо в глаза, разжала ладонь — в ней была цепочка от ключей. Обрадовавшись, что в руках у обезьяны не какой-нибудь опасный предмет, Джендри дала ей ананас. Но Коло умела торговаться: она разорвала цепочку и дала Джендри маленький кусочек, вероятно, рассудив: зачем отдавать все, если можно получать по ломтику ананаса за каждую малость? Если животные могут заниматься бартером, то почему бы им не освоить денежные операции?» Вывод делайте сами!
***
Известно ли вам, сколько на Земле всякой живности — зверей, рыб, птиц и разных жучков-паучков? Вот ученые-зоологи описали целую тысячу видов земноводных животных, 6 тыс. видов рептилий, 9 тыс. видов птиц, 15 тыс. видов млекопитающих и 20 тыс. видов рыб. Но больше всех известно учёным насекомых - целый миллион разных видов!
Но мы проникли далеко не во все уголки нашей планеты. А кое-какие животные пугливы, что люди их видели всего-то раз-другой. Поэтому никто и не знает, сколько животных до сих пор еще даже не открыто.
Но некоторых животных мы уже никогда и не увидим живьём – они вымерли. Конечно, ни растения, ни люди, ни животные не живут вечно. Но иногда случается так, что погибают все животные какого-то отдельного вида. Тогда учёные считают, что этот вид полностью вымер – и никогда больше не возродится вновь. Не всегда известно, отчего так получается, но часто виноват в этом бывает человек.
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!