Цели: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; учить различать камни (гранит, кремень, известняк); рассказать о значении камней в жизни человека; учить пользоваться увеличительным прибором — лупой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать объекты неживой природы по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам; различать кремень, гранит, известняк.
Оборудование: коллекция камней; у учащихся — различные по форме, размеру и цвету камешки, образцы гранита, известняка, кремня, лупа, ножницы, клей.
Предварительная подготовка: на прогулке рассмотреть и собрать различные камешки, которые лежат под ногами.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы говорили о том, что у нас над головой. Что вы запомнили? (Мы познакомились с созвездием Большой Медведицы.)
— Кто может нарисовать звезды-точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы?
(У доски работают три человека. Проверка по учебнику (с. 19). Можно использовать КИМы (тест 2, с. 7). Тест выполняется под руководством учителя.)
IIl. Самоопределение к деятельности
— Ребята, на прогулке мы с вами обратили внимание на то, что у нас под ногами. Что же вы запомнили? (Ответы детей.)
— А вот наш Муравьишка собрал целую коллекцию камешков. Что вы можете рассказать нам о найденных камнях? (Камешки отличаются друг от друга размером, формой, цветом.)
— Кто попробует догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 20.
— Прочитайте тему урока. (Что у нас под ногами?)
— Прочитайте, о чем мы узнаем и чему научимся.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Начнем со второй поставленной задачи. Попробуем камешки, принесенные Муравьишкой, разложить на три группы так, как это показано в учебнике.
(Кто-то из детей работает у доски, остальные в парах сортируют свои камни по форме, размеру, цвету.)
— Какой вывод мы можем сделать? (Камни могут быть разного цвета, размера и формы.)
2. Практическая работа в парах
Муравьишка Вопросик принес еще вот такие камни. (Учитель показывает гранит, известняк и кремень.)
— Что вы можете сказать об этих камнях? (Они разные по цвету, форме, размеру.)
— Найдите у себя на столах камни, похожие на те, что принес Муравьишка. Если затрудняетесь, то рассмотрите образцы этих камней на с. 20. Попробуйте, пользуясь рисунком, найти данные образцы.
(У каждого ученика на парте лежат образцы этих камней и лупа. При необходимости учащиеся могут воспользоваться атласом-определителем.)
— Проверьте еще раз по рисунку на с. 20 правильность выбора камней.
— Рассмотрите гранит с помощью лупы. Что вы заметили?
(Гранит состоит из мелких разноцветных зерен. Гранит имеет разные цвета и оттенки.)
Гранит — очень прочный камень, и его часто используют в строительстве.
— А что вам известно о кремне и известняке? (Ответы детей.)
— Сравните ваши ответы с информацией на с. 21.
(Читающие дети или учитель знакомят остальных учащихся с данной информацией.)
Делаем второй вывод: среди камней есть гранит, кремень, известняк, которые человек научился использовать.
(Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 10—11,№ 1).)
V. Физкультминутка
По дорожке шли, шли,
(Шагают на месте.)
Много камешков нашли.
Присели (садятся), собрали (встают),
Дальше пошли.
(Шагают на месте.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Используя полученную информацию, попробуйте объяснить, что изображено на рисунках и фотографии на с. 21. (Ответы детей.)
Первобытные люди используют кремень, чтобы добыть огонь. Муравьишка для постройки дома использует камешки гранита. На фотографии известняк при сильном увеличении.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 11).
— Найдите в приложении на с. 59 рисунки камней. Вырежьте их и выполните задание.
(Проверка по учебнику (с. 20).)
VII. Рефлексия
Муравьишка вновь подготовил для вас хитрые вопросы.
— Что у нас под ногами?
— Чем отличаются друг от друга разные камешки? (Формой, размером, цветом.)
— Названия каких камней вы запомнили? (Известняк, гранит, кремень.)
— Для чего они служат?
Молодцы! Муравьишка доволен вашей работой.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вы научились сортировать камешки. Как вы это делали? (По форме, размеру, цвету.)
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 11).
2. Найти информацию о других камнях.
Гранит считается очень прочным камнем. И это его качество нашло отражение в русском языке. В виде таких, например, устойчивых выражений, как «грызть гранит науки» и «камень — гранит».
Гранит использовали в качестве строительного материала ещё до нашей эры. Так, древние египтяне и греки применяли его при сооружении статуй и гробниц. А благодаря способности гранита не разрушаться на протяжении очень долгого времени его использовали для изготовления надгробий, могильных плит и памятников.
В настоящее время гранит считается достаточно дешевым, но при этом очень красивым строительным камнем. Архитектурные детали сооружений, выполненные из гранита, производят сильное впечатление. Многие памятники архитектуры обрели свое великолепие именно благодаря этому материалу. Из гранита, например, изготовлены красноватого оттенка колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, из выборгского гранита выполнен постамент знаменитого «Медного всадника», из этого же материала изваяны величественные фигуры атлантов, украшающие вход в Эрмитаж.
Автор: Максимова Т. Н.
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие птицы?
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!