Цели: познакомить с целями и задачами раздела; дать представление о том, что Россия — наша Родина; познакомить с основными символами государства, с происхождением и историей российских герба и флага, с их функциональным предназначением, символическим значением цветов и образов; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать государственную символику Российской Федерации; сравнивать и описывать герб и флаг России.
Оборудование: ребус, карта России, вертолетик, флаг и герб России, текст и музыка гимна, картинки с изображениями различных животных, рек, гор, фотографии городских достопримечательностей, оборудование для демонстрации видеофильма, слайдов, запись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), школьные словарики «Регионы России», «Реки, моря, озера, горы России»; у учащихся — конверт со знаками оценки своих достижений (на каждом уроке), цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем. (Окружающий мир.)
— А кто наши помощники? (Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.)
— Какие слова вам помогут составлять вопросы?
(Учащиеся называют слова-помощники.)
— Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает.)
— Составьте вопросы о том, как нужно вести себя в школьной столовой, библиотеке, раздевалке, на уроке, школьном дворе, при переходе проезжей части. Воспользуйтесь словами- помощниками. (Почему нельзя бегать по школьному коридору? Что нужно сказать, зайдя в класс? Как надо правильно вести себя в библиотеке?Куда надо сначала посмотреть при переходе дороги ? Почему нельзя разговаривать во время еды ? Пт. д.)
Кто из вас работал дома по атласу-определителю?
— Кому понравилось узнавать новое, неизвестное? Молодцы!
III. Самоопределение к деятельности
(На доске ребус: Р1А.)
— Разгадайте ребус. (Родина.)
— А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»?
— Что можете рассказать о своей Родине? (Ответы детей.) (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение 3. Александровой.)
Если скажут слово — «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Родине.)
— Прочитайте тему урока на с. 10 учебника. (Что такое Родина ?)
— Давайте узнаем, какие учебные задачи предлагает нам решить Муравьишка.
Комментарий для учителя. Этот текст может быть прочитан
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.) (Учитель показывает Россию на карте мира.)
Россия — самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
— Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К. Ушинский называет нашу страну - Россию.
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
- Как называет писатель родную страну? (Отечество, Родина, матушка.)
- Рассмотрите рисунок нас. 10—11. Что вы можете рассказать о нашей стране? (Ответы детей.)
Для того чтобы подробнее познакомиться с нашей страной, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить по ней небольшое путешествие.
- А на чем же мы будем путешествовать?
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (вертолет).
Правильно, мы полетим на вертолете. Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.
(Учитель прикрепляет вертолет на карту в соответствующей части.)
На этой земле все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели. Эти землю так и называют — белая земля.
— Рассмотрите верхнюю часть рисунка на с. 11. Каких животных вы видите? (Белого медведя, северного оленя.)
— Что вы можете сказать об этой части России? (Ответы детей.) (Учитель вывешивает на доску соответствующие картинки. Если есть возможность, можно показать видеофрагмент, диафильм, слайды.)
Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть.
- А теперь рассмотрите человека. Чем он занимается? (Ответы детей.)
Правильно, человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубокому снегу. Нарты — это специальные сани, в которые запрягают оленей. На нартах перевозят грузы.
— А как одет человек? (Ответы детей.)
Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называются «чумы».
Нам пора лететь дальше — Муравьишка заметил рыбаков. Мудрая Черепаха предлагает совершить посадку.
(Учитель прикрепляет вертолет в районе Дальнего Востока.)
— Что вы может сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди? (Ловят рыбу.)
В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порт приходят корабли из разных стран с различными товарами.
Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.
— Что такое тайга? (Ответы детей.)
Правильно, тайга — это огромный хвойный лес.
(Учитель показывает картинку с изображением тайги.)
— Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна.)
— Каких животных можно встретить в тайге? (Волка, медведя, лису и др.)
— Чем занимаются люди в этих краях? (Охотятся.)
А в этих краях люди добывают нефть.
Пролетая дальше, мы увидим реки, города, поля, луга, и даже горы.
(Учитель демонстрирует картину с изображением гор. Можно показать видеофрагмент или слайды.)
В горах можно увидеть горца с отарой овец. Но наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины.
— Где же мы остановились? Как называется главный город России? (Москва.)
— Расскажите, что вы знаете об этом городе. (Ответы детей.) Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России. (Учитель прикрепляет вертолет к той части рисунка на с. 10, где изображен Санкт-Петербург.)
— Рассмотрите рисунок. Вы узнали этот город? Как он называется? (Санкт-Петербург.)
Этот город — настоящий музей под открытым небом. Здесь много памятников, старинных зданий, выставочных залов.
(Можно использовать школьный словарик «Регионы России» (с. 68).)
Посмотрите на карту России — как много на ней голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.
(Можно зачитать информацию о самых известных реках, морях озерах России из школьного словарика «Реки, моря, озера, горы России».)
- А какие прекрасные города есть в нашей стране! Назовите
(Можно устроить соревнование по рядам, кто больше назовет городов.)
Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др. О них мы будем говорить на следующем уроке.
2. Знакомство с государственными символами
(Учитель показывает герб и флаг России.)
— Это государственные символы. Назовите их.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Слово «символ» в переводе означает «знак, пароль, сигнал».
— Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб — это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
(Можно показать учащимся монету.)
Слово «герб» в переводе означает «наследство». На гербе отражается история. Давайте рассмотрим наш герб.
— Чтобы рассмотреть его получше, откройте учебник на с. 10.
- Что изображено на гербе?
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой — двуглавый,
Символизирует страну —
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко —
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами — короны,
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Герб
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
(Необходимо обратить внимание детей на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.)
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Он восседает на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Издревле Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его образ часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Флаг
Еще один важный символ нашего государства — флаг. Он имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко- или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, придавая уверенность и мужество ратникам.
Затем на полотнищах стали изображать святых — «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета: зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры.
Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. 22 августа в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации.
— На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг? (Ответы детей.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 4).
— Назовите день рождения бело-сине-красного флага.
- Что обозначает красный цвет флага?
— Что символизирует белый цвет?
— Что символизирует синий цвет?
— Где можно увидеть Государственный флаг?
- На каких зданиях нашего города развевается флаг?
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шевелит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Продолжение знакомства с государственными символами Гимн
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим гимн. Гимн — это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Музыку для российского гимна написал Александр Васильевич Александров, а слова - поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя.
(Звучит один куплет гимна.)
12 июня наша страна отмечает День России.
(Можно предложить учащимся дома с родителями почитать °б этом празднике в школьном словарике «Праздники России» (с. 42-43).)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 4).
(Работа в парах.)
— Что мы называем своей малой родиной? (Ответы детей.) Родина — это и дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
- А в каком городе родились вы? Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.)
(Учитель обобщает, дополняет, демонстрирует слайды, открытки, фотографии с достопримечательностями родного города.)
(Звучит песня «С чего начинается Родина», дети подпевают.)
VII. Рефлексия
Нетерпеливый Муравьишка желает узнать, все ли вы поняли на сегодняшнем уроке, и спешит задать свои вопросы.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 11, в рамке).)
— Попробуйте оценить свои достижения на уроке с помощью уже знакомых условных знаков. Достаньте их из конверта.
(Учитель вывешивает знаки оценки своих достижений.)
— Повторим, что означают данные смайлики.
(Учащиеся показывают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что...» (Учащиеся по цепочке продолжают.)
Рекомендации для занятий дома
1. Взять интервью у своих родителей, спросить их о том, что они знают о своем родном городе.
2. Почитать вместе с родителями школьный словарик «Реки, моря, озера, горя России».
Государственный гимн России
(Муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество
Наше свободное,
Братских народов
Союз вековой,
Предками данная
Мудрость народная!
Славься, страна!
Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущее нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
(Текст гимна дети должны выучить за время обучения в начальной школе. В 1 классе можно рекомендовать выучить первый куплет и припев.)
Наш герб
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный —
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
С. Маршак
(Можно показать детям гербы других государств.)
***
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
***
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен.
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На святых твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит.
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквях старинных
Вырастают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных —
Это — матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто царь-колокол поднимет?
Кто царь-пушку повернет?
Шляпу кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
…
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
Пословицы и поговорки о Родине
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина-землица и во сне снится.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Всяк чужу сторону хвалит, а сам ни ногой.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины — что соловей без песни.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Если народ един, он непобедим.
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие птицы?
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!