Цель: познакомить со школьным двором, правилами поведения на нем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать правилам поведения на школьном дворе.
Оборудование: памятки для каждого ученика.
I. Организационный момент
(Дети становятся в круг, берутся за руки и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи во всех делах. Учащиеся рассказывают друг другу о том, что произошло со времени последнего занятия, что изменилось.)
II. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (Спорт.)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе — кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети. (Стадион.)
— Кто уже побывал на нашем школьном стадионе? Что вы там видели? (Ответы детей.)
— Что еще есть на школьном дворе? (Ответы детей.)
— Кто уже догадался, куда мы отправимся сегодня? (На школьный двор.)
III. Работа по теме урока
1. Подготовка к экскурсии
— Послушайте совет наоборот от поэта Г. Остера.
Если вы с друзьями вместе веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах и кататься по земле,
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым. Это делается так:
Залезайте прямо в лужу, покатайтесь по земле
И немножко на заборе повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах,
И кататься по земле,
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
— Так как не надо вести себя на школьном дворе и во дворе своего дома? А как надо? (Ответы детей.)
А сейчас мы с вами пойдем на экскурсию на школьный двор. — Какие правила нужно соблюдать во время экскурсии? (Учащиеся называют правила.)
Памятка. Правила поведения на школьном дворе
1. Посмотри, нет ли занятий на школьном дворе во время твоей прогулки, не будешь ли ты мешать своим присутствием ребятам.
2. На спортивной площадке будь внимателен: качели, спортивные снаряды (лестница, турник и т. д.) могут быть опасны в случае неправильного обращения.
3. Не подходи к опасным сооружениям (трансформаторная будка и др.)
4. Играй с друзьями в безопасные игры, не залезай на заборы, крыши, деревья.
5. С друзьями будь дружелюбен. Вместе играть веселее!
6. Зеленые насаждения украшают школьный двор. Не рви цветы, не ломай деревья!
7. Если побежал играть в другой двор (или любое другое место), не забудь предупредить об этом родителей.
(Для закрепления можно прочитать рассказ школьника (см. дополнительный материал).)
2. Экскурсия на школьный двор
(Учитель знакомит детей с территорией школы, показывая имеющиеся объекты. Указывая на зеленые насаждения, клумбы, учитель предлагает полюбоваться деревьями, цветами, говорит о необходимости относиться к ним бережно. Обращает внимание детей на тот факт, что за цветами ухаживают сами же школьники и что первоклассники тоже стали полноправными хозяевами школьного участка. На спортивной площадке учащиеся могут немного побегать, выполнить несколько упражнений. Учитель также показывает детям безопасные места для игр во время перемен и после уроков. При этом важно обратить внимание учащихся на те места в окрестностях школы, которые могут быть опасными: качели, спортивные сооружения (на которые не стоит залезать высоко, так как можно сорваться и упасть), стройплощадка, трансформаторная будка и т. д.)
IV. Подведение итогов урока
— Что вы запомнили?
— Какие правила надо выполнять, чтобы прогулка была безопасной?
(Можно попросить детей нарисовать школьный или свой двор. Памятки можно раздать учащимся или повесить в классном уголке.)
К чему приводит непослушание
(Рассказ школьника)
Многое из того, что с нами случается, происходит из-за нашего непослушания. Нам кажется, что ничего с нами не может случиться, мы уже большие, и взрослым не нужно нас опекать и давать советы. Но почти всегда происходит наоборот.
Я хочу рассказать историю, которая привела к тому, что мой младший брат Павлик оказался на больничной койке.
Однажды я, мой брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по канатной лестнице, качались на качелях, катались на карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.
Когда мы уже собирались домой, Паше вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика. В какой-то момент ее окликнула женщина, гуляющая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Павлик в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Паша сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Павлик уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Павлика с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.
В больнице мама и Паша пробыли почти два месяца. Павлик не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ему пришлось заново учиться ходить.
С того дня прошло уже семь месяцев, но Паша до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!
Ребята, будьте всегда и везде внимательны, осторожны и слушайтесь старших!
Доскажи словечко
После обеда можно спать,
А можно во дворе... (играть).
И в мороз, и в жару
Играть на улице... (люблю).
Я важное закончил дело,
И погулять иду... (скорее).
Мяч, скакалка и ракетка,
Лыжи, санки и коньки
Лучшие друзья... (мои).
Мама машет из окна,
Значит, мне домой... (пора).
Стадион
Какая же школьная площадка без стадиона?! Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далекие предки современных греков — эллины — провели первую Олимпиаду. Эллины ценили красоту, и красивыми у них считались люди крепкие, здоровые, ловкие. Возник обычай проводить состязания с участием атлетов со всей Эллады. Сначала атлеты соревновались только в коротком беге на один стадий, т. е. на 192 м 27 см. От названия этой первой дистанции и произошло слово «стадион».
Мяч
Как попал в спорт мяч? Он здесь по праву. Без него не состоялись бы многие спортивные состязания. Попробуйте перечислить, какие именно.
Даже трудно поверить в то, что мяч, вернее его название, связан со словами «мягкий», «мякоть», «мякиш». Тем не менее, еще полвека назад в псковских деревнях девушки пели частушку:
Пушу мякчик по дорожке,
Пущай мякчик катится...
Связь со словами-родственниками еще не была разорвана. Однако сейчас вряд ли кто из вас догадается, почему мячик называется мячиком.
Футбол
Футбол (англ, football, где foot — стопа, ball — мяч) появился в России в начале XX в. Родина его — Англия. Похожая на современный футбол игра появилась там уже в XIII в., а в 1314 г. был издан первый королевский указ о футболе, где повелевалось прекратить «беснование с большим мячом» в черте города. Однако возникновение современной футбольной игры в Англии обычно относят к XIX в.
Хоккей
Это английское слово появилось у нас сравнительно недавно — в 30-40-е гг. XX в. Что такое хоккей? Это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забиваются в ворота противника. Впрочем, это известно всем. Родина хоккея на траве — Англия, а хоккея на льду — Канада, где в 1866 г. состоялся первый официальный матч.
Свой блистательный путь современный хоккей начал на берегах озера Онтарио, близ которого находился канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую консервную банку. Так родился хоккей. С тех пор прошло много лет. Банку заменили литой резиновой шайбой, появились правила новой игры, которая вскоре пленила многих любителей спорта на американском континенте. Затем игра перекочевала в Европу.
В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 г. На базе заимствованного из английского языка слова «хоккей» у нас возникли слова «хоккейный», «хоккеист», «хоккеистка». Но хоть слово и пришло к нам из английского языка, восходит оно все-таки к старофранцузскому hocquet — палка.
Основные правила для повторения
1. В школу следует приходить аккуратно одетым, причесанным.
2. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
3. В школу нужно приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не надо толкаться, стараться опередить всех. Перед входом нужно тщательно вытереть ноги.
4. Мальчики при входе в школу должны снять головной убор.
5. Когда входишь в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, а потом с товарищами.
6. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешения у учителя.
7. Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
8. Если учитель задает вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
9. Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, нужно употреблять «вежливые» слова: пожалуйста, спасибо.
10. Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать ее, не писать на ней, не царапать острым предметом.
11. Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
12. В коридоре нельзя бегать и кричать.
13. Во время перемены можно играть в различные игры.
14. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за этот день, надо здороваться.
15. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему дорогу. Если рядом с мальчиком идет девочка, он должен пропустить ее вперед.
16. Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.
Школьные загадки
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга.)
Черные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд —
Сейчас заговорят. (Буквы.)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Белый зайчик прыгает по белому полю. (Мел и доска.)
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать!
Называюсь я... (тетрадь).
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка.)
Отгадай, что за вещица —
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена...
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
Деревянный ящик мой
Я в портфель кладу с собой.
Ящик этот очень мал,
Называется... (пенал).
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие птицы?
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!