Цели: уточнить знания о дневном и ночном небе; сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы; развивать представления о форме и размерах предметов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; находить на небе Большую Медведицу.
Оборудование: видеозапись ночного неба или слайды, куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с вопросами и загадками, школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия»; у учащихся — пластилин, принадлежности для лепки.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Муравьишка Вопросик вам принес в конверте вопросы.
(Учащиеся по очереди выходят и отвечают на вопросы.)
— Как называется наша страна?
— Какие народы живут в России?
— Чем различаются представители разных народов?
— Что у них общего?
— О каких народах своего края вы узнали у взрослых?
— Какие символы нашего государства вы знаете?
— Как выглядит наш флаг?
— Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?
— О каких праздниках вы прочитали в школьном словарике?
III. Самоопределение к деятельности
— В конверте у Муравьишки Вопросика есть что-то еще. Это загадки. Отгадайте их.
(Отгадки учитель записывает на доске.)
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце.)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только —
От него осталась долька. (Луна.)
На черный платок
Просыпано просо,
Пришел петушок,
А склевать не просто. (Звезды.)
— Сравните эти слова. Что у них общего? (Все это мы можем увидеть на небе.)
— А что вы можете сами рассказать об этих небесных телах? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей.)
— Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, прочитайте тему урока нас. 18 учебника. (Что у нас над головой ?)
— Прочитайте, о чем мы узнаем и чему научимся на уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения за ночным и дневным небом
— Какие небесные тела можно увидеть днем, а какие ночью? (Днем можно увидеть Солнце, а ночью — Луну и звезды.)
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба.
(Если есть возможность, можно показать слайды с изображением ночного неба. Во время демонстрации можно прочитать вслух описание ночного неба (атлас-определитель «От земли до неба», с. 208, первый абзац).)
— Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное.)
2. Игра «День-ночь»
(Если учитель говорит слово «ночь», учащиеся должны положить голову на стол и закрыть глаза, если слово «день» — сесть красиво.)
3. Моделирование
— Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась еще одна загадка. Попробуйте ее отгадать.
Голубой платок,
Алый колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и Солнце.)
— С чем в загадке сравнивается небо? (С голубым платком.)
— А Солнце? (С алым колобком.)
— Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка.
(Учитель выставляет на полку куб, тарелку и мячик.)
— Муравьишке интересно, с каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Солнце похоже на мяч.)
Правильно, мы видим в небе Солнце, похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка.
— Достаньте пластилин. Вылепите из него модель Солнца. Какого цвета пластилин вы будете использовать? (Желтого.)
— Еще раз внимательно рассмотрите Солнце на с. 18 учебника. (Учащиеся рассматривают рисунок и лепят модель Солнца.) Мудрой Черепахе понравились ваши солнышки. Вы хорошо потрудились. Молодцы!
— Наши солнышки маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Ответы детей.)
Солнце — огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли.
— А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей.)
Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.
V. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, Муравьишка приготовил для вас вопрос.
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы.)
(Если дети затрудняются, учитель предлагает найти ответ в учебнике.)
— Найдите рисунок вверху на с. 19. Что вы видите? (Медведицу.)
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, очень хотите узнать, почему? Тогда я расскажу вам древнюю сказку.
Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын — охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие.
— Обратите внимание на рисунок в учебнике. Сколько ярких звезд в созвездии? (Семь.)
— Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш.)
(Учитель демонстрирует кухонный ковш.)
2. Работа у доски
— Кто желает нарисовать на доске звезды, которые образуют ковш Большой Медведицы?
(У доски одновременно работают три человека.)
Молодцы! Муравьишка и Мудрая Черепаха довольны вашей работой.
3. Моделирование
— А как можно изготовить модель ковша?
— Попробуйте сами вылепить такую модель из пластилина.
(Работа в парах.)
— Как вы думаете, существуют ли другие созвездия? Какие вы знаете? (Ответы детей.)
В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды — это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце, — красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики.
(Если позволяет время, можно почитать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».)
— С помощью атласа-определителя сделайте модели еще одного-двух созвездий.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 10).
— Посмотрите в окно. Понаблюдайте за облаками. Какие сегодня облака? Отметьте в тетради.
№2 (с. 10).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по учебнику (с. 19).)
5. Знакомство с научным дневником
Ребята, наши друзья Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам побывать в роли астрономов, наблюдающих за звездами и Луной. Для этого они хотят вас познакомить с научным дневником в ваших тетрадях.
(Учащиеся открывают дневник. Учитель читает и объясняет первое и второе задания (с. 2—3).)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 19, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?
— Покажите, какие модели Солнца и созвездий у вас получились.
Рекомендации для занятий дома
1. Вместе со взрослыми вести наблюдения за Луной и созвездием Большой Медведицы, записывать результаты.
2. Вместе с родителями почитать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».
3. Самые любопытные могут узнать и рассказать в классе о других созвездиях.
Большая Медведица
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь, две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею —
Всадник, скачущий на нем.
Замечательный наездник
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золоченую узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
Ю. Синицын
Большая Медведица
В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Из самых ярких звезд они мысленно составляли различные рисунки и придумывали к ним сказочные истории.
Например, созвездие из семи ярких звезд, похожее на огромный небесный ковш, они называли Большая Медведица. Это созвездие они видели на небе круглый год.
Четыре звезды образовали ковш, а три звезды — длинную ручку. Эти семь звезд — самые яркие в созвездии. Кроме них есть еще множество слабо мерцающих звездочек.
У средней звезды ручки есть свое имя. Это звезда Мицар. Мицар — значит «конь». Рядом с Мицаром чуть заметна еще одна звездочка. Ее назвали Алькором. Алькор значит «всадник». Если человек видит не только яркий Мицар, но и слабо светящийся Алькор, он будет метким стрелком и хорошим воином.
***
Созвездий очень много — 88. Но не все из них яркие и заметные. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звезд очень трудно или даже невозможно рассмотреть то, о чем говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш; очень трудно представить себе на небе жирафа или рысь.
На карте звездного неба целый ряд созвездий своими названиями напоминает нам легенду о корабле Арго и аргонавтах. Золотое руно — это шкура Овна. Предводитель аргонавтов Ясон усмирил меднокопытных быков (созвездие Тельца) царя Колхиды. Геракл (созвездие Геркулеса) победил немейского льва и дракона, его противником был также Рак. На небе есть созвездия Жертвенник, принадлежащий Ясону, Чаша волшебницы Медеи, Гидра — еще один дракон, охраняющий золотое руно, а также Ворон — символ волшебства и смерти. Хирон — составитель звездной карты — поместил себя в виде Кентавра (созвездие Центавр), не забыв при этом лиру — свой любимый музыкальный инструмент. И, конечно, почетное место на южной полусфере небосвода занимает Корабль Арго.
В древности, когда еще не все небо было разбито на созвездия, многие звезды не имели наименований. В эпоху Средневековья арабские астрономы дали имена наиболее ярким звездам. Самая яркая звезда в данном созвездии обозначалась первой буквой греческого алфавита «альфа», вторая по яркости звезда — буквой «бета» и т. д.
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие птицы?
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!