Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс. Как живут животные. Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Как живут животные?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить с условиями жизни животных; расширять представления о жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за жизнью животных и рассказывать о своих наблюдениях.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей, видеофрагмент о строительстве жилищ животными, предметы, необходимые для ухода за животными живого уголка, кроссворд, школьный словарик «Животные России»; у учащихся - цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход урока

I Организационный момент

II. Актуализация знаний

Муравьишка по дороге к вам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.

- Докажите это Муравьишке еще раз, чтобы он запомнил. (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает.)

Я хочу сказать спасибо дежурным в нашем классе, которые следили за нашими растениями в течение недели.

— Ребята, ещё раз расскажите, что вы делали и для чего.

(Дежурные называют приемы ухода за комнатными растениями.)

- О каких правилах ухода за растениями вы узнали у взрослых? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 21, с. 34).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением животных.)

- Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Назовите их.

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 72. (Как живут животные?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)

— У кого дома есть животные?

- Расскажите, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.

(Желающие рассказывают о своих домашних животных.)

- Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей.) Убедимся в том, что вы правы.

(Класс делится на группы. Учащиеся повторяют правила работы в группах.)

- Откройте учебник на с. 72. Посмотрите, какие задания предлагают авторы учебника для работы в группах. Обсудите и выполните первые два задания. Сделайте выводы.

(Коллективная проверка по учебнику (с. 93).)

— Докажите, что животные — живые существа. (Они питаются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство растут.)

Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.

— Отгадайте загадки. О каких животных идет речь? Покажите и назовите их жилища.

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобр. Хатка.)

 

Плотник острым долотом

Строит дом с одним дуплом. (Дятел. Дупло.)

 

Сделал дыру,

Вырыл нору.

Вот спальня,

Вот кладовка —

Все сделано ловко. (Хомяк. Норка.)

— Жилища еще каких животных вы видите на рисунке на с. 73?

(Гнездо осы. Гнездо ласточки.)

(Можно показать видеофрагмент о строительстве жилищ животными.)

— Для чего животным нужен дом? (В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.)

— Что животным необходимо для жизни? (Пища, воздух, вода, тепло, свет.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 50).

— Найдите приложение к этому заданию. Выполните задание.

— Кого вы поместили на первый рисунок? Обоснуйте свой выбор.

— А на второй рисунок, на третий? Обоснуйте свой выбор.

V. Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Приседания.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(Учащиеся под руководством учителя демонстрируют приемы ухода за животными живого уголка. Если в классе нет живого уголка, можно обговорить правила ухода за теми животными, которые живут дома. Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 50—51, № 1).)

2. Кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?»

(Кроссворд дан на доске. Учитель называет животное, а ученики — его детеныша. По ходу решения кроссворда учитель демонстрирует картинки с изображением животных с детенышами.)

1. Волк. (Волчонок.) 2. Медведь. (Медвежонок.) 3. Лошадь. (Жеребенок.) 4. Белка. (Бельчонок.) 5. Корова. (Теленок.) 6. Индюк. (Индюшонок.) 7. Еж. (Ежонок.) 8. Кошка. (Котенок.) 9. Овца. (Ягненок.) 10. Свинья. (Поросенок.) 11. Собака. (Щенок.)

- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Верблюжонок.)

- Кто такой верблюжонок? (Детеныш верблюда.)

(Можно организовать работу со школьным словариком «Животные России».)

VII. Рефлексия

Муравьишке приятно слушать о своих друзьях. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)

Молодцы. Муравьишка остался доволен тем, как вы отвечали

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Докажите, что животные — живые существа. (Они растут, приносят потомство, питаются, передвигаются, строят жилища, им необходимы пища, воздух, тепло и свет.)

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).

2. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Животные России.

Дополнительный материал

Игра «Потерялись малыши»

(Учитель читает стихотворение, а ученики называют «потерянную» маму.)

Помогите малышам

Потерялись дети мам.

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

Жеребенок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший —

Не догонит мама-... (лошадь).

 

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню-сына

Под крылом нашла... (гусыня).

 

Верблюжонок у ворот

Маму жалобно зовет,

Не бойся — не заблудится,

Придет домой... (верблюдица).

 

Что стряслось у индюшат?

Почему они спешат?

У сарая, за кадушкой,

Червяка нашла... (индюшка).

 

— Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама-... (утка).

 

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться

Мама ослика — ... (ослица).

 

Малыши и мамы рады —

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят.

Я. Пишумов

Способны ли животные думать?

Над этим вопросом стоит задуматься. Если у вас есть кошка, собака. попугай, хомячок — понаблюдайте за ними, поэкспериментируйте, сделайте свои выводы.

Вот отрывок из статьи Юджин Линден «О чем думают животные». Действительно, задумаешься над фактами, приведенными в этой статье.

«Однажды Шарлин Джендри, приматологу из зоопарка города Колумбуса, штат Огайо, сообщили, что самка гориллы Коло завладела каким-то подозрительным предметом. Прибыв на место, Джендри предложила Коло горсть арахиса, но обезьяна в ответ лишь равнодушно посмотрела на нее. Поняв, что переговорный процесс начался, Джендри подняла ставку и предложила горилле кусочек ананаса. Тогда Коло, по-прежнему глядя Джендри прямо в глаза, разжала ладонь — в ней была цепочка от ключей. Обрадовавшись, что в руках у обезьяны не какой-нибудь опасный предмет, Джендри дала ей ананас. Но Коло умела торговаться: она разорвала цепочку и дала Джендри маленький кусочек, вероятно, рассудив: зачем отдавать все, если можно получать по ломтику ананаса за каждую малость? Если животные могут заниматься бартером, то почему бы им не освоить денежные операции?» Вывод делайте сами!

***

Известно ли вам, сколько на Земле всякой живности — зверей, рыб, птиц и разных жучков-паучков? Вот ученые-зоологи описали целую тысячу видов земноводных животных, 6 тыс. видов рептилий, 9 тыс. видов птиц, 15 тыс. видов млекопитающих и 20 тыс. видов рыб. Но больше всех известно учёным насекомых - целый миллион разных видов!

Но мы проникли далеко не во все уголки нашей планеты. А кое-какие животные пугливы, что люди их видели всего-то раз-другой. Поэтому никто и не знает, сколько животных до сих пор еще даже не открыто.

Но некоторых животных мы уже никогда и не увидим живьём – они вымерли. Конечно, ни растения, ни люди, ни животные не живут вечно. Но иногда случается так, что погибают все животные какого-то отдельного вида. Тогда учёные считают, что этот вид полностью вымер – и никогда больше не возродится вновь. Не всегда известно, отчего так получается, но часто виноват в этом бывает человек.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!