Цели: познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; называть птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану.
Оборудование: перфокарты, конверт с письмом, картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах с ярким оперением или картинки с изображением этих птиц (павлин, колибри, райские птицы, попугаи), школьный словарик «Птицы России»; у учащихся — разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.)
— Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?
— Отгадайте загадку.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Сом — это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса — 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.
2. Работа с перфокартами
(Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.)
— Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы — зеленым цветом, морские рыбы — синим цветом.
(Можно использовать КИМы (тест 9, с. 15).)
III. Самоопределение к деятельности
Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.
(Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»)
— Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)
— Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
— Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет.)
— Почему? (Бабочка — насекомое.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)
— Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Кто больше»
— Вспомните, каких птиц вы знаете.
(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)
Молодцы! Сколько птиц назвали!
— А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку- летягу.)
— Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
— Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)
— Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать — не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)
— Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
— Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы.
(Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)
— Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
V. Физкультминутка
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.)
— Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
— Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
— А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
— Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
— Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
— Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
— Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
— Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
— Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)
— Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.) Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?
(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)
— Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)
(Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 25, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)
2. Беседа
— О какой птице говорится в загадке?
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес... (павлин).
(Если есть возможность, то учитель показывает перо павлина.)
Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаше всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(Если есть возможность, можно показать видеофрагмент о птицах с ярким оперением. Если такой возможности нет, учитель демонстрирует картинки с изображениями птиц: павлина, колибри, райской птицы, попугая и др.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (с. 25-26).
— Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
— Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.)
— Чем отличаются? (Размером.)
У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.
У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.
Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета.
— Выполните задание.
№3(с.26).
— А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
4. Беседа, работа по учебнику
— Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя.
(Самопроверка по учебнику (с. 90).)
— А все ли птицы умеют летать?
— Отгадайте загадки.
И петь не поет,
И летать не летает...
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус.)
Скажи-ка мне,
Какой чудак
И днем и ночью
Носит фрак? (Пингвин.)
— Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями.)
(На доске появляются картинки с изображением пингвина, страуса.)
Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу — рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы — ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.
— Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37.
(Работа в парах.)
Пример рассказа
Сорока — птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые.
(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)
— Придумайте сказочную историю по нижнему рисунку на с. 37.
5. Работа со школьным словариком «Птицы России»
(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой-либо птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.)
VII. Рефлексия
(На доске крупное изображение птицы. Учитель называет части птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.)
— Отгадайте, о какой птице идет речь.
(По мере отгадывания учитель показывает картинки с изображением птиц, о которых идет речь.)
Ночь, как смола, черным-черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава. Это ухает... (сова).
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел.)
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
— Приведите примеры птиц.
— По какому плану мы описывали птицу?
Рекомендации для занятий дома
1. Почитать вместе со взрослыми школьный словарик «Птицы России».
2. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.
Птицы
Как птицы летают? Крыло сгибается также, как рука. При помощи крыльев птицы могут изменить направление полета. Птицы очень легкие, потому что кости у них полые и заполнены воздухом. А обтекаемая форма тела помогает им быстро летать. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух и очень быстро машет крыльями. Правда, есть такие тяжелые птицы, что им приходится взлетать с разбега. Они взмахивают крыльями, чтобы набрать необходимую скорость и оторваться от земли. Крупные птицы широко раскрывают крылья и медленно машут ими. Они парят в воздушных потоках, высматривая на земле пищу. Мелкие птицы машут крыльями часто. Колибри работает крыльями так быстро, что может висеть в воздухе, лететь вперед и назад.
Перелетные птицы. Некоторые птицы совершают дальние перелеты. Каждую осень они улетают в теплые места — туда, где много пищи. Некоторые птицы летят днем, другие — ночью. Они находят путь по солнцу, звездам и приметам на земле. Полярные крачки совершают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир — из Арктики в Антарктику, а потом обратно.
Клювы. Хищные птицы. Птицы не жуют пищу, потому что у них нет зубов. Они заглатывают ее целиком. Затем пища перетирается в стенке желудка, называемой мускульным желудком.
По форме клюва можно сказать, чем питается птица. Пеликаны ловят рыбу в мешки под клювом. Фламинго добывают пищу, процеживая ил через клюв. У хищных птиц кривые когти, которыми они внезапно хватают мелких животных и птиц. А своим большим загнутым клювом они отрывают куски мяса.
Перья. Перья гораздо теплее меха. Часто можно увидеть, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом, и перья не намокают. Но все равно рано или поздно перья обтрепываются и изнашиваются. Поэтому, по крайней мере раз в год, птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.
Воробей
В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую птичку — воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаешься. В городах живут городские воробьи, а в деревнях — деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением.
Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: у него черные пятна на белых щечках, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селится в городах потому, что там ему не хватает насекомых.
Воробьи — очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и не только истребляют насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» — кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут их с тех пор. Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека — под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей — плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое — скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
* * *
Воробьи-воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Синица
Назвали ее так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции». С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Синицы — красивые птички размером с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
Ранней весной синица начинает вить гнездо. Еще холодно, поэтому гнездо она делает из пуха, перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине. Гнезда синицы сооружают в дуплах, которые сделал дятел, или сами делают дупло в старом трухлявом пне.
Синицы — многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10—12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду. К концу лета в одной синичьей стайке-семейке будет 20—25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они не улетают в теплые края, как другие птицы, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
* * *
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям —
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день —
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
Ласточка
Еще ее называют касаткой. Так люди выразили любовь к этой птичке. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома, это к счастью. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту.
Ласточка — птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается ласточка на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом.
Из соломы, глины и своей слюны лепят ласточки гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые ласточки гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Таких ласточек называют береговушками, или береговыми ласточками. Глядя на ласточек, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров.
Если погода ясная и теплая, ласточки летают высоко. Чем больше на небе туч, тем ниже летают ласточки, потому что во влажную погоду крылья мошек намокают, и они опускаются к земле. Особенно плохо и голодно ласточкам в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Тогда ласточки летают, почти касаясь травы: вспугивают притаившихся сонных мошек и тут же ловят их. В начале августа ласточки собираются в стаи и вскоре отправляются зимовать в теплые страны.
* * *
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели... Тише, тише...
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
Скоро пестрые яички
Будут в гнездышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток поджидать.
Н. Забила
Колибри
Сколько чудес в природе! Одно из таких чудес — птичка колибри, самая маленькая и самая красивая в мире. Самые крупные колибри величиной с ласточку, а самые маленькие — со шмеля. Их так и называют — птица-муха.
Ни одна птица не умеет так летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперед. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать с него нектар — это их еда. Кроме нектара, колибри питаются пыльцой растений и насекомыми, которые ползают на цветке. Так, перелетая с цветка на цветок, как бабочка, колибри съедает пищи в два раза больше, чем весит сама. Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Обитают эти птички в Америке, в тропическом поясе.
Гнездо этой маленькой птички величиной со скорлупу грецкого ореха и сплетено из травинок. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный острый клюв в нос или в глаз противника.
* * *
В чаще леса, в гуще мрака
Луч рассветный задрожал.
Там колибри, искра-птаха,
Словно маленький пожар.
С. Погореловский
* * *
Колибри снует
Меж цветов неустанно —
Она принимает
Душистые ванны.
И вдоволь набрав
Аромата и света,
Она улетит
Разноцветной ракетой.
М. Каррильо
Утка
Величина утки-кряквы примерно 0,5 м. Утка в полете издает характерное звонкое кряканье.
Кряква живет на тихих водоемах с обильной растительностью, особенно с зарослями камыша, даже в больших городах. Это самая обычная утка в Европе. Утки-кряквы собирают корм, опустив голову вниз (характерная «стойка на голове») и отцеживая клювом растительный материал, а также различных беспозвоночных — червей, моллюсков, насекомых. Период размножения — с марта до июня. Пары образуются осенью и на зимовках. Гнездо кряквы обычно спрятано в траве на краю водоема. От кряквы происходит домашняя утка.
Продолжительность жизни птиц отряда воробьинообразных
Отряд воробьиных — самый большой отряд птиц. При содержании в неволе многие из них доживают до 30 лет, а ворон — почти до 70 лет. О продолжительности жизни птиц в природе рассказывают кольца, надетые птицам учеными-орнитологами. Так, ласточка-касатка живет • 6 лет, береговушка — 8 лет, жаворонок — 9, белая трясогузка — 10, сорокопут-жулан — 12, оляпка — 8, горихвостка — 7, черный дрозд — 13, мухоловка-пеструшка — 21, большая синица — 10, щегол — 13, домовой воробей — 13, полевой — 10, чечетка — 17, дубонос — 14, скворец — 20, сорока и иволга — 15.
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!